Надо Знать![]() | ВведениеУкраинская Греко-Католическая Церковь (коротко УГКЦ, другие названия - Ecclesia Ruthena unita, Киевская Анатольевна Униатская Митрополия, Украинская Католическая Церковь византийского обряда, Анатольевна Униатская Церковь) - одна из двадцати двух Восточных Католических Церквей своего права [3], которые находятся в общении с епископом Рима. По количеству своих членов (более 5,5 миллионов [4]) она является крупнейшей в мире из всех Восточных Католических Церквей и второй после Римо-Католической Церкви. С 27 марта 2011 года церковь возглавляет Верховный архиепископ Киево-Галицкий Святослав Шевчук. Украинская греко-католическая церковь единственная из украинских Церквей, имеет непрерывную иерархическую преемственность со времени основания в Х в. Киевской митрополии. В 1596 Киевский митрополит Михаил Рагоза, 5 епископов и 3 архимандрита подписали Брестскую унию, в которой признали церковную власть епископа Рима, выйдя тем самым из-под юрисдикции Константинопольского патриарха. В 33-х артикулах унии иерархия определила условия, на которых согласна принять единство с Римским престолом. Большая часть этих статей была призвана сохранить богословскую, литургическую и каноническую идентичность Униатской Русской Церкви: оставить в Символ веры "от Отца исходит" не вносить изменений в порядок осуществления тайны крещение, сохранение женатого священства, оставить три вида Литургии ( св.Иоанна Златоуста, св.Василия Великого, св.Григория Двоеслова) [5]. Часть статей из различных внутренних и внешних причин была нарушена уже в XVII-XVIII вв. Этот процесс в истории УГКЦ получил название латинизация [6]. В ХХ в. за митрополита Андрея Шептицкого начались постепенные попытки восстановить утраченную идентичность. В 2011 УГКЦ представила свой катехизис "Христос - наша Пасха" [7], в котором вероучения Церкви представлен на основе анафоры Литургии св. Василия Великого. В XIX-ХХ вв. епископы и священники УГКЦ стали непосредственном участниками культурного, политического, экономического возрождения украинского народа. В частности автором слов гимна Украины является священник Михаил Вербицкий. В общественной и общественной жизни УГКЦ отстаивает право украинского народа на свое независимое соборное государство и становление в ней зрелого гражданского общества; реализует большое количество благотворительных и общественных проектов в Украине и за ее пределами. 1. Административно-территориальное делениеМатерная территория УГКЦ, или точнее говоря Униатской Киевской митрополии, на протяжении XVII-XIX вв. охватывала территории современных государств Украины (Киевская, Львовская, Перемышльская, Владимирская, Луцка епархии), Белоруссии (Киевская, Полоцкая епархия), России (Смоленская епархия), Польши (Перемышльская, Холмская епархии) и Литвы (Киевская епархия). Начиная с 1596 матерные земли Униатской Киевской митрополии находились на территории следующих государств: И Речи Посполитой, Российской империи, Австро-Венгерской империи, II Речи Посполитой, СССР и Украины. 1.1. От Брестской унии до начала XVIII в.После принятия Брестской унии в 1596 униатским стали Киевская, Полоцкая архиепархии и Пинска, Луцка, Владимирская и Холмская епархии. Унию не приняли Львовская и Перемышльская епархии. После смерти владыки Кирилла Терлецкого в 1607 Луцкая епархия постепенно отошла от унии, вернувшись к ней в 1702 епископом Дионисия Жабокрицкого. В 1691 в Униатской Киевской митрополии присоединилась Перемышльская епархия при владыки Иннокентия Винницкого, а в 1700 присоединилась Львовская епархия епископом Иосифа Шумлянского. После взятия в 1616 польскими войсками Смоленская, король номинировал в 1625 Льва Кревзы на архиепископа Смоленского, положив тем самым унийную Смоленске архиепархию. 