Надо Знать

добавить знаний



Филистимляне



План:


Введение

Филистимляне (пеласты) среди других "народов моря"

Филистимляне (древнеегипетское Pw-rs-ty (пелесет)) - древний народ, который сначала участвовал в нашествии народов моря, а позже осел в Палестине, названная его именем. Широкой общественности этот народ известен благодаря многочисленным упоминаниям в Библии


1. Филистимляне как народы моря

Древнеегипетский рельеф, изображающий воина пелесет
Пленный пелесет - рельефе с Мединет Абу, редких случаях когда сохранились остатки краски

Одним из важнейших и самых народов моря были пелесет. Этот этноним был сопоставленный с библейскими филистимлянами еще Жан-Франсуа Шампольон вскоре после расшифровки египетских иероглифов. Сейчас зазвачай считается, что филистимляне прибыли в Леванта во время нашествия народов моря и осели в пяти городах: Ашдоде, Ашкелоне, Газе, Екрон и Гати. На рельефах в Мединет Абу Рамзес ИИИ воюет с пелесет на море и на земле. На рельефа, изображающие битву с ливийцами, есть изображения воинов подобных пелесет, которые вместе с шарданамы воюют в на стороне египтян в армии этого фараона. В папирусе Харриса Рамзеса III заявляет, что поселил побежденные народы моря, среди которых и пелесет, в крепости названной его именем [1]. Это позволило некоторым ученым сделать вывод, что поселение филистимлян в Палестине произошло под контролем египтян. Возможно, что фараон сохранил номинальную власть над землями завоеванными пелесет и считал их своими вассалами. После поселения в Палестине филистимляне стали значительной силой в регионе благодаря своей военном превосходстве над местными народами. Если верить Библии, то это преимущество было обусловлено монополией филистимлян на изготовление вещей из железа, в том числе и оружия.

Битва пелесет и шарданських наемников фараона
Пелесет и шарданы на фараоновой службе сражаются с ливийцами
Председатель воина в шлеме, прорисовки рельефа.
Председатель воина в шлеме, прорисовки рельефа

На рельефа с Мединет Абу (слева) пелесет сражаются против воинов другого народа моря - шарданив, которые в этой битве сражаются в войсках Рамзеса III. Обе стороны круглые среднего размера щиты. Пелесет можно узнать по характерным "перистыми" шлемами, они вооружены короткими мечами или чингаламы [2] и длинными копьями.

На другом рельефе из Мединет Абу (справа) шардана и пелесет вместе служат в армии фараона. Воины в характерных шлемах имеют круглые щиты среднего размера с наклейками, вероятно медными бляхами, они вооружены длинными мечами и копьями.

Характерной деталью вооружения пелесет согласно древнеегипетским изображениям был так называемый "перистыми головной убор". Скорее это был шлем [3] украшенный кожаными полосками, прикреплением к металлического обруча, хотя некоторые изображения не исключают интрепретаций с перьями. На протяжении эпохи бронзового и раннего железа подобные шлемы встречаются в различных регионах Ближнего Востока и Восточного Средиземноморья, а также на Сардинии.


2. Происхождение

Происхождение филистимлян достоверно неизвестно. Относительно прародины этого народа существует много теорий, называют Грецию, Крит, Западную Малую Азию и многие другие, однако ни одна из них не окончательная доводка. Некоторые филистимлянские имена и сроки, зафиксированные в Библии, похоже родственные лувийских языке, распространение на западном побережье Малой Азии, однако точность этих данных сомнительна. Видимо почву для размышлений дают археологические данные из Палестины - керамика народов моря резко отличается от местной, сначала это монохромная керамика очень похожа на пизньомикенську, позже в результате синтеза с местной традицией выработался самобытный бихромичний стиль. Также существует теория, связывающая пелесет и гомеровских пеласгов. Некоторые исследователи выводят пелесет с балканского побережья, на севере Греции. Часть Эпирского берегу называлась Раlаistе, Раlаistine [4], а время так называли и Эпир вообще.

О происхождении филистимлян говорится и в Библии. Сначала их выводят из Египта, однако дальше в Книге пророка Иеремии (47:4) "... ибо Господь разорит Филистимлян, остаток острова Кафтора ..." [5], а в Книге пророка Амоса (9:7) ".. . Разве не вывел Израиля из земли Египетской, а филистимлян из Кафтора ... ". Однако, хотя несомненно утверждается, что Кафтора это Крит, на самом деле его точное отождествление не известно, скорее всего это Крит, Кипр или какой-то участок южного побережья Малой Азии.


