Надо Знать

добавить знаний



Утопия



План:


Введение

Аноним. Фотография к изданию "Утопии" 1518

Утопия ( греч. ού + τόπος - "Место, которого нет") - фантазия, вымысел, мечта, не сбудется. Понятие "утопия" впервые появилось в произведении Томаса Мора "Утопия" (так в его произведении назывался остров, на котором был создан идеальное общество).

Сегодня "утопия" - литературный жанр, близкий к научной фантастике. Для него характерно то, что автор имеет большую убежденность в безупречности провозглашенной им идеи.

Противоположным утопии является жанр - антиутопия ( "451 по Фаренгейту", 1953, Рэй Брэдбери и другие.)

Уже в 17 веке начались попытки воспроизвести утопические идеи в реальности и идея перестала принадлежать только литературе. Есть все признаки того, что идея не умерла и стала предметом изучения различных наук.


1. История

1.1. Перечень утопических произведений

Фотография к книге "Христианополис"

Утопия как жанр литературы исчезает в средневековья и приобретает продолжение в сутки Возрождения и дальше. За текущие 450-500 лет написано немало утопических произведений, среди которых

  • "Утопия" ( Томас Мор, 1516)
  • "Город Солнца" ( Томмазо Кампанелла, 1602)
  • "Христианополь" ("Крепость Христа или описание республики Христианополь", Иоганн Валентин Андреа, 1619)
  • "Новая Атлантида" ( Фрэнсис Бэкон, 1627)
  • "История севарамбив" (Дени Верас, 1675)
  • "2440" (Луи Мерсье, 1770)
  • "Путешествие в Икария" ( Этьен Кабе, 1840)
  • "Взгляд назад" (Эдвард Беллами, 1888)
  • "Известия знивидкиля" ( Уильям Моррис, 1891)
  • "Красная звезда" (Александр Богданов, 1908)
  • "Туманность Андромеды" ( Ефремов Иван Антонович, 1956)
  • "Остров" (Олдос Хаксли, 1962)
  • "Utopies et civilisation" (Жиль Лапуж, 1982)
  • Утопические идеи присутствуют в спектакле "Юнона и Авось", которые лелеял Резанов.

1.2. Утопия и художники

Шарль Фурье, вид Фаланстер


Худ. Лукас Кранах Старший, Золотой век с заимствованиями утопических идей с Библии.1530 г.
Карта Утопии 1730

С суток Возрождение начинается процесс визуального воспроизведения утопий, к которому приобщились художники. Появились картины и гравюры с фантазийным воспроизведением неизвестного утопического острова, города, страны. Они были как фотографиями к книгам о утопии, так и самостоятельными произведениями. Среди авторов известные мастера ( Лукас Кранах Старший), так и малоизвестные или анонимы (гравюра анонима в "Утопии" Томаса Мора в издании 1518 и др.).

Идея регулярного планировки утопического города привлекла и реальных архитекторов (Филарете, Франческо ди Джорджо Мартини, Скамоцци, Александр Леблон). А те создали проекты идеальных городов, а немного погодя и вибудовалы подобные города в разных странах (город Пьенца, город-крепость Пальма Нуова близ Венеции (арх. Винченцо Скамоцци, 1593 г.), Италия, планировка городов Жовква, Броды Украина). Идея идеального (утопического за утечками) города была подхвачена как гуманно настроенными деятелями, так и реакционными (теократические города иезуитов в Латинской Америке, лишь номинально подчинялись папе римскому. Их остатки до сих пор выдающиеся памятники эпохи барокко и достопримечательности причудливых попыток перевести в реальность непроверенные и несовершенные идеи, обернулись в руках реакционеров произволом, преступлением и насилием.)

Были напечатаны и вымышленные карты Утопии (1730 года и т.д.).


