Философия юмора

Философия юмора (также часто употребляется термин теория юмора) - раздел философии, изучающий природу юмора, его социальные функции, влияние на развитие личности.

Существует много теорий юмора, которые пытаются объяснить, что такое юмор, которое его социальное назначение, и можно считать юмористическим, смешным. Было бы фактически невозможно объяснить, что такое юмор, гипотетической лицу, полностью не обладает чувством юмора, потому что это трудно объяснить даже человеку, обладает чувством юмора. Человеку без чувства юмора юмор выдается по меньшей мере странным, если не полностью иррациональным. Преобладающими типами теорий, пытающихся объяснить существование юмора, являются: психологические теории, большинство из которых считают юмор признаком очень здорового образа жизни; духовные теории, которые рассматривают юмор, например, как "подарок Бога"; теории, считают юмор тайной, которую невозможно объяснить, очень похожей на мистический опыт.


Теория преимущества (превосходства)

Теория преимущества как одна из теорий юмора происходит из произведений Платона, Аристотеля и Левиафана Томаса Гоббса. Эта теория объясняет, что человек смеется несчастий других, потому что эти несчастья утверждают предпочтения человека на фоне недостатков других. [1]


Внезапная Слава есть страсть, создает те Гримасы, которые называются Внезапная Слава.
Смех, и обуславливает [у людей] или некоторой их собственной внезапной Смех.
действием им понравилась, или восприятием определенной уродства у другого,
по сравнению с чем они неожиданно увлекаются собой. И это свойственно
более всего тем, которые осознают меньше способностей в себе, которые
вынуждены поддерживать в себе свое собственное одобрение наблюдением
несовершенств других людей. И поэтому многие Смеха над недостатками других
это признак малодушия. Потому что для великих умов, одними из требуемых работ является,
помочь и освободить других от пренебрежения, а себя сравнивать только с
наиболее способными.
________________________
Томас Гоббс. Левиафан. Часть 1. О человеке.
Раздел 6. О внутренних ОСНОВЫ произвольных движений, обычно называемых
Страсть, И о РЕЧИ, которыми они выражаются.
(Цитата приводится с пунктуацией и оформлением
репринт с издания 1651 г.)


По мнению Аристотеля, мы смеемся над низшими или уродливыми лицами, потому что мы радуемся от превосходства над ними [2]. Платон приписывает Сократу слова, невежество сильных опасное и позорное, невежество же слабых смешное [3].