Украинская культура в контексте мировой


1. Украинская культура в контексте мировой

Каждая из более чем двух тысяч национальных культур, существующих в мире, имеет свою специфику, которая и делает ее неповторимой и уникальной. Это своеобразие возникает на основе влияния географического фактора, особенностей исторического пути народа, взаимодействии с другими этнокультуры.

В любой национальной культуре основополагающей и базисной является народная культура. Затем на ее основе постепенно формируются профессиональные наука, литература, искусство. Вследствие трудностей исторического пути Украины (монголо-татарское завоевание в XIII в., Польско-литовская экспансия в XIV - XVI вв., Зависимость от Российской и Австрийской империй в XIX - ХХ вв.) В отечественной традиции народная культура сыграла исключительную роль. И в XVI в., Когда феодально-боярская знать восприняла католичество и польскую культуру, и до конца XVIII в., Когда верхушка казацкой старшины русифицировалась, украинское общество развивалось в значительной мере без полноценной национальной культурной элиты. Настоящими творцами и носителями культуры продолжали оставаться низы общества. Украинская культура в течение длительных периодов своей истории развивалась как народная. В ней большое место занимали фольклор, народные традиции, которые придавали ей особое очарование и колорит. Особенно ярко это проявилось в искусстве - народных думах, песнях, танцах, декоративно-прикладном искусстве. Именно благодаря сохранению и продолжению традиций, корни которых восходят к культуре Киевской Руси, стал возможным подъем украинской культуры и в XVI - XVII вв., и культурное возрождение в XIX в. В то же время ощутимые и негативные последствия такого характера развития украинской национальной культуры. В течение длительного времени много талантливых людей, которые родились и выросли в Украине, потом покидали ее, связывали свою дальнейшую жизнь и творчество с русским, польским, другими культурами. Кроме того, прогресс в области естественных наук был выражен слабее, чем в гуманитарной.

Вместе с тем, самобытная и старинная система образования, которая достигла своего расцвета в сутки казачества и обеспечила практически сплошную грамотность населения, давняя традиция книгописання, ориентированность на ведущие центры Европы, в частности на Византийскую культурную традицию, роль Украины-Руси как центра христианства в восточнославянских ' Янский мире, а также как центра наук и высшего образования в сутки казачества благодаря развитой сети коллегиумов, Острожской и Киево-Могилянской академии, меценатство и государственная поддержка культуры рядом выдающихся государственников - Острожского, П.Конашевича-Сагайдачным, И.Мазепой и др.. - Все это позволило поднять украинскую культуру до уровня мирового явления, создать ряд классических шедевров в печатном, архитектуры, искусства, достичь значительных успехов в науке.

Известный исследователь украинской культуры И. Огиенко отмечал, что украинской культуре с самого начала были присущи открытость миру, отсутствие ксенофобии (боязни чужого) и гуманизм. Говоря о гуманистическую суть украинской культуры, нужно отметить и то, что сама система ценностей данной культуры в период активного развития (XVII - XIX вв.) Была весьма специфической. Богатый материал для такого вывода дает творческое наследие Г. Сковороды, Ф. Прокоповича, П. Кулиша. В своих философских сочинениях они решали вопрос о сущности и условия человеческого счастья, о значении человеческого существования. В отличие от философской мысли других европейских стран, где проблемы бедности, болезней и бескультурье мыслилось преодолеть путем технического прогресса, повышения производительности труда, посредством усилий просвещенных монархов и социального экспериментирования, украинские мыслители призывают к другому. "Родственная труд" и самопознания, свобода, ради которой не жалко расстаться с благополучием, ограничение жизненных потребностей, предпочтение духовному над материальным - вот те пути и рецепты счастья, которых придерживались и которые пропагандировали ведущие украинские мыслители. Сегодня такие подходы приобретают особое значение для всего человечества.

В Послании Президента Украины Верховной Рады Украины от 22 февраля 2000 высказана такая мысль: "Общемировые тенденции и собственный опыт подводят к принципиальному выводу: индустриальный, промышленный и экономический рост гораздо больше зависит от духовной, культурной составляющей, чем от чисто технических новшеств" . Будущее независимой Украины тесно связано с развитием гуманитарной сферы, продолжением национальных культурных традиций.


См.. также


2. Литература и источники

  • Ерасов В.С. Социальная культурология. Учебник для студентов высш учебных заведений. 2 - ое изд. испр. и доп. М.: АспектПресс, 1996. - 591 с.
  • Культурология / под ред. А. А. Радугина. М.: Центр, 1996. - 400 с.
  • Культурология. Учебная помощь для высш учебных заведений. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 576 с.
  • Петров М. К. Самосознание и научное творчество. Ростов-на-Дону: изд-во РГУ, 1992. - 268 с.
  • Рождественский Ю. В. Введение в культуроведение. - М.: ЧеРо, 1996. - 288 с.
  • Скворцова Е. М. Теория и история культуры: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999. - 406 с.
  • Теория и история мировой и отечественной культуры. Курс лекций. Киев: Лыбидь, 1993. - 390 с.