Надо Знать

добавить знаний



Феокрит



План:


Введение

Феокрит, также Феокрит ( греч. Θεόκριτος ) (Конец 4 век до н.е. - первая половина 3 века до н.е.) - древнегреческий поэт, один из виднейших представителей литературы раннего эллинизма, младший современник Каллимаха, уроженец Сиракуз. Основал жанр идиллии, в которой предметом любования становится простота и естественность нетребовательного быта. Идиллии Феокрита начали европейскую традицию "Буколической" литературы.


1. Жизнь

Феокрит родился в Сицилии в Сиракузах или поблизости от них, вероятно, в последние годы IV ст.до н.е. Его родители, Праксагора и Филина, упомянутые в одной из эпиграмм, происходили с острова Коса, где поэт жил в молодости. На Косе Феокрит вошел в кружок поэтов, куда входили филет и Асклепиад. Вероятно, там завязалась и его дружба, продолжавшаяся всю жизнь, с поэтом и врачом Никием. Вернувшись ок. 280 до н.е. на Сицилию, Феокрит тщетно обратился за помощью к тирану Сиракуз Гиерона II. (Сохранилось первое произведение, идиллия XVI, Хариты, или Гиерон, в котором Феокрит просит правителя Сиракуз о принятии его ко двору.) Более благосклонным оказался царь Египет Птолемей II Филадельф: с 274 по 270 до н.е. Феокрит пользовался в Александрии его гостеприимством.

Очевидно, около 270 до н.е., была создана идиллия XVII Похвала Птолемею, хвалебный гимн в честь владыки, вопреки традиции, составленный гекзаметром. Вероятно, на несколько лет Феокрит возвращался на Кос; возможно, он посещал Милет, родину Никия и другие острова Эгейского моря. Расцвет его творчества пришелся на 275 - 260 до н.е. Поэт жил достаточно долго, поскольку в ХХХ идиллии он упоминает свои седые волосы, а римский поэт Стаций называет его Siculus senex ("старый сицилиец"). Сведения о жизни извлекаются в основном из произведений самого Феокрита, поскольку даже в античности о его жизни было известно немного.

Буколические традиция, начало которой положил Феокрит, обязана его прямом или опосредованном влияния. Мосх и Бион развивали этот жанр греческой, среди римлян очевидна зависимость от Феокрита Вергилия, который ценил "чувствительный" сторону поэзии, от которого эта традиция перешла к Кальпурния и Немезиана. С XVI ст. влияние Феокрита усилился, и буколика пользовалась огромной популярностью в Европе. Просветители XVIII в. превозносили Феокрита за его "естественность".


2. Творчество

Феокрит был очень плодовитым поэтом. Под его именем до нас дошло сборник, состоящий из 30 идиллий (коротких, объемом до 280 строк поэм и стихов, гр. eidylion - "картинка") и около 25 эпиграмм. Только одна треть произведений в действительности является Буколики, т.е. сельскими элегиями. Значительная часть сборника (примерно четверть) - это произведения поздних последователей. Подлинность эпиграмм трудно поддается оценке, хотя многие из них вполне достойны Феокрита, с идиллий лишь двадцать две могут считаться безусловно подлинными. Список утраченных произведений, включающий гимны, Героиды, трени, элегии и ямбы, свидетельствует о разнообразие таланта поэта.

Идиллии Феокрита распадаются на три основные категории: 1) "буколические" стихи - здесь полно проявляются специфические особенности творчества Феокрита: фольклорная маска "пастухов" с их ругательствами, "соревновательными" и песнями дает возможность развернуть и поэзию любовного томления и иронические зарисовки быта. 2) небольшие поэмы на сюжеты героического эпоса, в которых мифологические фигуры сводятся до уровня интимной поэзии ("Геракл-ребенок", "Свадебная песнь в честь Елены" и др.)., - тут Феокрит сталкивается с распространенным в эллинистической поэзии жанром "малого эпоса" ("эпиллий"), мир служит лишь стержнем для описаний природы, бытовых картинок или чувствительного лиризма; 3) мимические сценки, в которых изображаются низшие слои городского населения ("Сиракузянки", "Любовь Киписии", "Чародейки");


2.1. Буколики

Феокрит известен прежде всего как создатель нового литературного жанра - Буколики, пастушьей песни. В этой области он не имел литературных предшественников. Образцом Феокрита послужили подлинные народные песни, которые пели сицилийские пастухи. Литературная традиция могла предоставить только двух мифических героев сельской элегии, пастуха Дафниса и Полифема, влюбленного в морскую нимфу Галатею киклопа. Буколические стихи в монологической и в диалогической форме изображают как сельское, так и городскую жизнь. Постоянный элемент этих драматических сцен - дополнительная песня, исполняемая или одним певцом, или двумя певцами попеременно. Обязательными для Буколики элементами являются любовь и песни, а формально - пастушеский сюжет. Мотивы, заимствованным из фольклора: состязание певцов, соперничество в пении двух пастухов с наградой за победу. Однако в каждой буколици Феокрита мы находим все эти элементы. До этого важнейшего в творчестве Феокрита направлению принадлежат 12 произведений (в том числе 4 неаутентичных):

  • И Тирсис (Thyrsis e ode) - программное произведение, посвященное смерти Дафниса, мифического сицилийского пастуха, история которого была темой одного из несохранившихся произведений Стесихора;
  • ИИИ Песня пастуха (Komo s) - монолог влюбленного пастуха с песенными вставками;
  • IV Пастухи (Nomeis) - разговор двух пастухов, легкий и лишен юмора
  • V Пастух коз (Aipolikon kai poimenikon) - произведение, которое имеет наибольшее народных черт, о ссоре двух пастухов-рабов, переходящей в певческий агон;
  • VI пастушеские песни (Bukoliastai) - соревнования в пении двух друзей;
  • VII Праздник урожая (Thalysia) - аллегорическая буколика, предоставившего исследователям простор для домыслов. Здесь Феокрит рассказывает о своей посвящение в поэты. Персонажи произведения - поэты под маской пастухов. Действие происходит на Косе, ландшафт соответствует реальной топографии острова.
  • VIII и IX с тем же названием и похожим характером являются позднейшими подражаниями;
  • X Жнецы (Ergatinai e theristai) - настоящий сельский мим, героями которого являются земледельцы, которых во время жатвы развлекают разговоры о любви одного из них и пение;
  • XI Киклоп - шуточный рецепт вызывания любви, посвященный врачу Никию, представляет собой повесть о любви киклопа Полифема к Галатеи, сюжет, обыгран впоследствии множество раз, но не вымышленный Феокрита, который сам заимствовал его из несохранившегося дифирамба Филоксена с Кифером;
  • XX Молодой погонщик (Bukoliskos) - неаутентичной, это шуточная жалоба пастуха, влюбленного в городскую девушку, на ее нечувствительность;
  • XXVII Соблазненная (Oaristys) - неаутентичной диалог пастуха и пастушки, единственное произведение, где говорит девушка.

2.2. Сочинения на героические темы

  • XVI Хариты, или Гиерон (Charites e Hieron) и XVII Похвала Птолемею (Enkomion eis Ptolemaion) - панегирики в честь правителей. (Примерная дата создания 275-274 до н. Э)
  • XXII Гимн Диоскурам (Dioshumi) и XXVI Вакханки (Lenai e Bakchai) - гимны богам, значительно отличающиеся по форме от традиционных гимнов.
  • XVIII Епиталама Елены (Helenes epithalamios), написана по поводу какого-то реального свадьбы.
  • XXVIII Веретено (Alakata) - стихотворение в честь Теугении, жены друга Феокрита, врача Никия.
  • Три произведения, XIII, XXIV, XXV, в том числе один неаутентичной (XXV) - Гилас, Малый Геракл и Геракл, убивающий Льва - являются настоящими александрийскими епилиямы. Все три связаны с образом дорийского героя Геракла.
  • Произведения XII, а также XXIX, XXX - любовные песни к юношам.

2.3. Мимические сценки

Пасторальные произведения Феокрита, возникшие из хорошо известных ему народных сицилийских песен, оставляют, несмотря на искусственную форму, впечатление силы и свежести, которых не хватало всем его последователям. Живость таких драматических сцен, как Сиракузянки, или Женщины на празднике Адониса, обязаны сицилийский традиции изображать бытовую жизнь, которая проходит от Эпихарма и Софрона.

Идиллии II, XI и XV являются городскими мимами :

  • ИИ Колдовство (Pharmakeutriai) - произведение александрийской эпохи, ориентированное в первой части на Софрона, как утверждают схолии, доносит до нас лирический монолог девушки, пытающейся с помощью волшебства приворожить возлюбленного. Во второй части девушка рассказывает богини Селене историю своей любви.
  • XV Сиракузянки (Syrakosiai e Adoniazusai) - другой женский мим, представляет собой сценку в духе мимиямбив Геронда. Две александрийские мещанки, по происхождению из Сиракуз, выбираются в город, чтобы посмотреть на праздник в честь Адониса. После разговора между двумя подругами, в котором они обсуждают своих мужей, поэт выводит нас на улице Александрии и ведет к царскому дворцу, где в ходе праздника, учрежденного царицей Арсиноя II, певица с Аргоса исполняет гимн в честь Адониса.
  • Идиллия XI Любовь Кинискы (Aischinas kai Thyonischos) - это мужской мим, в котором один из героев рассказывает другому об измене возлюбленной. Друг советует ему вступить в армию Птолемея II и славит благосклонность египетского царя.

2.4. Эпиграммы

Эпиграммы Феокрита различаются по содержанию. Первые 6 приближаются к Буколики, другие представляют собой надгробные эпиграммы и обращения. Эпиграммы на поэтов (например, на Архилоха, Анакреонта, Гиппонакса) написаны их собственными метрами, остальные - элегическим дистихом.

2.5. Язык и стиль

Поэзия Феокрита довольно простая, доступная даже для не очень образованного читателя, хотя и ученый нашел бы там немало эрудиции и множество аллюзий на известных авторов. Однако все это не затрудняет чтение.

Почти все идиллии написаны гекзаметром. Использование этого метра в драматических произведениях (как Буколики и мимы) - одно из нововведений, которые любили александрийские поэты. Диалект преимущественно дорийский и лишь в епилиях - ионийского, а в лирических произведениях - эолийский.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам