Философия Средневековья

Статья является частью цикла о
схоластику
Thomas Aquinas in Stained Glass.jpg

Источники
Библия | Евангелие
Античные ученые:
Аристотель | Евклид | Птолемей | Платон
Отцы Церкви :
Августин Аврелий | Дионисий Ареопагит | Иоанн Дамаскин | Боэций

Течения
Томизм | Скотизм | Концептуализм | Номинализм | Реализм | августинианства | Аверроизм

Схоластики
Ранняя схоластика:
Рабан Мавр | Ноткер Немецкий | Гуго Сен-Викторский | Алкуин | Иоанн Скот Эриугена | Аделард Батский | Иоанн Росцелин | Пьер Абеляр | Гильберт Порретанський | Иоанн Солсберийской | Бернард Шартрский | Амальрик из Бена | Петр Дамиани | Ансельм Кентерберийский | Бонавентура | Беренгар Турский | Гийом из Шампо | Давид Динанський | Петр Ломбардский
Средняя схоластика:
Альберт Великий | Фома Аквинский | Дунс Скот | Августин Блаженный | Аверроэс | Витело | Дитрих Фрейберзький | Ульрих Энгельберт | Винсент из Бове | Иоанн Жандунський | Роджер Бэкон | Роберт Гроссетест | Александр Гельсський | эгидой Римский | Роберт Кильвордби | Раймунд Луллий | Марсилий Падуанский
Поздняя схоластика:
Альберт Саксонский | Уолтер Берли | Николай Кузанский | Жан Буридан | Никола Орем | Петр дьАльи | Уильям Оккам | Данте | Марсилий Ингенський | Лере Франсуа

Проблематика
Проблема Всемогуществе | Проблема существования | Дискуссия об универсалиях | Логика | пресуществление | Проблема истины | (Учение о двойственной истине) | Проблема единства и множественности (Екземпляризм) | Проблема напередвизначености | Догматическое богословие | Познание (Метод Бэкона | Принцип бритвы Оккама) | Проблема мышления

Школы
Шартрский школа | Саламанкский школа | Оксфордская школа

Дискурс
Философия Средневековья

Неосхоластика
Этот шаблон: пересмотреть ? обсудить ? редактировать

Философия Средневековья - европейская философия в 5 - 15 веке.

Средневековая философия имела другие задачи и цели, чем античная, она неотделима в эпоху патристики от истории христианской догматики, а схоластический период представляет собой попытку примирения католической догмы с философией. Схоластика начинается с Иоанна Скотта Эриугены (9 век) и наиболее полно представлена Фомой Аквинским (13 век). С Иоанна Эригены прерывается связь западной мысли с Востоком, с Фомой Аквинским снова появляется знакомство со всеми произведениями Аристотеля.

Главный философский интерес средних веков - арабская философия ( Аверроэс, Маймонид, аль-Кинди, аль-Фараби, Ибн Сина) остается в кругу понятий греческой перипатетики. Основными вопросами, которые волновали средневековых философов, были вопросы доказательства существования Бога, разграничение теологии и философии. Важный диспут о универсалии - соотношение общего и единичного, спор реалистов, которые утверждали существование общих понятий вне человеческим разумом и до единичных вещей, с номиналистами, что признавали реальное существование лишь единичных вещей. Концептуалисты ( Абеляр, Иоанн Солсберийской) в споре о универсалии считали, что общие понятия не существуют независимо от отдельных вещей, признавали существование в уме общих понятий, как особой формы познания действительности.

Главный недостаток средневековой философии - отсутствие естествознания [1] и исключительное господство абстрактных, преимущественно теологических интересов.


1. Периоды

  1. Патристика (II-VII вв.) - совокупность философских доктрин христианских мыслителей (отцов церкви) II-VII вв.
  2. Схоластика (VIII-XV вв.) - философское учение, в котором объединены религиозно-философские предпосылки с рационалистической методикой и формально-логическими проблемами.

2. Некоторые представители

Выдающимися философами европейского Средневековья были:


Литература

  1. (Рус.) Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. - СПб., 1996. - Том 2.
  2. (Рус.) Соколов В. В. Средневековая философия. - М., 1979.