Фарисеи ( ивр. פְּרוּשִׁים , Перушим, прушим, укр. обособленные ) - Сначала религиозно-национальная, а позже общественно-политическое течение в Иудеи в эпоху Второго Храма (530 до н. е - 70 г.). Фарисеи была одна из трех древнееврейских философских школ, наряду с саддукеи и ессеями, вышедшие на первый план политической жизни в эпоху Маккавеев (с 167 г. до н. н.э.), хотя возникновение фарисейского учения может быть отнесено ко времени Ездры (около VI в. до н.э.). Учение фарисеев лежит в основе Галахи и современного ортодоксального иудаизма.

Фарисеи признавали не только писаный закон Моисея, но и "Закон устный", занимавший бесчисленные предписания и передачи, которые накопились от законоучителей и ставили его часто выше писан в противовес саддукеям, что признавали только закон Моисея.

В Новом Завете фарисеи часто критикуются как лицемеры ( Мф. 23:25,26), что во многих странах стало теперь обобщенным обозначением людей, которые критикуют за малейшие мелочи теряя однако связь и содержание в целом.


1. Исторический фон

Восстание Маккавеев против проеллинськои политики правителей Иудеи - Селевкидов имело успех главным образом благодаря иудейскому движению Асидеив ( ивр. חסידים ), Возникший во времена Антиоха IV Эпифан (175 до н. н.э. - 164 до н. н.э.). С этого движения и образовались разнообразные еврейские группировок. Иосиф Флавий рядом с фарисеями называет еще и саддукеев, эссенов и разные группы сопротивления - Зелоты, Сикарии. Однако ни одна из этих групп не представляла в те времена большинство еврейского народа.

Когда в правление Иудеей пришла династия Хасмонеев, которая происходила из Маккавеев, фарисеи и саддукеи выходят на первый план общественно-религиозной жизни. Однако эллинизм сильно вжимался в иудейскую государство и Хасмонеев не могли избежать политических связей с ним и удержать различных воздействий той языческой цивилизации на иудейскую землю. Эти связи казались асидеям политическими поражениями и религиозным отступничеством, поэтому они постепенно не только отступили от Хасмонеев, но и стали их врагами. Став в оппозицию, асидеи назвались "отделенные", арамейском - перишайя, оттуда и украинского - фарисеи. Их противники, представлявших в основном верхние аристократически священническое слои и происходили в основном из священников, назвались саддукеи - от имени Садок - далекого предка одной из священнического семей. Конфликты между ними возникали на основе их происхождения и понятий богатый-бедный или восприятие и отклонения эллинской культуры, как и во многих вопросах веры. Позиция и вероучения фарисеев меняется со временем и имеет свой историческое развитие. Их первые письменные передачи однако существуют только начиная с 1 ст. нашей эры в записях фарисейских раввинов того времени Гиллеля и Шаммая.


2. Учение фарисеев

Фарисеи стояли в стороне от всего, что не было иудейское и по той причине не религиозное и нечистое, потому иудаизм, религия и законная чистота, были идеями, практически не могли быть отделены друг от друга. Для фарисеев Тора не была основной частью иудаизма, то есть национально-религиозного устава. С ней рядом существовал широкий, важнее "Закон устный", занимавший бесчисленные предписания и передачи. Этот закон состоял из огромного материала, он охватывал все стороны жизни - от частного к религиозному, от мытья посуды и таких вопросов "можно ли есть овощ что сам упал с дерева?" предписаниям о принесении жертв. Есть в нем был раздел розповидального характера (гаггада) и система практических предписаний (Галака).

Со временем учителя закона, книжники, упорядочили этот материал и он набрал вес большей чем сама Тора. Согласно фарисейской доктриной, Тора, которую Бог дал Моисею, включала как Письменный, так и Устный Законы: Божественные откровения, зафиксированные в Пятикнижии, дополнены и разъяснены пророками и устной традиции, их следует толковать согласно экзегетических норм законоучителей каждого поколения. Таким образом, за фарисеями, законы Торы следует понимать согласно толкований законоучителей, которых Бог наделил разумом для того, чтобы они интерпретировали эти законы. Имея такое правило, фарисеям уже ничего нельзя было возразить, и они могли издавать законы такие, которые они хотели, основывая каждый свое предписание на устном законе.

В Талмуде, в основном являющиеся переписи этой традиции, находим выражения: "Большую силу имеют слова книжников от слов Торы", так - "худшим является идти против слов книжников, чем против слов Торы" (Санедрин, XI, 3).

Иосиф Флавий в своем сочинении Иудейская война передает нам о фарисеев следующее:

"Фарисеи славятся тщательно-точным выяснением законов и является главной сектой; приписывают все Судьбы ( греч. έίμαρμενη ) И Богу, (говоря что) праведную жизнь или нет, зависит это в большей части от человека, но Судьба имеет свое влияние на каждое действие. Каждая душа есть неуничтожим, но только души злых является наказаны вечной карой. " [1]

Три главных вопроса изучали фарисеи в Законе - субботний отдых, выплата десятин и обрядовая чистота. Кроме исследовалось много других практических дел. Те вопросы изучались и они дискутировали о них. Метода науки была такова: сначала изучались сентенции уже написаны и утверждении в традиции, а затем говорилось об их применении, распространение и развитие. В такой методе явно была опасность формализма и мелочности вопросам, много тонкостей, условностей, различий, а мало духа.

В истории не осталось никаких письменных документов фарисеев времен Второго Храма. Во времена после Иосифа Флавия вопрос иудейского закона ( Брак, Шаббат, Предписания чистоты) стали важными чем вопрос описаны Флавием. Дискуссии этого рода продолжаются и сегодня. Иудейские писания (Талмуд, Мишна) почти не соприкасаются вопросам богословского характера, а охватывают лишь интерпретацию законов.

Наибольшим влиянием фарисеев на иудейское общество того времени было его переориентации от жизни Храма к обыденной жизни с его освящением и практикования в нем иудейских предписаний. Уход от службы в храме как центральной идеи и священничества означало одновременно и упор на деталях. Справедливость, единство людей, а также ожидания освобождения еврейского народа, становились ядром учения раввинов. Основой для такой жизни которое было направлено на достижение этой цели составляла Галака (путь), то есть собрание законов которые выведены из священного письма. Во времена второго храма, фарисеи не настаивали чтобы все иудеи следовали их учению. Однако, как и любой общественно-религиозное движение, они считали что только они представляют правду и не допускали примесей других учений. В обществе однако происходила постоянная дискуссия между различными движениями о корректный изложение законов. После разрушения храма завершается и существование этих движений. Раввины начинают избегать также и названия фарисеи. Дискуссия о изложение законов однако достигает своего расцвета в 4 и 5 веках, когда в Палестине и Вавилоне возникли две основные версии Талмуда. Сам Талмуд является фактически плодом дискуссии двух фарисейских школ - Гилеля и Шаммаля. Мнения этих Рабина определили направление дискуссии на последующие столетия.

Было бы фальшивым и несправедливым говорить, что все проработан и объяснено в Законе, сделанное фарисеями было "неправдой". Среди множества мелочей порой и глупостей, в них находятся и драгоценные жемчуг, подают наследство духовного обучения. Но слишком велика разница между бескрайним морем и немногочисленными жемчугом. Бесспорно является прекрасным выражение приписан славном Гиллель, живший на несколько лет раньше Иисуса Христа. Один язычник попросил Гиллеля научить его весь Закон в очень короткое время, так, как долго он мог простоять на одной ноге. Гиллель сказал на это: "То, что не желаешь для себя, не делай ближнему своему. Это весь закон, остальные только объяснения. Иди и учись." (Шаббат, 31 а). Но увы же "объяснение" здесь поставлено на второе место, практически занимало первое место и закрывало сам Закон.


3. Фарисеи и христианство

Христос в доме фарисея, Тинторетто

Новый Завет является наиболее ценным источником информации о фарисеев первой половины I века. В нем показаны фарисеи как противники Иисуса из Назарета, так и его важные партнеры в дискуссии. Иисус был в дружеских отношениях с фарисеями такими как Симон, Никодим, Иосиф из Аримафеи, а апостол Павел хотя и провозглашает отмену еврейского закона, говорит, что он - "еврей из евреев, по учению фарисей законом" (Филип., 3,5). Однако суровые выговоры Иисус все-таки обращает на фарисеев, а не на саддукеев. Между фарисеями нашлись ярые противники его посланничество. Раздел 23 в Евангелия от Матфея - это формальное Иисуса обвинения фарисеев с приведением точных и подробных фактов.

В свою очередь находим в Евангелиях также многочисленные обвинения фарисеев к Иисусу Христу, которые открывают нам мир их учения и представлений:

  • Они возмущаются тем, что Иисус исцеляет во все дни, даже в субботу.
  • Обвиняют Иисуса в богохульстве после того, как он сказал расслабленному больному: "Прощаются тебе твои грехи".
  • Когда Иисус стал изгоняет злых духов, некоторые из фарисеев утверждают, что он изгоняет бесов силою Вельзевула.
  • Спрашивают учеников Иисуса, чем их учитель ест с мытарями и грешниками.
  • Вместе с учениками Иоанна Крестителя спрашивают Иисуса, почему его ученики не постятся в то время, как они постятся много.
  • Когда ученики Иисуса срывали колосья в субботний день, спрашивали Иисуса, почему они не соблюдают субботу.
  • Спрашивают Иисуса, почему его ученики не соблюдают предания старцев и едят хлеб немытыми руками.

Еще в начале проповеди Иоанна Крестителя и Иисуса Христа фарисеи изображены в Евангелиях как одни из основных их критиков. Они даже отправляют делегацию в Иоанна Крестителя с вопросом, на каком основании то крестит, не будучи ни Мессией, ни Илией, ни пророком. На все эти, построенные в рамки неживого формализма вопрос, находим достойный ответ из уст Иисуса.

Вследствие частого разоблачения Иисусом показного и демонстративного благочестие фарисеев, понятие "фарисейство" в христианстве и у современном обществе часто употребляется как синоним лицемерия. Критикуя демонстративное благочестия, Иисус призвал фарисеев к внутреннему очистки: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, а внутри они полны хищения и неправды Фарисей слепой, очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность ! " ( Мф. 23:25,26).

Когда его тайно посетил влиятельный фарисей Никодим, один из начальников Иудейских, Иисус адресовал именно ему эти слова: "Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия." ( Ов. 3:3). Впоследствии многие и из начальников уверовали в Иисуса - "Однако многие из начальников уверовали в Него, но ради фарисеев, чтобы не быть отлученными от синагоги." ( Ив. 12:42). А сам Никодим позже на собрании фарисеев высказывался в защиту Иисуса: "судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?" ( Ов. 7:51) и пожертвовал на похороны Иисуса состав с смирны и алоэ ( Ов. 19:39). Другим несовпадением Иисуса с некоторыми из фарисеев было отношение к богатству. Среди фарисеев, как и среди других иудеев, было распространено представление, что богатство является свидетельством приверженности Бога к человеку, в то время как Иисус учил: "Ни один раб не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или будет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете Богу и маммоне служить! слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним. Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши . ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом. "( Лк. 16:13-15).

В своей дальнейшей притчи Иисус изобразил самого богатого в аду, а нищего Лазаря, который ".. желал напитаться крошками, падающими со стола богача" - на лоне Авраама Лк. 16:19-31). Материальное богатство в учении Иисуса не имеет большой ценности, а желание к умножению богатства представляет собой опасность для человека - "Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения." Лк. 12:15). Богатство может быть препятствием в служении ближним (история с богатым юношей в ( Мф. 19:16-24). По словам Иисуса - "Удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царство Божие!" ( Мф. 19:24). Поэтому он призвал не к накоплению богатства, а к благотворительности: продавайте достаток свои и дайте милостыню ( Лк. 12:33). При этом он говорил - когда творишь милостыню, не труби перед собой, как это делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди ( Мф. 6:2). Его слова о лицемеров в синагогах могли рассматриваться также как прямой намек на фарисеев, поскольку книжники-фарисеи пользовались значительным влиянием в синагогах.


Примечания

  1. Иосиф Флавий, Иуд. Война, II, 162-166

Источники

Джузеппе Рицциотти. Жизнь Иисуса Христа. Издание Украинского католического университета им. св. Климента Папы. Том XLIX-L. Рим. 1979. ст. 41-54.