"Тризна по Олегу". Виктор Михайлович Васнецов. 1899.

1. Тризна

  1. тризна у древних славян - заключительная часть погребального обряда, которая состояла из жертвоприношения, военных игр, банкета в честь умершего, после принятия христианства - поминки.
  2. поминки.

2. Суть

Тризна - это прославления Богов, посвященное исключительно поминанию умерших. Эта Богослужение утверждает вечную победу Жизни над Смертью благодаря единству трех миров в Триглаве Рода Всевышнего. Тризна - это сокращение словосочетания: "Триглав (Троицу, три мира) знать", т.е. отдать об общности трех уровней бытия и выполнять святого обязанность поддержания связи между поколениями независимо от места пребывания Предков. Во время этого обряда осуществляются прославления и моления к Родным Богам, которые находятся в Правые, Яве и Нави, возвышается их величие, справедливость и милосердие и хвастаются подвиги и богоугодные деяния славных Богатырей и умерших предков нашего Рода. При Тризны демонстрируется глубинное осознание действительности, праведность, достоинство, доблесть и искренность потомков. С помощью этого поминального обряда православные родноверы обращаются к Богам с просьбой оберегать и защищать умерших кревникив, дать им возможность исправить все причиненные обиды (если таковые были) и получить достойную жизнь в том мире, где они находятся до рождения в Яве. Прославления Богов во время тризны проходит в виде чтения молитв, песнопений, обрядовых танцев, игр и соревнований.


3. Значение

Обряд тризны подчеркивает то, что взаимоотношения умерших родноверов с живыми родственниками после смерти не прекращаются. Смерть останавливает лишь явное (видимое, телесное) общения. В Роде Всевышнему человек как сущность, имеет вечную душу, никогда не умирает, а переходит в Триглаве (Прав, Нав, Яв) только от одного уровня бытия к другому. После телесной "смерти" в Яве она живет в теле своего Духа Правые или Нави, в зависимости от того праведно она провела свою жизнь или нет. Несмотря на то, что мы их не видим, Души умерших под руководством Родных Богов продолжают свой путь духовного развития в "Тех Мирах". Одновременно они взаимодействуют и с "живыми", помогая или мешая им осуществлять свои замыслы и строить свою жизнь в Яве. Наш Православный Род един в трех мирах Прави, Яви и Нави. Так, в имья создания Божия Ладу и вечности Бытия, находясь в разных мирах, мы постоянно поддерживаем духовно-телесную связь и сотрудничаем. Поэтому, как мы славим и молимся к Богам за живых, так мы должны молиться и за умерших. Во время искренней молитвы за умерших в душах молящихся, всегда появляется глубокое ощущение единства с Предками, непосредственно свидетельствует о нашем единстве.

Не всегда человек проходит свой путь в Яве праведно, бывает, что она разрывает связь с Родными Богами, не соблюдает законы Прави, вместо Правды создает Несправедливость, сеет беспорядок и тьму. Вследствие этого такая Душа не приобретает соответствующего качества и духовной силы, чтобы достичь Прави, поэтому она после "смерти" проваливается в Наву и сама себе наносит огромный страданий. В связи с этим Души, находясь в потустороннем, всегда требуют духовной силы, чтобы подняться на высшую ступень. Молитва и прославления Богов за умерших - это крупнейшая и главнее помощь, которую мы им можем дать. Они придают им силу и свидетельствуют перед Богами, что мы помним и нуждаемся своих Предков, следовательно они вырастили достойных потомков, а потому имеют право находиться в Яве и Прави. Молитвы и прославления живых очищают и обогосвитлюють души умерших, независимо от того мира, где они находятся. При этом следует помнить, что все в Роде Всевышнему взаимосвязано, если мы что-то отдаем другим, оно, увеличенное в сотни раз, к нам же и возвращается. Только засевая Правду, Добро, Любовь и Справедливость можно надеяться на хороший урожай славного бытия в вечности Прави Святой.


4. Условия

Тризны могут проводиться по просьбе родноверов после Православлень и Славбы в храмах, и лучше, когда они проводятся на могиле. Все мы едины в Роде Всевышнему, поэтому Тризна по умершим кревниках осуществляется независимо от их вероисповедания и причины смерти.

5. Место проведения

Храмы, природные Святилища, могилы умерших.

6. Время проведения

Особенно важно проводить Обряд тризны течение первых дней после смерти, обычно это делают на третий, девятый и сороковой день по смерти, год и три года. Обязательно осуществляется тризнування по покойному в день его рождения, смерти и в день Бога Опекуна умершего. В случае, когда души умерших приходят в Яву и беспокоят своих родственников также необходимо провести поминальный обряд тризны. Обряд может проводиться как в присутствии родственников умерших, так и без.

7. Образует

Для проведения обряда Волхв должен иметь: кувшин с коливом, Алатырь-девятисвечник, обрядовый Алатырь на подставке.

Родственники покойного должны приготовить: записку для Волхва, указывая в ней - имя умершего, время рождения и Бога Опекуна, дары общины, 12 свечей в жертву, коливо - разновидность углу, обрядовую блюдо для Тризны. Это своеобразный знак единства кревникив в Триглаве и свидетельства непрерывности поколений.

8. Информацию использовано с Духовного издания Родового Очага Родной Православной Веры

Богумир Николаев - Требник Родной Православной Веры. - Каменец-Подольский: ЧП Буйницкий А. - 496 с.