Философия религии

Философия религии - наука и учебная дисциплина религиозного цикла, которая занимается философской интерпретацией религии.


1. Методология

Философия религии в широком смысле существует столько, сколько существует и философия в целом как часть духовной культуры. При этом могут быть использованы различные философские концепции - натурализма, материализма, экзистенциализма, феноменологии, прагматизма, позитивизма, лингвистической философии, психоанализа и т.д..

Философия религии в узком смысле - автономное философское рассуждение о Бога / божества и религии ( Платона, Фомы Аквинского, Б. Спинозы, И. Канта, Гегеля и др.). Это сближает философию религии с историей философии.


2. Формы философии религии

Исследователь и методолог религии Ю.А. Кимелев выделяет две основные формы рассмотрения философии религии:

  1. Философское религиоведение. Главная задача - философское осмысление феномена религии, религиозного отношения человека к действительности, в первую очередь, к божественной реальности, проблемы гносеологии и религиозного языка (субъективная сторона религиозной жизни).
  2. Философская теология. Главная задача - философско-религиозные концепции бытия верующего и вытекающие из этого контекста проблемы свободы воли, необходимости и случайности, сущности и существования, атрибутов Бога и др.. (Онтологическая сторона).

Другие названия "Философской теологии": "естественная теология", "религиозная философия", "религиозная метафизика", "христианская философия", "христианская метафизика", "рациональная теология". Однако эти названия обладают рядом серьезных недостатков, поэтому предпочтительнее использовать понятие "Философская теология".

Некоторые религиоведы считают "философскую теологию" спорной формой философии религии. Многие философы, начинали как теологи, были авторами и богословских, и философских произведений одновременно. На ранних этапах человеческой истории философские, религиозные и мифологические убеждения переплетались между собой (в частности, в Фалеса Милетского).


3. В исламе

В исламских странах, несмотря на обязательность религиозной доктрины, получили распространение своеобразные гибриды традиционных направлений философии (философия науки, политическая философия и др.). С теологией. Яркими примерами такого подхода является епистемолого-политическая концепция иранского философа А. Соруш, политическая концепция ( "Зеленая книга") лидера Ливии М.Каддафи и др..