1.3. "Государство" Платона

Начало жанру утопий уходит в истоию Древней Греции. Самым известным примером стало произведение философа Платона "Государство". Платон и дал в книге описание идеального общества с позиций рабовладельческой эпохи. Афиняне с интересом наблюдали за Спартой и ее общественным строем, непохожим на устройство в Афинах. Но наблюдения открыли позорные стороны общества Спарты, ее повальной коррупции, практику взяток (которые брали даже цари Спарты), систему тотальных доносов, дефицит свободных граждан, постоянную угроза рабских восстаний и т.д..

Платон знал ужасы современной ему истории рабовладельческого периода (постоянная война полисов, восстания рабов, постоянное ожидание войны, постоянная подготовка к войне и т.п.). Поэтому его Государство в олицетворении греческого города-полиса искусственно лишена почти всех недостатков современных городов. Этот город - механизм. В центре - Акрополь с агорой. Улицы - прямые, все дома похожи друг на друга. Громодяны питаются в столовых. Разрешены труд и редкие развлечения вроде музыки и танцев. С полиса изгнаны всех поэтов, гуляк, нищих, индивидуальность личности под подозрением, не одобряется и не воспитывается.


1.4. Три группы в "Государстве" Платона

Полисной общество по Платоновым планом имеет свою иерархию - три группы:

  • Правительство (философы).
  • Стражи порядка (карательные органы).
  • Производители (зневильовани до муравьев земледельцы и ремесленники)

1.5. Устройство "Государства"

Платон оставляет правительство. Правительственные функции выполняют философы, плотно сотрудничают с уголовными органами. Уголовным разрешается быть злыми, но не лишенными философии (неизвестно, где такие возьмутся, где таких воспитают. Но мечты можно придумать все, что пожелаешь). Только производителям Платон оставил обычные человеческие чувства вроде различных эмоций, указав, однако, что те жадные и способны лишь на глупость. Поэтому философы (правительство) тяжело работают с уголовными органами, контролируют, опекают и выслеживают производителей, сохраняя заведений и вроде незыблемый порядок.


1.6. Феномен человеческой семьи

Платон остановился перед феноменом семьи. Она и тогда была фактом неисследованным, непонятным, малоуправляемым, неподвластного каким-то своим законам. Чтобы обуздать семью как институт, Платон предложил вообще отменить ее. Детей, все равно рождаются, забирают из семей и отдают на воспитание государству. (Это была копия обычного Спарты. Детей вибраковувалы уже после рождения. Калеки и больные подлежали убийству. Ребенка до 7 лет оставляли с матерью для выживания. Затем забирали в особые лагеря, где воспитывали воинов, поощряя хитрость, драки, преступления, даже убийства рабов, чтобы содержать тех в повиновении). Граждане Спарты принципиально не работали. Все производство перевели на рабов, которых насчитывали до 250 000. В громадан и воинов поддерживали устойчивость к бедности, пренебрежение к боли и слабости характера, доносы. Дети должны все это унаследовать и всячески поддерживать консервативные и бандитские по содержанию традиции). Фактически это была национализация живых детей с последующим использованием правительством в своих намерениях. Воинам (т.е. гражданам Спарты) оставили только два жизненных сценария:

  • воевать в 60 лет и случайно не быть убитым;
  • умереть на войне. Все.

2. Утопия по Т. Мором

Худ. Ганс Гольбейн Младший. Томас Мор

В своей "Утопии" Мор устами главного героя Рафаила Гитлодея, критикует несправедливость и бесчинства, которые существовали в тогдашней Англии. В противовес им он описывает картину идеального общественного устройства на несуществующем острове Утопия. Там нет частной собственности, нет денег, почти все работают, кроме ученых и должностных лиц. Все, что производится на острове, люди сдают в общие амбары и затем бесплатно получают оттуда все необходимое для жизни.

Однако на острове нет уравниловки - распределение всех благ осуществляется согласно заслуг человека перед обществом. Чиновники избираются народом. Это должны быть "кристально чистые" и честные люди, которые имеют способности к управлению. Важнейшие вопросы обсуждаются всеми жителями острова. Их умственный и нравственный уровень должен быть очень высоким.


3. Утопия по Т. Кампанелла ("Город Солнца")

См.. также

Источники


Литература Это незавершенная статья по литературы.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам