Надо Знать

добавить знаний



Украинский в Филадельфии



План:


Введение


1. Первые начала

Украинский поселились в Филадельфии с 1880-х годов: сначала с Лемковщины, Закарпатье, а затем и из других западно-украинских земель, - и долгое время не творили собственного организованной жизни. Первыми начали создавать религиозную общину закарпатцы, к которым приезжал священник из Газельтона: они создали 1891 приход св. Духа, которая существует до сих пор. В 1905 эмигранты из Галичане, недовольные венгерскими влияниями в этом приходе, организовали отдельную приход св. Михаила. После приезда еп. С. Ортинского 1907 закуплено старую протестантскую церковь - и в ней открыто 1908 кафедральный храм Непорочного Зачатия. Одновременно появлялись с 1903 отделы украинских (Русского) Народного Союза, читальные "Просвещения" (1905) и тому подобное.

Постепенно стали приезжать сюда украинские из других городов; также прибывали новые эмигранты. Украинские поселенцы работали на паротягобудивних заводах, сталелитейной, сахарной рафинариях, на железной дороге, в порту, а женщины - как домашняя прислуга.

Благодаря организационным усилиям епископа Ортинского быстро перестроена центр украинского религиозного и образовательного жизни. В годах 1905 и 1909 произошли в Филадельфии в-американские образовательные съезды, после которых начали закладывать читальни "Просвита" и сеть школ украиноведения. 1909 создано Общество Русско-Американских горожане, которое приобрело свой народный дом. В 1911 создан под руководством Сестер Василиянок приют, а из старших ребят приюта образовано 1917 Малую Семинарию св. Павла. 1914 сюда переносится двор новой католической братской организации "Провидение". По инициативе еп. Ортинского 1915 создан "Русский Банк". После окончательного разделения греко-католиков на две юрисдикционные единицы (галичан и закарпатцев) 1924, Филадельфия стала центром украинского католического экзархата (еп. К. Богачевский), что в 1958 стал Филадельфийской митрополией.

Зал независимости в Филадельфии

2. Украинский в Филадельфии: межвоенный период

1925 с Чикаго в Филадельфию перешел православный архиепископ Иоанн Теодорович, управляя отсюда приходами Украинской Православной Церкви в США. По межвоенного времени украинским общественная и культурная жизнь Филадельфии претерпело значительное развитие: 26-27 октября 1922 здесь состоялся организационный съезд Объединения украинских организаций в Америке - и до 1930 действовала его централи; 17-19 июля 1936 Лига украинских католической молодежи отбыла здесь украинский-американскую олимпиаду и свой IV Съезд.

Украинский Филадельфии принимали активное участие в акциях помощи освободительной борьбе Украины: в 1918 состоялся "Украинский день" со сборником; в 1922 году - антибольшевицьке вече; в 1930 - протест против польской пацификации в Галичине (20 000 участников похода). На 1936 состояние организованной жизни был такой: две украинские католические церкви, одна православная, одна греко-католическая закарпатская, шесть народных домов, одна дневное приходская школа и 1 средняя девичья (обе под руководством сестер василиянок), шесть вечерних школ украиноведения, четыре библиотеки -читальни, три типографии, несколько женских, молодежных, братских организаций, спортовы клубов, хоров и т.д.. Выходила газета "Америка", сначала как еженедельник, впоследствии (1918 - 50) - трижды в неделю еженедельник закарпатских эмигрантов - "Русинъ" (1910-11), православный журнал - "Днепр" (1927-50) и католический месячник - "Мисионар" (с 1917). Здесь появлялась также русофильская газета "Правда".


3. Украинский в Филадельфии: послевоенный период

В 1944 году в Филадельфии состоялся второй Конгресс украинских Америки, который положил основы для деятельности Украинского Конгрессового Комитета Америки (УККА): этот же конгресс призвал к жизни связывающие украинских-американский комитет помощи с центром тут же. В 1948 году состоялся Всемирный съезд украинских женщин, вследствие которого создан Всемирная федерация украинских женских организаций, в Филадельфии был свой двор.

