Надо Знать

добавить знаний



Украинский скоропись



План:


Введение

Автограф митрополита Рафаила Заборовского 1745 года.
Украинский скоропись третьего периода

Украинский или казацкий скоропись - кириллический шрифт широко распространен в документах военных и ратушных канцелярий Войска Запорожского в конце XVI - начале XVIII веков. Его часто считают письменным отражением украинского барокко.


1. История

Историк Иван Каманин разделил историю развития украинского шрифта на три периода. [1]

Первый период (конец XV - начало XVI в.). Для этого периода принят термин "уставный скоропись", который предложил Измаил Срезневский. В то время украинской письмо было свободно от всякого постороннего влияния и в способах письма шло по традициям Византии, долго задерживая в себе характер уставного скорописи (в отличие от российского тогдашнего скорописи, что рано испытал внешних воздействий, возможно, восточных, вследствие чего выработалась впоследствии неравенство и гачкуватисть).

Второй период (вторая половина XVI в.) Характеризуется тенденцией к слитного написания слов: значительная похиленисть букв, загибание концов букв справа, конец одной буквы больше сближается с началом следующей. Но настоящая весь еще только вырабатывалась. Учащалось вынесения отдельных букв вверх, над строку.

Буквы небольшого размера - все почти одинаковой высоты (тогда как в русском скорописи буквы отличались шириной и размахом при разной высоте). Активизировался процесс появления новых форм букв. В конце второго периода усилилось влияние западноевропейской каллиграфии, пришла в Украину через Польшу.

Отличительной чертой третьего периода (конец XVI - середина XVIII в.) Стало появление в письме новый характер, развившийся в украинских школах, учреждаемых православными братствами. Открывались школы Острожская, Владимирская, Киевская, Луцка. Чистопис стал одним из основных предметов преподавания. Сформировались новые почерки - Киевский, Острожский, Чигиринский (казацкий). Это было время наивысшего расцвета украинских скорописи, органично вписался в пространство культуры барокко.


2. Характеристика

Вот как характеризует украинских скоропись Виталий Митченко в труде "Искусство скорописи в пространстве украинского барокко":

Возьмем любой универсал какой-то из украинских канцелярий и посмотрим, как писарь распоряжается "пространственным слоем" листа. Композиционно и пространственно этот лист можно сравнить с фасадом барокко каменные, когда "читать" его сверху вниз. Сначала идут темпераментные излучины и росчерки, дающие зрительный акцент начале надписи и вертикальную весь первой строке. Они образуют подобие барокко картуша с характерной для вкраински архитектуры этого периода динамикой и асимметрией в деталях. Дальше начинается усиленная, изысканно-виртуозная и выверенная работа: написание слов и составление горизонталей строк в вертикальный массив надписи, где функцию вяжущего вещества выполняют вертикальные связи лигатур. И напоследок надписи - росчерк, который является средством психологической разрядки после напряженного труда. Такая сложная пространственно-линейная ритмика присуща именно украинская скоропись. Европейская каллиграфия этого времени ритмично более размеренная. Пространственный слой листа, в котором находится массив надписи, неглубокий. Росчерк рациональный и упругий, как сжатая пружина. В российском скорописи этого периода роль психологических разрядок, наряду с росчерками, выполняли выносные элементы букв, из-за чего надпись выходил более неровный, пульсирующий. [2]

3. Приемы

Украинский скоропись на гривнах образца 2004 года. Цитата Мазепы: "А за веру хоть умрите и вольностей бороните!".

При скорописного письме в каллиграфических листах часто выходили компактно выписаны слова - слова-образы, слова-идеограммы, читатели воспринимал целиком, не разбивая на отдельные буквы. Основными причинами этого являются такие скорописного приемы:

  • Не все буквы играли одинаково активное декоративную роль при письме. Буквы Л, П, Т, И, М, О, Ш, А, Н, Е писались легко и играли роль пауз. Основную декоративную нагрузку несли буквы С, Б, К, С, Д, Е. Они вырываются, как правило, вверх и вниз от главной линии строки и своими эмоциональными всплесками выносных элементов создают своеобразную ритмику писания. [3]
  • Не все буквы сочетались друг с другом горизонтально (как это стало впоследствии, например, в канцелярском письме XIX века). Варианты сочетания букв горизонтально достаточно разнообразны. При этом в одном и том же надписи встречаются несколько вариантов сочетания одних и тех же букв, а соединительные линии часто приобретают самостоятельное декоративного значения. Весь соседних букв строится таким образом, что очертания первого диктуют очертания следующей - и одновременно сами от них зависят.
  • Горизонтальные лигатуры с одной стороны усиливают декоративное звучание надписи, а с другой - "вяжут" строка, побуждая взгляд бежать слева направо. [3] Вертикальные лигатуры рядом с выносными элементами играют роль связей между строками и немного задерживают скольжения взгляда горизонтали строки . [3] Вертикальные связи создавались очень изобретательно. [3] Чаще всего над строку выносили буквы X, Н, Р, М, Ш, Т.

Примечания

  1. (Каманин И.М.) Палеографический Изборнике. Материалы по истории южно-русского письма в ХV-ХVIII вв., Изданные Киевской Комиссией для разбора древних актов. Вып. 1. Киев, 1899. (Рус.)
  2. Виталий Митченко. Искусство скорописи в пространстве украинского барокко. / / Украинский мир. - 1992. - № 1. - С. 24-25. - litopys.org.ua / rizne / mitch.htm # st1
  3. а б в г Виталий Митченко. Эстетика украинских скорописи. / / Украинский мир. - 1992. - № 2. - С. 34-35. - litopys.org.ua / rizne / mitch.htm # st2

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам