Философия Возрождения

Философия эпохи Возрождения - направление европейской философской мысли XV - XVI веков. Отражает социальный и идейное движение Возрождения (Ренессанса), основан в Италии в XIV в., что в XVII в. становится общеевропейским явлением. Главное отличие философии Возрождения - антропоцентризм и гуманизм.

Термин "возрождение" свидетельствует о желании человека вернуть что-то утраченное, найти в прошлом ответы на существенные мировоззренческие вопросы.

Предпосылками философии Ренессанса был кризис феодализма, кризис официальной идеологии Средневековье - католической религии, а вместе с ними схоластической философии, которые обусловили определенные социально-культурные трансформации, связанные с капитализации общества.

Главными чертами, которые отличали философию Возрождения, были антропоцентризм и гуманизм.

Человек стал центром философских исследований не только как результат Божественного творения, но и космического бытия, ее анализировали не с точки зрения взаимодействия с Богом, а с точки зрения ее земного существования.


1. Основные характерные черты

  • Антропоцентризм - доминирование философского принципа, согласно которому человек является центром и целью вселенной.
  • Гуманизм - доминирование философского принципа, согласно которому утверждается уважение достоинства и разума человека, его права на счастье, свободное проявление естественных человеческих чувств и способностей.
  • Пантеизм - философская позиция ( мировоззрение), согласно которому Бог и мир находятся в неразрывном единстве.

Философия Возрождения характеризуется также появлением новой натурфилософии, интересом к государства, индивидуализмом, формированием идеи социального равенства и оппозиционностью к церкви.


2. Главные направления и представители

Гуманистический Неоплатонический Натурфилософский Реформационное Политический Утопично-социалистический
Данте Алигьери (1265 - 1321 рр.) Николай Кузанский (1401 - 1464 рр.) Леонардо да Винчи (1452 - 1519 рр.) Мартин Лютер (1483 - 1527 рр.) Никколо Макиавелли (1469 - 1527 рр.) Томас Мор (1478 - 1535 рр.)
Франческо Петрарка (1304 - 1374 рр.) Пико делла Мирандола (1463 - 1494 рр.) Николай Коперник (1473 - 1543 рр.) Томас Мюнцер (1490 - 1525 рр.) Томаззо Кампанелла (1568 - 1639 рр.)
Лоренцо Валла (1407 - 1457 рр.) Парацельс (1493 - 1541 рр.) Джордано Бруно (1548 - 1600 рр.) Жан Кальвин (1509 - 1564 рр.)
и другие и другие Галилео Галилей (1564 - 1642 рр.) и другие Эразм Роттердамский (1469 - 1536 рр.) и другие

3. Гуманистический направление (XIV - XV века)

В философии Возрождения гуманистическое направление сливался с литературой и приобретал художественно-образной формы.

В центре гуманистических сентенций стоял человек и связанные с ней проблемы природы, истории и языка. Само понятие "гуманизм" происходит от названия духовного течения "studia gumanitatis" ("изучение человеческой природы"), которая была ориентирована на античное понимание человека. При этом гуманистический контекст изучения человека должен прагматическую цель - воспитать нового человека с новыми качествами, высоким уровнем духовных и эстетических ценностей, многогранностью проявлений личной культуры. Уровень образованности человека был показателем ее нравственного самосовершенствования.


4. Неоплатоновского направление (середина XV - конец XVI века)

Основателем неоплатоновского направления эпохи Возрождения считают Николу Кузанского, одного из самых известных оригинальных тогдашних мыслителей. Никола Кузанский считал, что возможность познания мира дарована человеку Богом, а сущность самого Бога непознанного. Наше знание является коническим, а Бог - бесконечным, конечный мир природы человек может познать, а бесконечного Бога познать невозможно. Познание без Божьих истин ведет в конце концов к "ученого незнания". Бог является высшей существом, максимумом Вселенной. Бог во всем, а значит, одновременно он является и минимумом вселенной. Поскольку человек является творением Бога, то она объединяет в себе как максимум, так и минимум для единения с Богом. Созерцательный образ жизни не способствует движению человека к Богу. И наоборот, активный образ жизни приближает к Богу через стремление познать его в повседневной жизни и индивидуальном творчестве.


5. Натурфилософский направление (XVI-XVII века)

Натурфилософский направление представлен прежде гениальным представителем эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Одной из главных своих задач Леонардо да Винчи считал создание нового метода познания, в основе которого лежали опыт и практика. Он критически относился к религиозному фанатизму, магии и мистики, которые отрицали законы природы. Но при всем Бог Леонардо да Винчи был "великим художником", творцом прекрасного красочного мира. Созданная Богом человек имеет душу, стремящегося через красоту и гармонию соединиться с Богом. Согласно Леонардо да Винчи, гармония мира существует наряду с дисгармонией (тьмой и трагизмом), которые отражаются в противоречиях человеческой жизни. Бог дает человеку свободу волеизъявления, чтобы она сама выбирала путь к ангельскому существования вопреки повседневной примитивном (животном) образа жизни.


6. Реформационное направление (XVI-XVII века)

Широкий анти католический и политическое движение, которое охватило почти все страны Европы. Реформация отразила глубокий кризис католицизма и стала показателем того, что феодальное общество не достигло социальной цели - преодолеть чрезмерную греховность людей и подготовить их к приходу Царства Небесного. Реформационное направление имело целью осуществить качественные преобразования в консервативной католической идеологии согласно потребностям капитализации общества и создать новый уровень взаимоотношений между верующими, церковью, государством и обществом в целом.


7. Политический направление (XV-XVI века)

Политический направление философии Возрождения представлял Никколо Макиавелли. По мнению ученого, философия социальной жизни должна дополняться философией человека. Он считал, что государство в процессе управления обществом главным объектом выбирает человека (конкретное лицо), которая имеет ряд отрицательных качеств, которые необходимо учитывать любому чиновнику. По мнению Макиавелли, решение проблем политики не должно лежать в плоскости религиозного права и моральных норм. Благодаря Макиавелли, политика приобрела права самостоятельного существования и изучения как отдельный предмет небогословського исследования.


8. Утопично-социалистический направление (XV-XVII века)

Утопично-социалистический направление реперзентувалы Томас Мор, Томаззо Кампанелла. Осмысливая трагическую судьбу обездоленных английских крестьян, Мор как альтернативу предлагает фантастическую модель создания идеального общества, в котором все граждане имеют право на труд и возможность всем одинаково пользоваться результатами этой работы. В этом обществе не должно быть власти денег и золота. Цель жизни утопийцев - создать в обществе равные условия для всех людей в получении удовольствия от жизни. В Утопии разрешены любые религии, но запрещается атеизм, который приводит к упадку морали. Главная модель образа жизни утопийцев - это полная унификация поведения, ценностей, одежды и т.п..


Источники

  1. С. И. Присухин. Философия: учебное пособие. - М.: 2008. ISBN 978-966-483-185-4
  2. В.Х. Артюнов, С. В. Бондарь, Ю. М. Вильчинский и др.. Философия, религиоведение, логика. - М., 2008. ISBN 978-966-483-110-6

Литература

  1. (Рус.) Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV-XV веков. - М., 1977.
  2. (Рус.) Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). / / Под ред. Л. Н. Брагиной. - М., 1985.