Новая эмиграция из лагерей перемещенных лиц в Западной Европе значительно увеличила число украинских (ок. 5 - 6 тысяч новоприбывших). Число украинских греко-католических церквей выросло в 1981 по десяти; были также и три православные церкви, две - евангельско-баптистские и две общины пятидесятников. Встал ряд новых организаций, а среди них: общественно-политические, женские, ветеранские, профусшщральни, молодецкие (в частности Пласт и СУМ), спорту (т-во "Тризуб", нескольких раз чемпион Американской футбольной лиги), культурно-образовательные ("Молодая Просвита "с 1953). Основан три финансовых учреждения: Кредитовая касса "Самопомощь", украинский щадничеи-ссудная союз и щадничеи касса "Тризуб". Большинство организаций объединились в отделе УККА (долголетние головы: Б. Гнатюк, И. Скальчук, П. Стерчье). Некоторые краевые централи образовали свои хаты в Филадельфии: Союз украинок Америки (1943 - 74), Объединение бывших воинов украинской Америки (с 1949), украинский музыкальный институт в Америке (1952 - 59, дир. Г. Савицкий), Украинское патриархальное общество (1970-79), украинский религиозное общество "Святая София" (с 1977). С учреждений в Филадельфии: двухлетний Девичий колледж "Менор" под руководством сестер василиянок (основан 1947), Украинская художественная студия (руководитель П. Мегик, основана 1952), Восточноевропейский исследовательский институт им. В. Липинского (с 1963 - директор Е. Зибликевича), Филиал Украинского католического университета в Риме (создана 1977 - директор Л. Рудницкий). В 1980 году мерами корпорации украинские образовательно-культурный центр (председатель - О. Черник) приобретено репрезентативный дом, в котором должны помещения Школа украиноведения Общества опеки над украинской молодежью "Родная Школа" в Пенсильвании, Пласт и ряд других учреждений и обществ. В Филадельфии действуют 3 субботние школы украиноведения, а в 1982 в Филадельфию перенес свой двор екзильний правительство УНР с официозом "Мета".

В годах 1949-57 в здесь действовал украинский театр под руководством В. Блавацкого, в конце 1950-х - начале 60-и лет. "Театр в пятницу" (руководитель В. Шашаровський). С 1953 работал хор "Кобзарь" (дирижер Антон Рудницкий), а с 1970-х годов хор "Прометей" (дирижер М. Длябога) является укр. радиопересилання.

После 1945 выходили в Филадельфии прессовые органы: "Америка" (с 1950 как дневник), "Мисионар", литукфегкний журнал "Киев" (1950 - 64), квартальщик "Украинская Книга" (с 1971), женский месячник "Наша Жизнь" (1944 - 74), католический еженедельник "Путь - The Way" (с 1940), "Записки из Искусства" (непериодическое издание, ред. П. Мегик и П . Андросов). Заиснувалы также книжные издательства: "Провидение" сестер василиянок, Восточно Исследовательского Института, "Киев", и другие.

Размещение филадельфийских украинских значительно изменилось: обсервувалася тенденция переселения в лучших участков и пригородов. У древних очагах и у старых церквей остались небольшие скопления, как: в участке Франклина, кроме новопостроенной в неовизантийском стиле кафедры (архитект Ю. Ястремский) - религиозно-общественные учреждения и дом для пожилых "Вознесение". Подобно изменились труд, профессиональная структура и жизненный уровень украинского жителей: среди них есть несколько професионалистив, многие заняты в торговле и администрации, есть и профессиональные рабочие. Значительное число украинских заложило собственные торговые и промышленные предприятия.


4. Известные люди


Литература

  • Энциклопедия украиноведения. В 10-х томах. / Главный редактор Владимир Кубийович. - Париж; Нью-Йорк: Молодая жизнь, 1954-1989 .
  • Мишуга Л. памятных книга Укр. Нар. Союза, 1894-1934. Джерси-Сити 1937;
  • Памятных книга укр. кат. кафедры. Ф. 1942;
  • Общество Укр-Амер. Горожан. Золотой юбилей 1909-1959. Ф. 1959;
  • Золотой юбилей укр. общины в Филадельфии. Ф. 1967;
  • Lushnycky А. (ред.). Ukrainians in Pennsylvania. Ф. 1976.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам