Надо Знать

добавить знаний



Фантастика



План:


Введение

Фантастика - жанр художественной литературы, в котором с помощью добавления вигаданних, воображаемых элементов создается мир отличный от сегодняшнего, реального. В фантастики не принадлежат сказки, вроде "Кота в сапогах" и многие другие, поскольку помимо общей, поверхностной "сказочной" атмосферы, фантастика имеет свои темы, проблемы, которые она раскрывает, - "человек и природа", "человек и Вселенная", "человек и общество , человек и добро (зло) ". В зависимости от темы внутренний мир каждого фантастического произведения наполняется определенным атрибутами. Например, в "человеке и Вселенной" обязательно должны быть звездолеты и другие космические транспортные средства, на которых она, то есть человек, будет бороздить просторы Галактики, в "человек и добро (зло)" должны быть выражены элменты добра и зла, вроде эльфов и орков в фэнтезийных произведениях. Часто темы переплетаются, образуя неповторимый коктейль из колоритных образов (например, в технофентези, где магия спокойно существует наряду с высокими технологиями).

Героями фантастики могут быть необязательно люди, в одном из таких поджанров как биопанк главными героями часто бывают животные, которые в результате генетических экспериментов или иного стечения обстоятельств стали разумными. Кроме того героями фантастического произведения могут стать и работы, и инопланетяне ( чужие), что часто практикуют разные авторы, пытаясь описать специфическую психологию, систему ценностей и логику разумные истотот (например, три закона робототехники придуманы Азимовым). В фэнтези (одному из поджанров фантастики) выбор героев "нелюдей" очень широк - от небольших гномов до гигантских драконов.

Суммируя вышеизложенное можно отметить, что фантастика это особый, своеобразный жанр литературы, который побуждает людей замыливаться над жизнью, его перспективами, реалиями и целями.


1. Жанры

Перед началом классификации фантастики следует отметить, что нет такого четкого разделения на жанры. Одни, например, относят фэнтези в научной фантастики, другие вообще говорят, что фэнтези совсем другой жанр литературы, отличный от фантастики. Такое противоречие стимулируется еще и тем, что в украинском языке понятия фантастика ( англ. science fiction ) И фэнтези ( англ. fantasy ), Очень похожи и часто путаются. Кроме того, жанры переплетаются друг с другом и выделить среди них ведущее направление довольно сложно. Например, киберпанк - будто является чистым подвидом таймпанку, но если присмотреться поближе, то там найдутся элементы и социальной фантастики, и антиутопии. Итак, не следует воспринимать нижеизложенное классификацию как "истину в последней инстанции".

В фантастике можно выделить следующие направления:

Также в список еще можно добавить такой жанр как готику, хотя такое присоединение будет достаточно условным. Далее подробнее:


1.1. Таймпанк

Таймпанк или клокпанк - особый поджанр фантастики, в котором описываются альтернативные миры на технологическом уровне некоего исторического (или будущего) периода развития человечества.

Основными поджанрами таймпанку являются:,

1.1.1. Сандалпанк и мидлпанк

Сандалпанк и мидлпанк, пожалуй, самые поджанры клокпанку. В сандалпанку люди живут в "развитом" каменном, а в мидлпанку в, соответственно таком же, Средние. В чем же заключается "развитость" таких альтернативных миров? Во-первых, паровой двигатель там изобрели гораздо раньше и активно им пользуются, во-вторых, если, все же парового механизма нет, то используют весьма замысловатые механические агрегаты, которые заменяют роботов или еще каких-то "металлических друзей" в других смежных поджанрах.

Типичный пример такого мира - мультик про семейку Флинтстоунов.


1.1.2. Стимпанк

Подробнее в статье Стимпанк

Стимпанк или паропанк ( англ. steam + punk , "Пар + протест, конфликт") - подвид фантастики, действие которого происходит в мире, где широко используются технологии паровых машин, заменивших электронику. Классические вселенные стимпанка стилизуются авторами под Америку или Европу (прежде всего Англию) второй половины XIX века, эпоху раннего капитализма с характерным фабрично-городским пейзажем и резким социальным расслоением. И неважно, что действие может разворачиваться в далеком будущем или на другой планете.

В "панковской" компонента стимпанка относится особый акцент на "низкой человеческой природе", движущейся низкими страстями - похотью, гневом, тщеславием, корыстью и завистью. Особое внимание авторы, пишущие в жанре стимпанк, уделяют бытовым и физиологическим подробностям жизни главных героев. Общий стиль стимпанка выглядит циничным (грубо-откровенным) и пессимистичным (антиутопических). Антиутопия украшается стилистике нуара, к ней добавляются выразительные и общепонятных мотивы бульварной фантастики (детективы, гениальные ученые, Дикий Запад, таинственные древние расы). Позднее в стимпанк влились позитивные элементы - романтическая прелесть науки, утопизм, эстетика старой доброй Англии".


1.1.3. Дизельпанк

Подробнее в статье Дизельпанк

С самого слова дизель можно догадаться, что в дизельпанку основой является дизельный двигатель, который создал своеобразный переворот в начале ХХ в. Как дизельный двигатель поражал своими размерами и позволял строить большие механизмы, так и дизельпанк поражает нас своим гигантизмом - гигантские летучие дирижабли, высокие небоскребы, огромные работы, впечатляющие своей масштабностью ламповые компьютеры. Героями и антигероями дизельпанку есть яркие личности, которые способны изменить мир в одиночку, - сумасшедшие ученые и отважные капитаны, хитрые воры и талантливые изобретатели. Индустриализация идет полным ходом, старая огнестрельное оружие граничит с новой энергетической, винтовые самолеты с реактивными.


1.1.4. Киберпанк

Подробнее в статье Киберпанк

Этот жанр появился достаточно недавно, но уже успел стать одним из самых популярных жанров художественной литературы. Основным фоном киберпанковского мира является господство некоторой глобальной мировой системы - в основном транснациональных компаний. Главными героями киберпанка выступают маргиналы, мусор общества, которые не являются хорошими или плохими, они просто борются используя все доступные технические новинки.

"Каноническим" произведениями киберпанка можно считать "Нейромансера" Уильяма Гибсона, а также "Граф Ноль" и "Перезагрузка Моны Лизы" того же автора, которые все вместе образуют трилогию "Киберпространство".

На остаток, нужно отметить, что существуют еще и "родные братья и сестры" киберпанка - биопанк, нанопанк и посткиберпанк. Все они имеют свой характерный литературный вкус. В биопанку героями основном выступают умные животные или другие существа нечеловеческого происхождения, которые в результате некоторых генетических экспериментов получили способность мыслить, в нанопанку дело представляется так же только животных меняют существа неорганического происхождения. Посткиберпанк - странная смесь киберпанка и космоопера, тотальный режим транскорпораций не такой жесткий, мир не настолько грязный, герои не такие уж и отбросы.


1.2. Фэнтези

Фэнтези - поджанр фантастики основой которого является рассказ о мире воображаемый, в котором чудо представляется реальностью, а идеализм преобладает над рационализмом и магия над техникой. Одним словом, как ни крути, а все-таки фэнтези явно отличается от science fiction, только грань эту не очень видно, поэтому еще и до сих пор ведутся споры, что же считать фэнтези, а смело можно относить к другим поджанров фантастики. Фэнтези можно разделить так:

  • Героическое фэнтези;
  • Эпическое фэнтези;
  • Мифологическое фэнтези;
  • Технофентези;
  • Темное фэнтези;

1.2.1. Героическое фэнтези

Доблестные герои преимущественно варвары рыцари и принцы с мечами, топорами и другим колюще-режущего оружием прорываются сквозь ряды своих заклятых злых противников - чудовищ, бандитов-головорезов, темных колдунов и подобную нечистоту. Вот так и выглядит этот жанр - героическое фэнтези, один герой (явно добрый) через трупы врагов (явно злых) пробивается к какой-то своей цели, тоже хорошей, но не очень глобальной (мир он не спасает). Типичным примером может служить Конан, который в течение развития сюжета и уменьшение, казалось, бесконечного количества, врагов становится с варвара королем.

Героическая фантастика всегда пользовалась популярностью, не исключение и настоящее, правда сейчас она представлена ​​преимущественно в виде бульварного чтива. Основателем героического жанра является Роберт Говард со своим Конаном и еще несколькими похожими героями. Повести о Конане является своеобразной классикой этого жанра, так начинать знакомиться с ним лучше с ним.


1.2.2. Эпическое фэнтези

На первый взгляд, кажется, что героическое и эпическое фэнтези одно и то же, и заидливи классификаторы что-то Попутал, но не тут то было. Эпика оперирует совершенно иными категориями, в отличие от героики. Герои эпического фэнтези не просто преследуют небольшие, пусть и добрые цели, - они борются с Глобальным Взлом. Фродо идет к Мордора, чтобы уничтожить Кольцо Всевлады, Архимаг Земноморья жертвует всей своей силой, чтобы затянуть дыру в мироздании, ведьмак Геральт начинает поиски Цири. Вот какое оно эпическое фэнтези - вечная борьба Хорошая со Злом, где Добро в конце выигрывает, и это не сказка слишком глобальные ставки поставлены на карту.

