Надо Знать

добавить знаний



Уильям Вордсворт



План:


Введение

Уильям Вордсворт

Уильям Вордсворт ( англ. William Wordsworth * 7 апреля 1770, Кокермаут, - * 23 апреля 1850, Райдал-Маунт, вблизи Грасмира, Уэстморленд) - английский поэт-романтик. Выдающийся представитель "озерной школы".


1. Биография

Он был вторым из пяти детей Д.Вордсворта, поверенного и агента Дж.Лоутера (впоследствии первого графа Лонсдейл). В 1779 мальчика определили в классическую школу в Гоуксгеди (Северный Ланкашир), откуда он вынес отличное знание античной филологии и математики и начитанность в английской поэзии. В Гоуксгеди он предавался любимому времяпрепровождению - пеших прогулок.

В 1787 Вордсворт поступил в Сент-Джонз-колледж Кембриджского университета, где занимался преимущественно английской литературой и итальянским языком. Во время каникул он обошел Озерный край и Йоркшир и написал героическим дивиршем поэму Вечерняя прогулка ( англ. An Evening Walk , 1793), в которой много проникновенных картин природы. В июле 1790 Вордсворт и его университетский друг Р.Джонс пешком пересекли Францию ​​, переживавшей революционное пробуждение, и через Швейцарию добрались до озер на севере Италии. Отец Вордсворта умер, причем его наниматель граф Лонсдейл остался ему должен несколько тысяч фунтов, но отказался признать этот долг. Семья надеялась, что Уильям примет духовный сан, но он не был к этому расположен и в ноябре 1791 вновь отправился во Францию, в Орлеана, чтобы основательно заняться французским языком. Там он полюбил дочь военного врача Анетт Валлон, которая 15 декабря 1792 родила ему дочь Каролину. Опекуны приказали ему немедленно вернуться домой. Вордсворт признал свое отцовство, но не женился на Анетт.

По возвращении в Лондон (в декабре 1792) он опубликовал Вечернюю прогулку и Описательные очерки ( англ. Descriptive Sketches ), Рассказ о путешествии с Джонсом, написанный во Франции и окрашенный восторженным принятием революции. В феврале 1793 вспыхнула англо-французская война, она поразила Вордсворта и надолго ввергла его в уныние и тревогу. Осенью 1794 умер один из молодых друзей Вордсворта, завещал ему 900 фунтов. Этот своевременный дар позволил Вордсворту целиком отдаться поэзии. С 1795 до середины 1797 года он жил в графстве Дорсетшир вместе со своей единственной сестрой Доротеей, их объединяло полное родство душ. Доротея верила в брата, ее поддержка помогла ему выйти из депрессии и стать великим поэтом. Он начал с трагедии Жители пограничья (The Borderers). Неподдельным чувством наполнена поэма в белых стихах Разрушенный коттедж ( англ. The Ruined Cottage ) - О судьбе несчастной женщины; впоследствии поэма стала первой частью Прогулки ( англ. The Excursion ).

В июле 1797 Вордсворт переехали в Альфоксден (графство Сомерсетшир) - ближе к С.Т.Колриджа, который жил в Нетер-стов. За год тесного общения с Колриджем сложилась сборник Лирические баллады ( англ. Lyrical Ballads ), Куда вошли Сказание о Старом Мореходе Колриджа, Полоумный мальчик, Терен, Строки, написанные на расстоянии нескольких миль от Тинтернського аббатства и другие стихи Вордсворта. Анонимное издание Балад вышло в сентябре 1798. Колридж уговорил Вордсворта начать эпическую "философствующего" поэму о "человеке, природе и обществе" под названием Отшельник ( англ. The Recluse ). Вордсворт с воодушевлением взялся за дело, но увяз в композиции. В рамках этого замысла им написаны только стихотворное вступление О человеке, природе и жизни, автобиографическая поэма Прелюдия ( англ. The Prelude , 1798-1805) и Прогулка (1806-1814). В Альфоксдени он также закончил (но не опубликовал) Питера Белла ( англ. Peter Bell ).

В сентябре 1798 Вордсворт с Колриджем совершили поездку в Германии. В Госларе Вордсворт, приступая к Отшельника, изложил белым стихом историю своих отроческих впечатлений и переживаний от общения с природой. Позже он включил написанное в Прелюдию как Книга I. Кроме этого он написал много стихов, в том числе цикл Люси и Руфь. В декабре 1799 он и Доротея сняли коттедж в Грасмир (графство Уэстморленд). В январе 1801 Вордсворт выпустил второе издание Лирических баллад, добавив созданные в Грасмир повествовательные поэмы Братья и Майкл и обширную предисловие с рассуждениями о природе поэтического вдохновения, назначении поэта, содержание и стиль настоящей поэзии. Колридж не дал ни одного нового произведения во второе издание, и оно, вобрав в себя первое, вышло в свет под именем одного Вордсворта.

Зима и весна 1802 отмечены творческой активностью поэта: были написаны Зозуля, триптих Бабочка, Обещания бессмертия: Ода, Решимость и Независимость. В мае 1802 старый граф Лонсдейл умер, и наследник согласился выплатить Вордсворта 8000 фунтов. Это существенно укрепило благосостояние Доротеи и Уильяма, собиравшегося жениться на Мэри Гатчинсон. В августе все трое побывали в Кале, где увиделись с Анетт Валлон и Каролиной, и 4 октября Мэри и Вордсворт обвенчались. Брак их был очень счастливым. С 1803 по 1810 она родила ему пятерых детей. Доротея осталась жить в семье брата.

В 1808 Вордсворт перебрались в просторный дом в том же Грасмир. Там Вордсворт написал большую часть Прогулки и несколько прозаических произведений, в том числе свой ​​знаменитый памфлет о Конвенции в Цинтра, продиктован сочувствием к испанцам под властью Наполеона и возмущением предательской политикой Англии. Этот период был омрачен ссорой с Колриджем (1810-1812) и смертью в 1812 дочери Екатерины и сына Чарлза. В мае 1813 Вордсворт выехали из Грасмир и обосновались в Райдел-Маунт, двумя милями ближе к Емблсайду, где и прожили до конца своих дней. В том же году Вордсворт получил по протекции лорда Лонсдейл должность государственного уполномоченного по гербовым сборам в двух графствах, Уэстморленд и части Камберленда, что позволило ему обеспечить семью. Эту должность он исполнял до 1842, когда ему назначили королевскую пенсию - 300 фунтов в год.

После завершения наполеоновских войн (1815) Вордсворт смог насытить свою страсть к путешествиям, несколько раз побывав в Европе. Прелюдия, "поэму о своей жизни", он закончил еще в 1805, но в 1832-1839 тщательно ее переписывал, смягчая слишком откровенные пассажи и вставляя фрагменты, проникнуты подчеркнуто христианскими настроениями. В 1807 он выпустил Стихотворения в двух томах ( англ. Poems in Two Volumes ), Включившие многие крупные образцов его лирики. Прогулка вышла в 1814, за ней в 1815 последовали первое собрание стихотворений в двух томах (третий добавился в 1820); в 1816 была опубликована Благодарственная ода ( англ. Thanksgiving Ode ) - На победное окончание войны; в 1819 увидели свет Питер Белл и Возничий ( англ. The Waggoner ), Написанный еще в 1806, а в 1820 - цикл сонетов Река Даддон ( англ. The River Duddon ). В 1822 вышли Церковные очерки ( англ. Ecclesiastical Sketches ), В форме сонетов об истории Англиканской церкви со времени ее образования. Снова в Ярров ( англ. Yarrow Revisited , 1835) в основном писалось под впечатлением от поездок в Шотландии в 1831 и 1833. Последней книгой, изданной Вордсвортом, стали Стихи, написанные преимущественно в юности и старости ( англ. Poems, Chiefly of Early and Late Years , 1842), куда вошли Жители пограниччяее и ранняя поэма Вина и скорбь ( англ. Guilt and Sorrow ).