3. Филистимляне в Палестине

Поселение филистимлян в Палестине возможно произошло при вынужденной согласия египтян. Например во времена правления Рамсеса VI в Бейт-Сане стоял египетских гарнизон, а постамент статуи этого фараона найдены в захваченном филистимлянами Мегиддо. Однако после этого никаких следов египетского присутствия в Палестине нет, а на побережье они не случались уже после 1200 года до нашей эры. То есть если даже формально филистимляне сначала были вассалами фараона, то о значительном фактическую зависимость вряд ли шла.

Южный Ханаан после нашествия "народов моря"

В начале и середине XII века до нашей эры филистимляне осели в пяти городах на побережье: Ашдоде, Ашкелоне, Газе, Екрон и Гати. В тех городах, где проводились раскопки выяснилось, что филистимлянские поселения стоят на слое обломков, то есть фактически города заново основан на пепелищах. Сначала наверное существовали лишь относительно небольшие укрепления, однако быстро разрослись в крупные города. Раскопки указывают на отсутствие связи с культурой предшествующих обитателей этих краев - пришельцы принесли свою родственную микенской культуре. Местные черты попадают в филистимлянские культуру как субстрат сразу после завоевания, а в результате длительного процесса синтеза с остатками сторонами культуры. Уже после 1150 года до нашей эры филистимлянские керамика приобретает своеобразные, отличные от пизньомикенськои и постмикенськои рис. К концу XI века до нашей эры, т.е. за 150-200 лет жизни в Палестине, филистимлянские культура теряет свой уникально-чужеземное характер, вобрав в себя местные и египетские черты. Однако своеобразные филистимлянские имена, по крайней мере в царей, сохранялись вплоть до VII века до нашей эры.

Пять первых филистимлянские городов Ашдод, Ашкелон, Газа, Екрон и Гат образовали союз, что его зовут Пьятиграддя или на греческий манер Пентаполисом. Каждый город возглавлял правитель, титул которого именовался Серен [6]. Не известно ли города-государства были характерны для филистимлян еще на прародине, или они позаимствовали эту форму ханнанцив, но именно эти первые пять городов были государствами филистимлян. Однка владения каждого из них не ограничивалось собственно городом - крупным городам подлежали меньше. Раскопки указывают на большое количество мелких филистимлянские поселений и храмов в южной Палестине. Вся союз собиралась вокруг общего центра - храма бога Дагона в Газе, и поначалу именно этот город был гегемоном. С середины XI века до чего эры лидерство в союзе принадлежало Азот, где также был построен храм Дагона. Тот факт, что очень рано главным божеством стал захидносемистький Дагон, свидетельствует о быстром обханаанення пришельцев.

Захватив южное побережье Ханаана, филистимляне не остановились, а с середины XII века до нашей эры продолжили свои завоевания, пытаясь покорить всю страну. Им удалось захватить ряд городов, среди которых Мегиддо, Лахиш, Бетель, Гезер, контролировать Нижнюю Галилею и долину Иордан. Захваченные города сначала разрушались, однако быстро восстанавливались и там устанавливалась власть филистимьких правителей, а порой оставались гарнизоны. Так произошло в Мегиддо, которое не только возродили, а отстроили по старому Ханаанским плану с Ханаанским архитектурой. Достоверно неизвестно становились подчинены города самостоятельными или оставались в подчинении до городов Пьятиграддя, однако второе более вероятно. Однако не все города восстанавливались, например Лахиш был полностью разрушен, и новый город возник лишь через двести лет по совершенно другим условиям. Влияние филистимлян в страну был настолько большим, что она сама стала называться их именем, хотя до этого была лишь частью Ханаана и никогда не выделялась отдельно.

В стремлении подчинить Ханаан филистимляне встретили себе соперников - других варваров, прибывших однако не из-за моря, а из песков Синая - евреев. Те также стремились подчинить Ханаан, превратив его в Эрзац-Израиля. Согласно Библии, разгромив во второй половине XI века евреев, филистимляне забрали их главную реликвию - Ковчег Завета, и поместили трофей в храме Дагона В Ашдоде. Потом, опять же по библейскими данным, Ковчег Завета побывал еще в двух городах - Гати и Аскалоне, однако в одном из них храм Дагона не было. Очевидно построить его у себя мог только город гегемон, однако сведения о том, что решение Пьятиграддя принимались советом правителей главных городов свидетельствует о том, что союз оставался федерацией.

В Х веке до нашей эры легендарном израильском царю Давиду удалось разбить филистимлян, однако уже к концу того же века еврейское государство распалось и борьба двух народов продолжалась и дальше. Впрочем, время они были и союзниками, так в 70 году до нашей эры союз Пьятиграддя, Иудеи, Моава и Едом выступила против ассирийского царя Саргона II, однако проиграла. В 604 году до нашей эры вавилонский царь Навуходоносор не только захватил филистимлянские города, но и вывел свою страну, так же как и евреев.


4. Археологические данные

Так называемая "Маска Агамемнона"
Филистимлянские саркофаги

В Палестине находят так называемую керамика Микены IIICIB, которая очень похожа как на собственно микенской, так и на кипрскую, где по мнению ученых появилась вследствие миграции группы микенских греков. Изначально филистимляне течение первых десятилетий жизни в Ханаане изготавливали типично микенской монохромную керамику, но позже под местным и египетским влиянием они выработали новый, оригинальный стиль двуцветной, так называемой "филистимськои" керамики.

Первое поселение филистимлян в Ашдоде было хорошо распланирована но укреплен. Лишь в конце XI века до нашей эры они окружают город, разросшееся с 20 до 100 акров, мощной стеной. Возможно это связано с войнами с израильтянами. Похожая ситуация наблюдается и в Экрон ( Тель Микней), который был окружен стенами только в 10 веке. Филистимськи поселения найдены на севере Шфелы - Гезер, Тель Баташ (возможна Тимна), Бейт-Шемеш, подтверждают библейские данные о попытках филистимлян вторгнуться в глубину Ханаана. Также филистимляне были господствующей группой насления в северо-западной Негеве и на юге Прибрежной равнины.

Филистимлянские архитектура довольно необычна для Ханаана. В Тель Микней найдено два сооружения, в центральных залах которых находились кирпичные оштукатуренные вильнорозташовани очаги типа. Этот тип костра не известный в Ханаанской архитектуре, но был распространен в Анатолии, Эгейских островах и на Кипре. Также чуждой Ханаанскую традиции практика сооружения дополнительного маленького храма рядом с главным святилишем, которая отмечается в Тель Микней. Однако эта традиция имеет соответствия в Егеиди и на Кипре, где подобные комплексы известны с XIII-XII веков до н.э., например в Микенах, Филакопи и острове Мелос, Китийский на Кипре. Культовые фигурки сидящих богинь или женщин из Ашдода имеют явное микенское происхождения и свидетельствуют о влиянии микенской традиции. На двух местных печатях из Ашдода есть короткие надписи линейным письмом напоминающее пор не расшифровано кипро-минойская письмо пизньобронзовои суток с Кипра. Хотя известно лишь несколько знаков, но они указывают на наличие у филистимлян письменности, ймоврино эгейского происхождения.

Похожая чужеродности наблюдается и в погребениях. В Азора зафиксированы следы кремации, которая является абсолютно чужой Ханаанской практике поздней бронзы. Правда, сейчас еще нельзя сказать, насколько кремация была распространена среди народов моря. Другой тип захоронений найдены в могильнике 600 у южного Тель эль-Фара в северном Негеве. Здесь использовались погребальные ямы в высеченных в скалах пещерах. Также широкое распространение получила практика захоронения у человекообразных саркофагах найденных в Тель эль-Фари, Дейр эль-Балас и Бейт Сане (Скитополиси). Крышки этих саркофагов похожи на знаменитую "Маску Агамемнона", найденную Шлиманом в Микенах, хотя в некоторых из них ощущается сильный египетский влияние, что объясняется вероятно длительной службой филистимлян наемниками в фийську фараонов.


Примечания

  1. Называть крепости и города своими именами для фараонов было обычным делом.
  2. Смотрите фотографию археологической находки в разделе о шарданив.
  3. Одним из аргументов в пользу того, что это был именно шлем, есть завязки, которые показаны на многих изображениях и не нужны чтобы держать на голове легкую шапку, украшенную перьями. Кроме того, этот головной убор носят воины во время битвы. Также следует учитывать, что в те времена и в том регионе ношение головных уборов не было распространенным обычаем.
  4. Caes.Bel.civ.3, 6; Lucan, v460
  5. Здесь и далее цитаты из Библии представлен по Огиенко.
  6. Кстати предполагают, что именно от этого слова пошло древнегреческий тиран - слово восточное происхождение которого отмечали еще сами древние греки.

Источники

  • Циркин Ю.Б. История библейски стран; М.: ООО "Издательстао Астрель"; ООО "Издательство АСТ", 2003

7. Смотрите также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам