Надо Знать![]() |
Введение1. Описание артефактаФестский диск - уникальный памятник письма, предположительно, минойской культуры эпохи средней или поздней бронзы. Его точное назначение, а также место и время изготовления достоверно неизвестны. Сейчас является центральным объектом экспозиции Археологического музея Ираклиона. Памятка представляет собой диск с терракоты, изготовленный без использования гончарного круга. Его диаметр колеблется в пределах 158-165 мм, толщина составляет 16-21 мм. На обеих сторонах нанесены борозды в виде спирали, разворачивающейся из центра и содержит 4-5 витка. Обе стороны покрыты рисунками- иероглифами, которые расположены внутри полосы спирали, разделяясь поперечными линиями на группы (поля). Каждое такое поле содержит от 2 до 7 знаков. [1] Иероглифы-знаки вдавлены с помощью деревянных или каменных печатей в мягкую глину до обжига диска, и, таким образом, представляют собой отпечатки, а сам Фестский диск является древнейшим известным науке печатным текстом. [2] Исследованию Фестского диска посвящено множество работ, как специалистов, так и энтузиастов, причем последние неоднократно делали заявления о дешифровке надписей на его поверхности. Однако ни один из предложенных варинт не был признан в научном сообществе. Работа по изучению Фестского диска продвигается медленно, что связано, в первую очередь, с краткостью сообщения и изолированностью примененной на нем системы письма. По мнению большинства специалистов, реальная перспектива дешифровки Фестского диска может появиться только после обнаружения других памятников этой же письменности. Также существует ряд гипотез о нелингвистических характер изображений диска. 2. История находки![]() Табличка линейного письма А, найденная рядом с диском. Реконструкция Артура Эванса Диск был найден итальянской археологической экспедицией Федерико Хальберра вечером 3 июля 1908 во время проведения раскопках древнего города Фест, расположенного недалеко от Агиа-Триада на южном побережье Крита. Дворцовый комплекс, скорее всего, был частично разрушен в результате землетрясения, вызванного извержением вулкана на острове Санторин (около 1628 до н. н.э.), который затронул значительной части Средиземноморья. Артефакт обнаружил археолог Луиджи Пернье в культурном слое одного из подсобных помещений (комната № 8 - вероятно, храмовое хранилище) строения № 101 при вскрытии первый дворец. Диск находился в главной ячейке тайника, замаскированного в полу комнаты под слоем штукатурки. Содержание тайных комнат не отличалось разнообразием - там находился пепел, чернозем, а также большое количество обгоревших бычьих костей. В северной части главной ячейки, в том же культурном слое, на несколько дюймов на юго-восток от диска была обнаружена разломана табличка PH-1 линейного письма А. [3] В том же году Пернье выступил со статьей о своей находке в октябрьском номере журнала "Rendiconti della Reale Accademia dei Lincei". В это же время Пернье принимал участие во Втором конгрессе итальянских ученых по вопросам научного прогресса, где находки экспедиции были представлены научной общественности Италии. [4] В 1909 году вышла еще одна статья Пернье в журнале "Ausonia", [3] в данной работе были приведены фотографии обеих сторон диска, а также прорисовки отдельных знаков. В своих публикациях Пернье провел предварительный анализ памятника, высказал ряд предположений относительно его происхождения, способа изготовления, системы письма, направления чтения. Находка Пернье сразу привлекла к себе внимание исследователей. Уже в 1909 году содержательными публикациями, посвященными проблеме диска, отметились такие крупные ученые, как немецкий историк Эдуард Мейер [5] и итальянский археолог Алессандро Делла Сета. [6] Открыватель минойской цивилизации Артур Эванс посвятил Фестский диск один из трех разделов в первом томе своего фундаментального труда "Scripta Minoa" (1909). [7] В своей монографии Эванс опубликовал прорисовку диска использовалась в дальнейшем в большинстве работ, посвященных этому памятнику. Текст на обеих сторонах диска сообщает о двух святилища, находящихся не на Крите, а в континентальной Греции. На одной стороне - фразы, составленные как магическая, колдовская формула, призывают ночь для поклонения богине земли и плодородия Деметре и заклинают выполнить обряд строго по ритуалу: "Зажги кругом обструганные дерево, в кольце жертвенного дыма ударь о землю и выдай ржание внезапно, как пара лошадей ". Вторая сторона диска повествует о микенское город Тиринс и о культовый храм в честь верховного бога Зевса, который находится там. Надпись предупреждает, что каждый, кто проникнет внутрь святилища, обречен на смерть и будет проклят. Работа еще не завершена, не все выводы до конца обоснованы, и ученый продолжает свои исследования. Но опять возникает вопрос, который обсуждался прежними исследователями: каково происхождение диска с письменами, где он был сделан? Теперь же вопрос несколько видоизменилась. Почему диск с таким текстом оказался на Крите - привез его кто-нибудь с материка или он все-таки местного происхождения? В пользу первой версии якобы говорят сами тексты, оттеснены на диске: ведь, казалось бы, только житель материковой Греции мог быть посвящен в ритуальные тайны обрядов. Но есть и другая точка зрения. При раскопках в середине 1930-х годов пещерного святилища в Аркалохори (Центральный Крит) была найдена культовая медная секира с гравированной надписью, в котором встречались и знаки Фестского диска. Еще один знак диска обнаружен на глиняном ярлыке. Ученым удалось доказать и то, что для всех без исключения знаков письменности Фестского диска находятся прототипы среди сюжетов критского искусства и предметов домашнего обихода древних критян. Таким образом можно сделать вывод: диск и его письменность возможно имеют местное, критское происхождение. Итак, через 90 лет стал якобы понятным смысл текстов, свернутых, как часовая пружинка, на двух сторонах Фестского диска и написанных доселе неизвестными письменами. До сих пор считалось, что греки изобрели свой алфавит только за восемь веков до н. е. До этого они пользовались так называемым линейным письмом - в основном для бытовых и хозяйственных записей. Иначе говоря, Дерк Оленрот отодвигает начало греческой алфавитной письменности на восемь веков в глубь истории. А это значит, что слепой Гомер не только устно сочинял свои эпические поэмы о подвигах Ахилла и Одиссея, но вполне мог кому-то их продиктовать. Время создания диска примерно совпадает с вулканическим взрывом острова Тира (современное его название - Санторин). Взрыв разнес остров на три части и был настолько мощным, что пепел из кратера достиг Гренландии. На Крите, расположенном примерно в 150 километрах от Тира, этот взрыв вызвал разрушение городов и пожары. С этим взрывом многие историки связывают и разрушение жемчужины Крита - Кносского дворца царя Миноса. Легко себе представить, как внутри молились жители Крита Зевсу и богине Деметре, чтобы их остров не постигла участь Тира, где погибло все живое. 3. Репертуар знаков
4. Текст сообщения5. Современное использованиеСторона А Фестского диска используется как лого FORTH, одного из крупнейших исследовательских центров Греции. Примечания
код для вставки Данный текст может содержать ошибки. скачать |