2. Программа

William Wordsworth - Project Gutenberg eText 12933.jpg

Представители романтизма резко осуждали городскую культуру и уходили от нее или в средние века - "готического романтизма", - или в природу. В тишине мелкопоместного быта и деревни, в простоте они искали спасения от социальных бед, противопоставляя городской жизни простой "неиспорченный" быт провинции. "Простой" быт стал их идеалом, и Вордсворт занялся его апологией в области художественной литературы. Он поставил правило "брать материал для творчества из обычной жизни, оформлять его обычным способом, на обычном языке". "Обычная жизнь, - говорит он, - выбранная мной потому, что только в нем все естественно и правдиво; в ее условиях простой, ничем не украшен быт не противоречит прекрасным и устойчивым формам природы" ("Preface to Lyrical Ballads", 2 ed. ). Рассудительный и надменная язык поэзии классицизма Вордсворт снизил до уровня разговорного языка; по мнению Вордсворта, язык поэзии не должна отличаться от языка прозы.

Вордсворт неизменно подчеркивал, как много он обязан четырем своим великим предшественникам в английской поэзии - Дж.Чосера, Е.Спенсеру, Шекспир и Д.Мильтону. Его стиль обнаруживает приметы их неизменного влияния, в первую очередь Мильтона, чьи сонеты побудили Вордсворта обратиться к этой поэтической формы. Поздняя его поэзия в основном представлена ​​именно сонетами, иногда объединенными в циклы вроде Реки Даддон и Церковных очерков. Сюжетные стихи Лирических баллад и по содержанию, и по стилю родственные народной английской балладе, хорошо знакомой Вордсворту.


3. Образы природы

Города, даже провинциального, в Вордсворта нет. Только в сонете "В Лондон" он нарисовал Лондон, который, однако, напоминает о Вордсворта спокойную и спящую усадьбу. В сонете нет никакой характерной черты города, несмотря на то, что он написал этот сонет, стоя на Вестминстерском мосту, в самом центре Лондона.

Зато он открыл, как говорят критики, природу англичанам, и его справедливо считают лучшим мастером пейзажа. Все, что Вордсворт изображал, дано на фоне природы: нищий сидит на отдаленной скале, кошка играет увядшим листьями, глухой крестьянин лежит под сосной, и тому подобное. Время он измеряет цветущими веснами, уборке летом, обильной плодами осенью, холодными долгими зимами. Тончайшие оттенки психики он переводит язык природы. Такой недостаток человеческого организма, как глухоту, Вордсворт изображает следующим образом: для глухого "глубокая горная долина со звонкими ручьями - мертва, он не слышит ее музыки; летним утром его не будит торжественный хор птиц, его не радует громкое" ку-ку "в шумном бора, не для него поют и жужжат в цветах пчелы. Когда сильные ветры качают широкую грудь озера и оно поет, играет и грохочет тысячами бурлящих волн, ветер пригибает к земле верхушки деревьев и шумит в тростнике - он не слышит музыки бури, - он видит лишь немую картину. Он не слышит скрежета плуга, который переворачивает тяжелые комья земли, он не слышит колокола косы и хруста травы, не слышит шелест колосьев, когда его серп подрезает стебли, не слышит веселого шума труда в страдную пору "(" Excursion Book ").

Вордсворт, будучи противником городской культуры, не особенно тянулся и к науке. Он познавал мир в непосредственном общении с природой. "Ребенок, приложив к уху раковину, слышит грохот океана". "Природу познает не ум, а сердце отзывчиво и воспринимающее. Природа - самый учитель. Наука ищет далекую истину, а поэт поет песни сегодняшнего дня".

В творчестве Вордсворта есть доля мистики и обожествления природы, есть немного морализаторства и набожности, но все это теряется в его глубоко лирической и простой поэзией. В произведениях Вордсворт нашли место и крестьянин, и солдат, вернувшийся со службы, и коробейник, и крестьянские дети ("A Noble Peasant", "We are Seven", "The idiot Boy" и т.п.).


4. Политические взгляды

Уильям Вордсворт, портрет Бенжамина Гайдона, 1842

В молодости Вордсворт интересовался идеалами Великой французской революции, но после прихода к власти Наполеона I, как и многие современники, разочаровался в революции. В дальнейшем Вордсворт был консерватором, и всякое изменение "прекрасных и устойчивых форм природы" вызвала с его стороны протест и возмущение. Его духовным оплотом стала Англиканская церковь. Подлинная человечность и сочувствие к беднякам заставили его выступить с резкой критикой Закона о бедных 1834. С 1838 по 1842 он много сделал в поддержку дебатованого в парламенте законопроекта об авторском праве. Он обращался к правительству с просьбами поддержать мелкопоместного дворянства и его оплот - село, поскольку, по его мнению, мощность Англии базировалась на мелкопоместного дворянства. Вордсворт выступал противником парламентской реформы, восставал против сооружения Кендал-Виндермирськои железной дороги.


5. Поэт-лауреат

Литературная критика встречала поэзию Вордсворта в штыки, однако слава поэта неуклонно росла. В 1839 Оксфордский университет сделал его почетным доктором гражданского права. После смерти Роберта Саути в 1843 году 73-летний Вордсворт был назначен королевой Викторией поэтом-лауреатом, но не имел, в отличие от предшественников никаких специальных творческих обязанностей (писать оды на торжественные дни и т.п.). Последние годы жизни, особенно после смерти дочери, Вордсворт практически перестал писать стихи.


6. Основные произведения

  • Lyrical Ballads, with a Few Other Poems (1798)
    • "Simon Lee"
    • "We Are Seven"
    • "Lines Written in Early Spring"
    • "Expostulation and Reply"
    • "The Tables Turned"
    • "The Thorn"
    • "Lines Composed A Few Miles above Tintern Abbey"
  • Lyrical Ballads, with Other Poems (1800)
    • Preface to the Lyrical Ballads
    • "Strange fits of passion have I known" [5]
    • "She Dwelt among the Untrodden Ways" [5]
    • "Three years she grew" [5]
    • "A Slumber Did my Spirit Seal" [5]
    • "I travelled among unknown men" [5]
    • "Lucy Gray"
    • "The Two April Mornings"
    • "Nutting"
    • "The Ruined Cottage"
    • "Michael"
  • Poems, in Two Volumes (1807)
    • "Resolution and Independence"
    • "I wandered lonely as a cloud"
    • "My Heart Leaps Up"
    • "Ode: Intimat * ions of Immortality"
    • "Ode to Duty"
    • "The Solitary Reaper"
    • "Elegiac Stanzas"
    • "Composed upon Westminster Bridge, September 3, 1802"
    • "London, 1802"
    • "The world is too much with us"
  • The Excursion (1814)
    • "Prospectus to The Recluse"
  • Ecclesiastical Sketches (1822)
    • "Mutability"
  • The Prelude (1850, posthumous)
    • The Prelude; or, Growth of a Poet's Mind

7. Библиография

  • William Wordsworth, Poetical Works, ed. W. Knight, 8 vv., Macmillan, L., 1896.
  • Гербеля Н. В. Биографии и образцаы. СПб. 1875.
  • Тэн И. Развитие политической и Гражданской свободы в Англии в связи с развитием литературы, т. II, СПб. 1871.
  • Аничков Е. В. Английские поэты из страны озер. "История западной литературы". М. 1912.
  • Розанов М. Н. Очерки истории английской литературы XIX века. - М. 1922.
  • Фриче В. М. Очерк развития западно-европейской литературы, М., 1922.
  • Myers Tw. H., Life of Wordsworth (Серия: English men of letters), L., 1880.
  • Hudson, Studies in Wordsworth, Boston, 1884.
  • Middleton W., Wordsworth, L. 1888.
  • Knight W., Life of Wordsworth, 3 vv., 1889.
  • Legouis, La jeunesse de W. Wordsworth, P., 1896.
  • Raleigh, Wordsworth, 1903.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам