Надо Знать![]() |
Литература Введение![]() Коллекция почтовых открыток Филокартия (с греч. Phil?o - люблю и лат. Carta, charta (греч. ch?rtes) - бумага, исписанный лист, книга), коллекционирование, как правило иллюстрированных, почтовых карточек (открыток). Филокартия зародилась в конце 19 в., Когда начался массовый выпуск открыток, получивших международного распространения как самый дешевый вид почтового отправления. Первая открытка выпущена в 1869 в Австро-Венгрии (в России в 1872), первые иллюстрированные - в 1870 г. в Германии и Франции (в России в 1895), первые советские - в ноябре 1917 [1]. 1. История филокартииВ 1878 на Всемирном почтовом конгрессе в Париже принят международный стандарт открытки: 9x14 см, в 1925 - 10,5 x14, 8 см, сначала обратная сторона предназначалась для адреса (специального места для письма не предусматривалось), с 1904 ее левая половина отведена для письма. Современные иллюстрированные открытки делятся на художественные (репродукционные и оригинальные) и документальные (фотооткрытки). Открытки, выпускаемые почтовыми ведомствами, имеют напечатанный знак почтовой оплаты, на открытках художественных и др.. издательств предусмотрено место для наклейки марки. Филокартия началась с собирания видовых и этнографических открыток, которые были одним из самых доступных средств знакомства с природой, бытом и культурой народов мира. Филокартия сыграла значительную роль в популяризации произведений изобразительного искусства, экспонируемых в музеях и на выставках. Открытки с изображениями тогда существовавших исторических, географических, архитектурных и др.. объектов, памятников материальной культуры и т.п., приобретают со временем характер документальных источников, что сближало Филокартия со вспомогательными историческими дисциплинами. В конце 19 - начале 20 веков возникли первые организации филокартистов. Начали издаваться специальные журналы и каталоги (в Германии, Австро-Венгрии, Франции, России, Великобритании, США, Италии, Швейцарии, Испании и др.)., состоялись международные выставки (в Лейпциге, Петербурге, Ницце, Париже, Флоренции, Нюрнберге, Лондоне и др.)., конгрессы коллекционеров и издателей открыток (в Лейпциге - 1896, 1910; Ницце - 1899). В начале 20 в. Филокартия стала одним из популярных видов коллекционирования, чему способствовали массовый выпуск тематически разнообразных (география, этнография, история, различные виды искусства, техника, спорт, портреты и т.д.) и высококачественных по художественному и полиграфическом исполнении почтовых открыток, а также распространение международного почтового обмена между государствами. Только в СССР ежегодно выдавалось 7-8 тыс. различных открыток (сюжетов) общим тиражом 2,5-3,5 млрд. экз. (Изд-ва: министерства связи СССР, "Изобразительное искусство", "Советский художник", "Планета", "Плакат", "Художник РСФСР", "Аврора", "Искусство" и др..). Советские филокартисты (первые объединения были основаны в 30-е гг в Москве и Ленинграде) вели работу в рамках Всесоюзного общества филателистов. Открытки, выпускаемые в СССР, учитываются "летописью изоизданий". Коллекции открыток комплектуются и государственными учреждениями (Всесоюзная книжная палата, Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина). Материалы по филокартии публикуются в сборнике "Советский Коллекционер" и бюллетене "Филателия СССР". В 1967 состоялась международная выставка открыток в Брно, в 1970 - в Будапеште. Среди уникальных коллекций - собрания Д. Анджолетти (Италия, 1,5 млн. открыток), А. Коченды (ЧССР, до 1,5 млн.), Н. С. Тагриным (СССР, 650 тыс.), Л. Петраковича ( Венгрия, 500 тыс.). 2. Филокартия в наше времяКоллекционирование, систематизация и изучение почтовых открыток, активно развивается и сегодня [2]. Сначала интерес к открыток усиливалась картинами природы, изображались на них, всевозможными строениями и достопримечательностями городов, ведь подобные рисунки в связи с отсутствием телевидения и низких тиражей красочных тематических журналов были чуть ли не единственной возможностью познакомиться с культурой и бытом других стран . Однако, интерес филокартистов очень скоро переместился от простого ознакомления с достопримечательностями, изображенными на открытках, к уборке серий, которые содержали все выпущенные карты за определенный период. Филокартия, кроме эстетического удовольствия, несет еще и практические функции. Благодаря изображенным на открытках историческим объектам почтовые карточки используются как исследовательский материал. Открытки с изображением шедевров мастеров кисти долгое время оставались единственными доступными массовому зрителю популяризатором изобразительного искусства. Во многих странах коллекционеры открыток стоят на одной ступени с владельцами картинных галерей, почтовые карточки продаются на аукционах наравне с картинами. Стоимость открыток зависит от времени их изготовления, тиража и наличия на них всевозможных надписей и отметок. Конечно же, открытки - продукт массового производства, поэтому иногда даже карточки позапрошлого века стоят не очень дорого. Определить точную стоимость той или иной открытки неспециалисту достаточно трудно, поскольку хотя старые общества филокартистов и существуют более сотни лет, соответствующих каталогов и другой вспомогательной литературы выпускается крайне редко. Появление информационных технологий добавила филокартии новые возможности. Электронная почта, программа icq, бесчисленные icq боты, программа для голосового общения Skype позволяют коллекционерам открыток активно общаться, обмениваться информацией и оперативно получать новости филокартии. Однако несмотря важную роль играют журналы для коллекционеров открыток. Они выдаются буквально по всему миру: в Германии, во Франции, в России, в США, в Италии, в Испании, в Великобритании и др.. Поэтому коллекционер скорее может получить своевременную информацию о новых выпусках почтовых открыток, новые аукционы, семинары филокартистов. 3. Общепринятая терминология [3]
Примечания
Литература
код для вставки Данный текст может содержать ошибки. скачать |