1.2. Период независимого Украинского государстваПосле окончания Второй мировой войны, в условиях изменения линии границы между Польской Народной Республикой и Украинской Советской Социалистической Республикой, одна из древнейших епархий УГКЦ - Перемышльский, оказалась территориально разделенной. Это привело к ситуации, когда епархиальный престол оказался де-факто вне значительной частью территории своей епархии, что обусловило в некоторой степени позднее проведение реорганизации административно-территориальной структуры УГКЦ. После легализации УГКЦ в 1989 году, в течение следующего периода до 1992 года, греко-католики в Украине находились в пределах - Львовской (и частично Перемышльской), Ивано-Франковской (Станиславской) и Мукачевской епархии. На Синоде Епископов УГКЦ, который состоялся во Львове 16-31 мая 1992 года, было решено изменить существующий административно-территориальное устройство, согласно которому число епархий возросло на четыре: Самборско-Дрогобычская, Коломыйско-Черновицкая, Тернопольская, Зборовская. Предложение Синода Епископов УГКЦ 1992 года о создании Чернигово-Вышгородской епархии, нашла свое подтверждение со стороны Апостольского Престола уже в 1995 году, о создании Верховно-Архиепископскому Киево-Вышгородского экзархата, который охватывал территорию вне Закарпатьем, Галицией и Буковины, в существующих границах Украины. Согласно решению Синода Епископов, который проходил в Бучаче в августе 2000 года, созданы две новые епархии - Стрыйская и Сокальская. Также реорганизовано Тернопольская и Зборовская: образовались Тернопольско-Зборовская и Социальную епархии. От ноября 2000 юрисдикции Верховного Архиепископа и Синода Епископов УГКЦ подлежит вся территория Украины. В феврале 2002 года провозглашено образование Донецко-Харьковского экзархата, 28 июля 2003 года провозглашено образование Одесско-Крымского экзархата, а 15 января 2008 года - Луцкого экзархата. Правовой статус Мукачевской епархии на сегодня окончательно не урегулирован, поскольку она не входит в состав Киево-Галицкого Верховного Архиепископства, а непосредственно подлежит Апостольскому Престолу, и ее считают частью самоуправной Русинской Католической Церкви (Ruthenian Catholic Church). Украинский (русины), как автохтоны, проживая на своих исконных исторических землях - Подкарпатской Руси и Буковины, сейчас относятся уже к административным структурам - других самоуправляемых Венгерской, Словацкой и Румынской Католической Церкви, поскольку УГКЦ не имеет своих структур на территориях стран, в которых главной мерой действуют эти Церкви. Также, через миграционные процессы на территории Австро-Венгерской монархии, украинская, которые в XVIII-XIX веках поселились на Балканах и теперь через такую же отсутствие административных структур УГКЦ в странах бывшей Югославии, также не относятся к УГКЦ.
1.3. Современные архиепархии и епархииПо состоянию на 1 января 2011 существует следующий административно-территориальное устройство УГКЦ:
1.4. Страны, где есть общины УГКЦМногочисленные общины Украинской греко-католиков в следующих странах: Румынии (викариат) Литве, Латвии, Эстония, Молдове, Австрии, Парагвае, Венесуэле, Португалии, Италии, Испании, Греции, Швейцарии, Бельгии, Казахстане и России. 2. История2.1. До 1596В 988 году святой равноапостольный князь Владимир (в святом Крещении - Василий) ввел христианство в его восточной (византийско-славянской) традиции как государственную религию Киевской Руси. Это произошло перед тем, как великий церковный раскол 1054 года разделил христианский Восток и Запад. Киевская Митрополия была подчиненной Патриарху Константинопольскому, однако, эта Церковь продолжала поддерживать связи с латинским Западом и его патриархом - Папой Римским. Несмотря на то, что между Константинополем и Римом существовали разногласия, киевские иерархи старались сохранить христианское единство. В 1095 году было установлено праздник в честь перенесения в город Бари в Италии честных мощей святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Послы Руси принимали участие в соборах западной Церкви Лионе ( 1245) и Констанце (1418). Сам киевский митрополит Исидор вместе с Патриархом Константинопольским Иосифом II был одним из инициаторов Флорентийской унии (1439). В 1458 году митрополитом Киевским и всея Руси по благословению Папы Римского становится Иосиф Болгаринович, признанный и Патриархом Константинопольским. С начала XIV века севернее Киева, в Москве, сформировался и окреп новый церковно-государственный центр. Московская митрополия отказалась признать флорентийскую унию - и отделилась от древней Киевской митрополии, провозгласив свою автокефалию (самоуправление) в 1448 году. В 1589 году Церковь в Москве получила статус патриархата. Как результат длительного процесса униатских соревнований Синод епископов Киевской митрополии под руководством митрополита Михаила Рогозы принимает решение возобновить общение с Римским престолом, обеспечив при этом сохранение восточной христианской традиции и собственной церковной и этно-культурной самобытности. Такую модель церковного единства была утверждена на соборе 1596 года в Бресте, от которого и начинается институционное существование Греко-католической церкви в Украине. 2.2. XVII-XIX векаВ 1646 году Мукачевский епархия провозгласила "Ужгородская уния", которая стала опорой для сохранения украинской религиозной и культурной идентичности в условиях чужеземной оккупации. В 1620 году, через внутренний раскол в среде иерархии и верующих Киевской митрополии, иерусалимский патриарх Феофан III рукоположил в митрополита Киевского Иова Борецкого и шестерых епископов. В 30-40-х годах XVII века попытки митрополитов Иосифа Вельямина Рутского и Петра Могилы примирения "Руси с Русью", созыва совместного Собора и провозглашение Киевского патриархата закончились неудачей. Вскоре православная Киевская митрополия была подчинена Московскому патриархату ( 1686) и превращена в обычную епархию в процессе последовательной, жесткой унификационный и русификаторской политики царизма. После раздела Казацкого государства Богдана Хмельницкого между Речью Посполитой и Московией - Киев уходит в Москву, а Правоборежжя к полякам. От 1729 до 1795 резиденцией униатских митрополитов был город Радомышль. 5 марта 1729 во владение Радомышль вступил номинат и администратор Киевской униатской митрополии епископ Анастасий Шептицкий, который позже, в этом же году становится митрополитом. После третьего раздела Польши (1795 г.) униатская митрополия и ее резиденция в Радомышле были ликвидированы, а сам город в составе Правобережной Украины был присоединен к Российской империи. 2.2.1. Под властью Австро-Венгерской империиПосле Раздела Речи Посполитой 1772 года галицкие земли оказались в составе Австро-Венгерской империи. В этой империи оказалась Перемышльский, большая часть львовской (990 прихода), часть галицкой и каменецкой епархий (в среднем - 3432 прихода). 1774 года императрица Мария Терезия сменила название Церкви с "униатской" на "греко-католическую", которая сохраняется за Церковью и в настоящее время. Греко-католические священники были уравнены в правах с римско-католическими, а их сыновья получили право быть представителями правительств на уровне со шляхтой. Того же года Мария Терезия открыла "Барбареум" - первую греко-католическую духовную семинарию, которая располагалась в Вене, а в 1783 - Генеральное греко-католическую семинарию во Львове. В 1808 году в Львове была создана греко-католическая Галицкая митрополия. По инициативе Галицкого митрополита Михаила Левицкого начат процесс возрождения украинской церковной и народной речи. "Главная Русская Рада", созданная в 1848 году во Львове и возглавляемая епископом Григорием Яхимович (митрополит Галицкий в 1860-1863 гг), выдвинула перед австрийским правительством требование об автономии для Восточной Галиции. В 1868 году греко-католические священники выступили основателями культурно-образовательного общества "Просвита", которое распространяли украинское образование и национальное сознание в Украине и на поселениях. 2.2.2. Под властью Российской империи1793 - 1795 года, после второго и третьего разделов Речи Посполитой, вся Правобережная Украина за исключением Галиции, оказалась в Российской империи. Императрица Екатерина II начала борьбу против униатской Киевской митрополии, направленную на ее полное уничтожение и "возвращению" всех верующих Русской православной церкви. 1795 года был задержан под домашним арестом митрополит Феодосий Ростоцкий, откуда он, отделен от своей митрополии, был связан с верными только дипломатическим путем. Следующие митрополиты назначались российскими чиновниками и не были признаны Папой Римским. 1839 на Синоде в Полоцке Церковь был принужден к объединению с Московским патриархатом. Дольше на территории империи греко-католическая церковь просуществовала на Холмщине. Так, Холмске епископство продержалось до 1871 года, а 1874 Пратулинских мученики стали символом стойкости холмских украинский в отцовской вере. Не лучшей была судьба в России и для православных украинский. По выражению историка Дмитрия Дорошенко "До нового XIX в. украинский народ перешел лишен не только своего автономного устройства, своей школы, но и своей национальной Церкви. Над его духовной жизнью наступила темная ночь". 2.3. Период подъемаСветлой страницей вписана в историю Церкви деятельность митрополита Иосифа Сембратовича (1870-1882) с моральной и экономического оздоровления ситуации в Галиции, создание братств и обществ трезвости. Основы для духовного и материального подъема Галичины было заложено в его послании "О большое достоинство человека" (1876). На пороге ХХ века греко-католическая церковь в Галиции удостоилась выдающейся личности митрополита Андрея Шептицкого (1901-1944). На время его пастырского служения приходятся тревожные времена двух мировых войн и семиразовой смены политических режимов. За этот период, благодаря его жертвенной святости и талантам церковного и народного проводника, греко-католическая церковь достигла наибольших высот за все прежний период своего исторического развития. Его стараниями открыты семинарии для подготовки духовенства в Станиславе (ныне - Ивано-Франковске) и Перемышле, учреждались украинские школы, бурсы для молодежи, госпитали, приюты, оказывалась поддержка украинским искусству и культуре и помощь одаренным студентам. Греко-католическая церковь в этот период вкладывала значительные финансы с целью становления Украинской экономической жизни. Митрополит Андрей впервые посетил украинских поселенцев в Северной Америке и основал для их духовного окормления греко-католическую иерархию. Митрополит Андрей возобновил аутентичные формы восточного монашества, заботился о преодолении латинизаторських воздействий и восстановления восточнохристианской идентичности церковной жизни. В начале прошлого века он выступил как зачинатель межцерковного диалога современных украинских Церквей - наследниц Крещение святого Владимира, чтобы приблизить время их единение вокруг престола Митрополита Киевского. Именно обновленная греко-католическая церковь, по мнению Митрополита, должна быть не препятствием, а главным связующим звеном в восстановлении общения между христианским Востоком и Западом. 2.4. Вторая мировая войнаУГКЦ была одной из сильнейших институтов Западной Украины, насчитывая перед началом Второй мировой войны 2387 парафийи и 3,6 млн. верующих, 2352 епархиальных священников, 31 мужской и 121 женский монастыри и монашеские дома. Под опекой церкви действовали Богословская академия, три духовных семинарии, где училось 480 студентов. Преемником Митрополита Андрея, после его смерти 1 ноября 1944 года, стал Иосиф Слепой (1944-1984). Он принадлежал к ближайших сподвижников Митрополита Андрея как многолетний ректор Львовской семинарии и Богословской Академии (1928-1944 годов) и епископ правом по преемственности (1939 г.). 2.5. В подпольеНа это время приходится начало жестоких преследований греко-католической церкви как в Советском Союзе так и во всех других странах-сателлитах тоталитарного режима. 11 апреля 1945 года советская власть арестовала Архиепископа Иосифа Слепого, а впоследствии был репрессирован и всех других владык. В мае 1945 года была создана "Инициативная группа по воссоединению греко-католической церкви с православной", о работе которой Хрущев лично докладывал Сталину [8]. В марте 1946 года в Львове состоялся псевдособор, на котором провозглашено ликвидации Греко-Католической Церкви, значительную часть его имущества передано Русской Православной Церкви, а верующих и духовенство насильно заставляли отрекаться своей Церкви. Патриарх Русской Православной Церкви Алексий I благословил это событие. Свидетелями верности Христу и Церкви стали миллионы мучеников-жертв новейших преследований: епископы, священники и миряне, монахи и монахини. Во время своего визита в Украину в 2001 году Папа Римский Иоанн Павел II провозгласил блаженными 28 новомучеников. В 1946-1989 годах Греко-Католическая Церковь была вынуждена действовать в подполье. Провода Церкви продолжал осуществлять митрополит Иосиф Слепой течение долгих 18 лет своего тюремного заключения. После его освобождения в 1963 году, благодаря стараниям папы Иоанна XXIII, в 1964 году подпольную Церковь в Украине возглавил исповедник веры митрополит Василий Величковский, а затем его преемник - митрополит Владимир Стернюк. Несмотря на все усилия режима, под руководством подпольной иерархии продолжалось церковную жизнь на родине и в местах ссылок: действовали подпольные семинарии и монастыри, рождались новые призвания к священству и монашеской жизни. Благодаря твердой воле и неутомимому труду митрополита Иосифа Слепого, после его насильственного вывоза за пределы Украины, значительно оживилась церковная жизнь украинских поселений на Западе. Митрополит принимал участие в Втором Ватиканском Соборе, на котором выступил с предложением о довершение церковной структуры Греко-Католической Церкви Патриаршим устройством, строит собор Святой Софии в Риме и основывает Украинский Католический Университет. Преемником Патриарха Иосифа стал Мирослав-Иван Любачивский (1984-2000 гг.) 2.6. Возрождение![]() Собор св.Юра, Львов С середины 80-х годов в Украине начался процесс возрождения УГКЦ, возглавляемый митрополитом Владимиром Стернюком и подпольной иерархии. Переломными событиями были многотысячный молитвенный поход во Львове к Собора Святого Юра 17 сентября 1989 года с требованием легализации УГКЦ в Советском Союзе и встреча Папы Иоанна Павла II с главой Советского государства Михаилом Горбачевым в декабре этого же года. Эти события положили начало возрождению легальной структуры УГКЦ, восстановление монастырской жизни, процесса возвращения отобранных святынь, восстановлению системы духовного образования. За короткое время возобновлена деятельность епархиальных семинарий и Львовской Богословской Академии, развернулась издательская деятельность, налажено сотрудничество со школой и пастырство молодежи, в армии ( УГКЦ). К сожалению, начало 90-х годов был отмечен межконфессиональным противостоянием на фоне имущественных споров, осложненный расколом внутри украинского православия. В 1996 году епископом-помощником Главы УГКЦ избран епископ Любомира Гузара, а после смерти 14 декабря 2000 года Верховного Архиепископа Мирослава Ивана Кардинал Любачивский Синод Епископов УГКЦ избрал Владыку Любомира его преемником. Важное место в жизни Церкви имели Патриарший собор УГКЦ ( 1996, 1998, 2002 гг), с целью обсуждения всей церковной общиной важнейших вопросов религиозной и общественной жизни: обучение и воспитание в вере, духовного возрождения и социального служения. В 2002 г. Синод епископов УГКЦ принял решение о переносе Патриаршего престола Церкви в столице Украины и строение в Киеве Патриаршего собора. 3. Современность23 марта 2011 года избирательный Синод епископов УГКЦ избрал епископа Святослава Шевчука Верховным архиепископом Киево-Галицким, Главой Украинской греко-католической церкви. 25 марта этот выбор утвердил Папа Римский Бенедикт XVI. [9] Интронизация нового главы УГКЦ состоялась 27 марта в Патриаршем соборе Воскресения Христова в Киеве [10]. См.. также
Примечания
ЛитератураЭнциклопедия украиноведения. В 10-х т. / Гл. ред. Владимир Кубийович. - Париж; Нью-Йорк: Молодые Жизнь, 1954-1989 .
код для вставки Данный текст может содержать ошибки. скачать |