Надо Знать![]() | Украинский Венгрии
На территории нынешней Венгрии живет теперь минимальное ч. украинский (3000; 1960), преимущественно это является закарп. Украинской, которые 1945 остались в пределах В. Они живут разрозненно и как этническая общность не имеют никакого организованной жизни. Есть у В. и остатки этнических островов с культурно-бытовыми и культ. следами кол. укр. поселений, которые теперь почти полностью ассимилировались, но еще в 18 - 19 вв. проявляли выразительный укр. этнический характер. По новее ист.-демографическими исследованиями, эти укр. поселения возникли в 17 - 18 вв. как результат продвижения украинским и словаков на сев., в частности на венг. Равнину после тур. опустошения этих обл. Некоторые закарп. участники протиавстр. восстание куруцев по их поражении остались на венг. землях. Это были укр. острова среди венг. большинства, хотя в некоторых селах Украинской преобладали, но по сравнению с всего населения относящихся жуп (комитатов) они не составляли более 4-5%. Согласно переписям, в первой половине 19 в. всех укр. или смешанных сел было еще более 50 ч. ок. 30 000 украинский. Точнее, на территории современной Венгрии в комитетах Боршодському, Абауй, Земплинському, Сатмарским и Березском было в 1836 - 40 pp.: 21 укр., 28 рус.-венг., 2 рус.-словацкие, 2 укр.-венг.-словацкие и 1 укр.-венг.-нем. с. Количество гр.-католиков в этих комитатах была значительно больше, что свидетельствует не только о постепенной ассимиляции украинский, но и о том, что гр.-католиками были также венгры, сербы, греки, а гл. в Сатмарским комитате румыны. Дальше на сев. выдвинутым поселением украинский был г. Маков в пивд.-сх. Венгрии на рум. границе, было своеобразным переходным пунктом поселения закарп. Украинской в Бачке (теперь Югославия). Процесс ассимиляции усилили венг. культ. давление с сер. 19 в. и мероприятия мадьяризации гр.-Кат. Церкви, гл. по создании Гайдудорозькои епархии. Эти этнические острова получили немалый удар по 1918, когда они были полностью изолированы от Закарпатья, а для гр.-католиков Боршодського комитата основан администратуры в Мишкольце. Введение венг. языка в литургии привело к окончательной ассимиляции. Теперь только люди в некоторых селах еще понимают украинский язык. Однако остатки бытовой культуры, фолкльору, а также некоторые церк. обычаев сохранились, и укр. фамилии напоминают далее о происхождении людей. В 1960-х pp. E.Балецкий из Будапештского университета исследовал говор с. Комлошка комитата Абауй. В сер. 1970-х pp. посетил и описал укр. дома в Венгрии еп. Иоаким Сегеде с Загреба, найдя в них и сейчас немало следов украинскости. В Венгрии есть небольшая украинская община (около З тыс. чел.). Это выходцы из Закарпатья, которые проживают преимущественно вдоль среднего течения р Тисы, занимаются сельским хозяйством. Живут также в Будапеште. В предыдущие века украинский в Венгрии было значительно больше, но они подверглись почти полной ассимиляции. К нач. 1990 не существовало никаких форм организованного Украинской национальной жизни. Сейчас делаются только первые шаги в этом направлении. Потомки Украинской во многих случаях сохранили греко-католическую религию, к которой принадлежали их предки; богослужение проводится на венгерском языке. Литература
См.. также
код для вставки Данный текст может содержать ошибки. скачать |