Надо Знать![]() |
Источники ВведениеУкраинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ) - независимая Православная церковь в Украине и в украинской диаспоре Западной Европы и Северной Америки, возродилась во время национально-освободительной борьбы (1917-1921). На Первом Всеукраинском Православном Церковном Соборе в Киеве 14-30 октября 1921 провозглашена три основных принципах УАПЦ - автокефалию, соборноправнисть, украинизацию. 1. История1.1. УАПЦ 1919-1937После Февральской революции 1917 года в России, национально-освободительное движение, охватившее Украины, заявил о себе в полный голос и в церковной жизни. Во второй половине 1917 года в Киеве была создана Всеукраинский Церковный Совет, состоявший из духовенства и мирян. Председателем ВПЦР был избран архиепископ Алексей Дородницын. Ранее (в середине 1917 года), владыка Алексей выдал первый молитвенник на украинском языке. В совет также вошли протоиереи Василий Липкивский, Александр Марич и другие выдающиеся духовные и светские личности. Она ставила своей целью создание Украинской Автокефальной Православной церкви. Но быстрому решению этих вопросов мешала, как политическая нестабильность в Украине и большевистская агрессия против УНР, так и то, что почти вся православная иерархия состояла из этнических русских, которые заняли антиукраинскую позицию. Впервые идею апелляции в арбитраж Константинополя при урегулировании вопроса статуса православной церкви в Украине выразил в декабре 1917 года именно архиепископ Алексий (Дородницын). Как историк церкви, он прекрасно знал все спорные моменты связаны с подчинением Киевской митрополии Московскому патриархату и возможности просмотра канонических отношений между Петербургом (Москвой) и Киевом. Однако правительственной поддержки до конца 1918 года эта идея не получила. В начале 1918 года в Киеве был созван Всеукраинский Церковный Собор, который выступил за создание независимой от Московского патриархата Украинской церкви. Однако 19 января работа Собора была прервана наступлением большевиков на Киев. После создания Украинского Государства, гетман Павел Скоропадский также всячески способствовал созданию Украинской автокефальной церкви. Однако, попытки Всеукраинского церковного совета и гетманского правительства добиться автокефалии для Украинской Церкви вновь натолкнулись на сопротивление епископов-россиян. Вместо автокефалии епископы согласились на ограниченную автономию от МП. После антигетманского переворота и установления власти Директории, 1 января 1919 года был принят "Закон о верховное управление Украинской Православной Автокефальной Синодальной Церкви". К участию в Первом Святом Синоде правительство, среди прочих, пригласил архиепископа Екатеринославского Агапита (Вишневского), епископа города Кременца Дионисия (Валединского) и протоиерея Василия Липкивского. 5 мая 1920 УАПЦ объявила о своем восстановлении как независимой поместной церкви. Тем временем в Украине не осталось ни одного епископа, который был сторонником украинской церкви. Одновременно большинство священников и мирян поддерживали действия Всеукраинского церковного совета. 14-30 октября 1921 года в Киеве состоялся Первый Всеукраинский Церковный Собор, который подтвердил автокефалию УАПЦ, провозглашенной Всеукраинской Православной Церковной Радой 5 мая, и вписал ее канонам УАПЦ, как одну из главных принципов: "Украинская Православная Церковь автокефальной, никакому духовному правительству других Православных Церквей не подчинена, и сама распоряжается своей духовной жизнью за проводничество Святого Духа ". В течение 1917-1921 годов УАПЦ уже мало свыше 1500 приходов и в каждой из них священников, 30 окружных церковных советов, 30 епископов, в Киеве состоялся выпуск 300 слушателей теологических курсов (сначала были месячные, после трехмесячных и впоследствии полугодовые богословские курсы) [1]. В ситуации, когда невозможно провести каноническое поставление епископов, собор решил провести рукоположения епископов через рукоположение самих священников, что является грубым нарушением согласно православным канонам (1 правило святых Апостолов). Таким образом был посвящен протоиерея Василия Липкивского, который стал митрополитом УАПЦ и протоиерея Нестора Шараевского. После этого, они рукоположили других 27 епископов УАПЦ. Все священство и активные верующие УАПЦ были арестованы, сосланы и расстреляны НКВД на протяжении 1930 - 1937 рр. Накануне Второй мировой войны были ликвидированы почти все проявления УАПЦ в подсоветской Украины. Иерархия Украинской Православной Церкви - 1921 - 1936 рр.
1.2. Восстановление церкви в годы Второй мировой войныВ 1942 году епископами Польской Православной Церкви во главе с архиепископом Поликарпом Сикорским Украинская Автокефальная Православная Церковь была восстановлена , но уже канонически признанным иерархами. Но после войны УАПЦ вновь была запрещена коммунистическим режимом. Епископат и часть духовенства выехала за границу, где УАПЦ продолжала действовать. Дальнейшая деятельность УАПЦ до провозглашения Украиной независимости, в основном связана с Украинской православной церковью США в Европе и Австралии. 1.3. Современные попытки укрепить УАПЦПриоритетным заданием воспроизведения богословско-исторического наследия считает для себя значительная часть верующих УАПЦ, стоя на идеологических принципах автокефалии Украинской церкви, провозглашенной священномучеником Василием Липкивским. Инициативная группа по возрождению достижений движения за автокефалию двух первых периодов возрождения УАПЦ ведет широкую просветительскую деятельность, ее участники поддерживают сайт lypkivsky.info, выдают печатную и электронную богословско-историческую литературу, организуют акции и круглые столы ради распространения идей первого возрождения УАПЦ. Участники этого движения разделяют убеждение, что украинскую самобытность в Церкви можно сохранить лишь сохранив исторические корни современной УАПЦ с Церковью, зародившаяся в Украине в 1919-21 годах. На сегодня УАПЦ имеет каноническую хиротонию и вполне очевидное Апостольское приемництво, но теряет свое ясное исторический фон. "Пролипкивський" движение, по мнению группы поддержки церкви, позволит оживить заброшенный извечное стремление сознательным украинским иметь в своем независимом государстве и независимую Церковь. 2. ПатриархиНа Вербное воскресенье 1944 года в Варшаве состоялся собор епископов УАПЦ, на котором митрополита Дионисия Валединского был провозглашен "Патриархом всей Украины". Однако наступление советских войск на Украину и Польшу не позволил реализоваться планам канонического оформления украинского патриархата. В 1976 во время пребывания в ссылке задекларировал свою принадлежность к УАПЦ священник Василий Романюк (будущий патриарх УПЦ-КП Владимир (Романюк)). 1989 священник Владимир Ярема и епископ Иоанн (Боднарчук) переходят под омофор митрополита Мстислава (Скрипника). Упадок коммунистического режима позволил УАПЦ восстановить свое легальное существование в Украине. 5 - 6 июня 1990 года прошел первый собор УАПЦ в Киеве, где утвержден Устав УАПЦ и избран ее главу - Патриарха Мстислава ( 1898 - 1993). После смерти Патриарха Мстислава 7 сентября 1993, Поместный Собор избрал преемника: Патриарха Димитрия ( 1915 - 2000) - и присвоил ему титул Патриарха Киевского и всей Украины. Престол Патриарха Киевского и всей Украины 14 октября 1993 года. На Соборе УАПЦ 14-15 сентября 2000 года Предстоятелем УАПЦ избран Мефодий (Кудряков Валерий Андреевич) с титулом високопреосвящений митрополит Тернопольский и Подольский. В 2009 он награжден орденом "За заслуги" I степени за многолетнюю плодотворную церковную деятельность, утверждение идеалов духовности, милосердия и согласия в обществе. [2] 3. Вероучение и обрядУкраинская Автокефальная Православная Церковь признает источника Божьего Откровения Священное Писание и Священное Предание. Сохраняет семь таинств: крещение, миропомазание, исповедь, евхаристию, венчание, священство, елеепомазання. Посредством епископов Константинопольского, Болгарской, Иерусалимской, а позднее - Российской и Польской Православных Церквей сохраняет апостольское преемство рукоположений. Через службу таинств осуществляется невидимая благодатная присутствие в Церкви Святого Духа по молитве Иисуса Христа сошел день Пятидесятницы на апостолов. УАПЦ отправляет богослужения согласно традиции византийского обряда. Как и каждая из Православных Церквей, УАПЦ произвела собственную разновидность византийского обряда - византийско-украинской. Ему присущи особое почитание Пресвятой Богородицы, украинских святых, самобытные церковные распевы, широкое использование вышитых облачений, хоругвей, полотенец, оригинальная храмовая архитектура, внимание к проповеди, частая совершение молебен и акафистов, а в посте - совершение чина пассии. Сохраняется старый (юлианский) календарь церковных праздников, традиционный греческий покрой священнических риз. Язык богослужения - современная украинский и церковнославянский. Современный язык вводится в богослужение по 1919 г. 4. СтатусУАПЦ определяет себя как автокефальную Церковь. Понятие "автокефальный" происходит от греческих слов autos - сам и kefalos - голова. Оно означает статус церкви, самостоятельной в руководстве и соединенной с другими автокефальными Православными Церквами путем евхаристического общения в единую Святую Соборную Апостольскую Церковь, главой которой является Иисус Христос. Однако сейчас УАПЦ не имеет евхаристического общения ни с одной Поместной Православной Церковью мира, что свидетельствует не только о непризнании статуса автокефалии, но и о непризнании УАПЦ как части Вселенской Православной Церкви. Автокефалия Православной Церкви Америки тоже не признается частью Поместных Церквей, однако она имеет евхаристическое общение с ними всеми. Архиепископ Уманский, председатель богословско-канонической комиссии УАПЦ Иоанн (Модзалевский) критически относится к УАПЦ Василия Липкивского:
Сейчас УАПЦ осознает свою изоляцию, добивается признания своего статуса и стремится войти в Вселенского Православия как его полноправная часть:
Диалог ведется в двух направлениях - с Константинопольским Патриархатом при посредничестве подчиненной последнем Украинской Православной Церкви в США и Украинской Православной Церкви в Канаде и других украинских епископов эмиграции, с Украинской Православной Церковью (Московского Патриархата). В 2009 году УАПЦ выразила желание войти в состав Вселенского Патриархата на правах автономии [3]. Но диалог с Константинополем осложняется из-за жесткой позиции в этом вопросе Московского Патриархата. Диалог с УПЦ (КП) более плодовит - в 2006 году была создана совместная богословская комиссия по объединению. Результатом ее работы пока есть лишь ряд публикаций в СМИ (о. Петра Зуева, арх. Иоанна (Модзалевского)), что впрочем показал общность богословского понимания учения о Церкви ( экклезиологии) и готовность сторон идти на определенные уступки. 5. УстройствоУАПЦ руководствуется Поместным Собором, который собирается раз в три года. В течение этого времени высшим органом канонической власти является Архиерейский Собор, который составляют все епископы. Главой УАПЦ является Патриарх, которому содействует Патриаршая Рада. По территориальному признаку УАПЦ в Украине делится на епархии. Епархии возглавляются епископами. Высшими органами управления епархиями являются епархиальные соборы, между которыми действуют епархиальные совета во главе с епископами. Административные центры епархий - епархиальные консистории. Церковные общины не менее, как из десяти человек образуют парафии, возглавляемые настоятелем. Парафія забезпечує регулярну відправу Святої Літургії та діяльну співучасть у ній вірних, часте й побожне прийняття вірними Святих Таїнств, свідому й діяльну участь парафіян у житті Церкви, гідне церковно-моральне виховання вірних. Парафії, розташовані поза існуючими єпархіями, підлягають безпосередньо Патріархові. Єпархій в Україні налічується одинадцять. 6. Собори УАПЦ6.1. Архиєрейський Собор УАПЦ. 16 июля 2010. Киев
7. Епархии
Примечание. На всю Львівську область припадає 380 парафій, 247 священиків. Примечания
См.. также
Источники
код для вставки Данный текст может содержать ошибки. скачать |