Конечно же, первым и величайшим произведением эпики есть " Властелин Колец " Толкиена, но кроме того было еще и "Земноморья" Ле Гуин, были и "Хроники Амбера" Желязны, и еще много разных авторов, которые исправно и быстро копировали героев и мир эпики, делая свои "клонированные" книги. Так, к сожалению, сегодняшнее эпическое фэнтези разнообразием не радует, приятным исключением можно назвать, разве что "Ведьмака" Анджея Сапковского.


1.2.3. Мифологическое фэнтези

Мифы, которые разные народы составляли в древности, если хорошо посмотреть является основой любого фэнтезийного произведения, те же эльфы, гномы, орки, которых так исправно впервые нарисовал Толкиен, кто они как частицы различных мифов хорошо перемешана известным классиком. Мифологическое фэнтези тем и отличается - если большая часть фэнтези, художественные произведения с элементами мифов, то мифологическое фэнтези - это мифы с элементами художественных произведений. Именно так, мифологическое фэнтези - это красиво оформленный и стилизованный художественно миф, ведь не каждому среднестатистическому любителю фэнтези интересно читать суховат, неизвестно кем и для чего придуман миф, а так авторы перерабатывают его, кладут в хорошенькую обертку и нате - новый шедевр!


1.2.4. Технофентези

Вас никогда не удивляло чего фэнтези и фантастика такие разные? Не вас одних! Авторы технофентезийних произведений тоже не раз задумывались, задумывались и создали, ни много ни мало - технофентези. Само слово технофентези, содержит в себе две частицы с разными смиловимы навантаженнямим, техно - технологии и фэнтези - магия. Итак, мир технофентези - это мир в котором технологии и магия хорошо и продуктивно сосуществуют или нещадно воюют, борясь за существование и определяя кто из них лучший. "Странно", - скажете вы. Есть несколько - оборотни служат в спецназе, пьяные эльфы делают погром в баре, а тролли из полиции выезжают на вызов - вот вам мир технофентези.

Книг на тему технофентези немного есть - это и "Операция Хаос", "Операция Луна" Пола Андерсона, это и цикл приключений Артемис Фаул от Йона Колфера, это и известный всем мире "Warhammer 40,000", это и, наконец, манга с аниме, где технофентези достаточно (вспомним то же Final Fantasy - смесь киберпанка с технофентези).


1.2.5. Темное фэнтези

Когда старая ведьма купается в крови молодых девушек, вампиры спокойно ловят на улицах своих жертв, а темнота наступила в глубине души всех - знайте, что этот мир темного фэнтези. О чем можно писать в таком мире, когда Хорошая нет вообще, с кем будет бороться Зло ? Ответ прост - с еще худшим Злом! Теперь, наверное, понятно почему этот поджанр так и называется dark fantasy. Обычное, обыденное зло сталкивается с найгидотнишим Злом, герои не пушистые ангелы - это кровожадные убийцы, колдуны и прочая пакость. Именно темное фэнтези, как ни парадоксально, происходит от героического - когда героя с рыцаря или варвара заменяют головореза или некроманта и немного подправляют их цель, в соответствии с характером такого героя - на свет появляется темное фэнтези.


1.3. Научная фантастика

Научная фантастика активизировалась во второй половине ХХ в. Надоело вездесущее фэнтези, в котором авторы понапридумывали бог-знает-чего, которое логически не вяжется? Тогда вам следует обратиться к научной фантастики - здесь все четко, физически и логически, никаких непонятных магий или идолов. Впереди только космос, который нужно покорить всеми разумными, научными средствами. От-так вот он мир НФ - материальный, хотя и фантастический! Надо сказать, что еще более радикальное направление НФ, так называемая твердая научная фантастика - здесь даже на сверхсветовых скоростях не летают и гиперпространства нет, все по законам физики - такой реализм в фантастике.

Учредителями жанра НФ были классики всей фантастики Жюль Верн, Герберт Уэллс, Карел Чапек. В то время многие считали их произведения абсурдными, но годы прошли, люди изменились и уже в 20-х годах наступил Золотой Век НФ. Надо сказать, что успех НФ был "полосатым", то она переживала расцвет, то снова упадок, едва тлея. Следующий расцвет принес фантастике новых классиков Артур Кларк, Айзек Азимов, Клинффорд Саймак, Станислав Лем, Роберт Шекли. Произведения классиков фантастики всегда имели определенную пророчисть - Жюль Верн предсказал посадку на Луна и появление субмарин, Уэльс - полеты, Толстой - лазер, а Лем - электронные книги, не говоря уже за Азимова, который так подробно расписал психологию роботов - таких себе андроидов. На сьогоднішній день всупереч заяв деяких критиків треба сказати, що НФ продовжує існувати, хоч перебуває зараз в такому собі анабіозі, чекаючи моменту, коли можна буде прокинутися і поманити людство до зірок!


1.4. Космоопера

Детальніше у статті Космоопера

"Космоопера" (або "космічна опера", англ. space opera ) - один з жанрів пригодницької наукової фантастики, який зазвичай визначається за формальними ознаками: дія творів відбувається в космічному просторі і/або на інших планетах (у Сонячній системі або за її межами) в умовному (зазвичай екзотичному) антуражі; персонажі підкреслено героїчні, а масштаби їхніх діянь обмежені лише фантазією авторів.


1.5. Бойова і пригодницька фантастика

Ти космічний десантник Землі, ось звучить сирена, треба стрибати, рукою включаєш антиграв, швидко приземляєшся на Землю береш в руку бласт і в бій Ось таким виглядає світ бойової фантастики, світ динамічний, весь пропахлий озоном, горілою керамікою, потом і, як не дивно, цікавий. Люди воювали завжди, спочатку камінцями, потім металом, зараз танками - то чого ж і в майбутньому не повоювати, що не буде що ділити? В бойовій фантастиці все так само як в звичайних бойовиках, тільки автомат замінює бласт, а броню - силове поле. В такому жанрі головне не мета (хоча вона те ж має значення), головне сам процес. Подібна до бойової і пригодницька чи авантюрна фантастика, на місце декорацій війни находять декорації такого собі, хоч і мирного, та небезпечного світу, на місце солдат стають авантюристи, а той взагалі особистості кримінальні. Динаміка у пригодницькій фантастиці так само висока як і у бойовій - герої облітають пів-галактики, вистріляють декілька гіга ватт енергії і виконують свою місію - "хепі енд" обов'язковий!


1.6. Соціальна фантастика

Чогось всі думають, що у фантастиці все відразу про космос, що герої шукають щастя в далеких зірок. Ні, ось воно щастя, близьке як ніколи, на блакитній планеті Земля, бери і користуйся! Світ соціальної фантастики на відміну від інших є більш замкнутим. інтровертним, ніж велика малозрозуміла Галактика, де невідомо як влаштоване життя на планетах, невідомо як живуть розумні істоти на них. Отже, соціальна фантастика ставить наголос саме на соціальному, суспільному аспекту майбутнього - "Людина і суспільство". Не треба думати, що твори цього жанру нуднуваті через свою сухість - і тут є динамічні герої, які живуть, борються і навіть стріляють (!), але протягом всієї книжки спостерігається явний соціальний підтекст, роздуми про те як краще влаштувати життя людства.

Чи то суміжними жанрами, чи то піджанрами соцфантастики є утопія і антиутопія. В світах утопії описуються ідеальні суспільні побудови, життя людей в них, як довго і скільки сили поклало людство доходячи до такої мети. В антиутопії все навпаки - "хотіли як краще, вийшло як завжди", її світ це пригнічені нерівністю люди, це олігархи, які наживаються на простих трудягах, це тупик розвитку людства куди довели нерозумні рішення.


1.7. Апокаліпсис і постапокаліпсис

Детальніше у статті Апокаліпсис (жанр)
Детальніше у статті Постапокаліпсис

Постапокаліпсис (англ. post-apocalyptic ) - Жанр научной фантастики, в котором действие развивается в мире после какой-либо глобальной катастрофы. Как последняя представляются: Третья мировая война с применением ядерного, химического или биологического оружия, вторжение инопланетян, восстание машин во главе искусственного разума ( роботов), пандемия, падение астероида, возрождение динозавров или иные катастрофы. В контексте рассказа рассматривается срез современной действительности через призму восприятия далеких поколений. В литературе этот жанр близко стоит и иногда смешивается с киберпанком.

Постапокалиптический называют также творческий стиль, несущий настроение пустинности, одиночества и ужаса в образах постаревшей и покинутой техники или зданий.


1.8. Альтернативная история и география

А что было бы если? Так и появляется альтернативная история и география. Представьте себе, что произойдет, если Антарктиду переместить с Южного полюса на экватор, или мир, в котором Наполеон не проиграл битвы при Ватерлоо, а победил союзников. О таких вот пути развития человечества рассказывают эти жанры, похожие на предупреждение апокалипсиса и постапокалипсису относительно событий, которые могли бы повернуться иначе в прошлом.


1.9. Фантастическая эпопея

Роман "Путешествие на Запад" китайского новеллиста и поэта династии Мин В Ченьеня стал основателем жанра фантастического или героико-фантастической эпопеи.

2. Классики

3. Герои фантастики

Люди и сказочные герои


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам