Надо Знать

добавить знаний



Фламенко



План:


Введение

Белен Мая (Bel?n Maya) - известная танцовщица фламенко.

Фламенко - пивденноиспанський музыкальный, песенный и танцевальный стиль, который сложился в Андалусии конце 18го века (первое упоминание в литературе - 1774 год). Пение и танец сольные, сопровождаются игрой на гитаре, кастаньет.

Исполнители фламенко называются "байлаор" (танцор), "кантаор" (певец), "Токаор" (гитарист). Ритм во фламенко зовут компас. Искусство фламенко включает в себя ряд жанров, каждый из которых имеет специфическую структуру, характер и компас.


1. Происхождение танца

Истоки фламенко следует искать еще в мавританской музыкальной культуре. Существенно повлияла на этот стиль и цыганская музыка - многие считают основными, истинными носителями стиля именно испанских цыган. В XV веке в Испании Византии, распадавшейся, прибыли цыгане, расселились по южному побережью страны в провинции Андалузия; по своему обыкновению, они стали перенимать и переосмысливать местные музыкальные традиции, такие как мавританская, еврейская и собственно испанский, и из этого сплава музыкальных традиций, переосмысленного сначала цыганами, а потом испанцами, родилось фламенко.

Долгое время фламенко считался "закрытым искусством", поскольку цыгане жили изолированной группой; фламенко формировалось в узких кругах. Но в конце XVIII века гонения цыган прекратили, и фламенко вышло на подмостки таверн и кафе Кантана, нашло свободу.

Конце XX века фламенко начинает впитывать в себя кубинские мелодии и джазовые мотивы, и, кроме того, элементы классического балета получили там свое постоянное место. Наиболее известный танцор фламенко Хоакин Кортес, который обновил понятие танца фламенко, избавил его от "канонического стандарта" и внес в него новую живую струю и выразительность.

Импровизационный характер фламенко, сложный ритм и специфическая техника исполнения нередко препятствуют точному нотной записи мелодий фламенко. Поэтому искусство как гитариста, так и танцора, и певца обычно передается от мастера к ученику.


2. Этимология

Происхождение слова "фламенко" не является окончательно определенным. Джордж Борроу употребляет слово flemenc [sic] как синоним слова "цыган". Блас Инфанте в своей книге "Истоки фламенко и секрет канте хондо" (Or?genes de los Flamencos y Secreto del Cante Jondo) утверждал, что слово "фламенко" происходит от испано-арабского fellahmengu, которое после мавританского царствования означало "изгнан крестьянин". Инфанте связывает срок с этническими жителями Андалузии мусульманской веры, Морисками, что ассимилировались с новоприбывшими цыганами, чтобы избежать религиозного преследования. Другие гипотезы об этимологии слова "фламенко" связывают его значение с Фландрией ("фламенко" испанской также означает "Фламандский язык"). В Испании считают, что Фландрия - это родина цыган. Также "фламенко" относят к слову flamante ("горячий", как исполнители фламенко), или "фламинго".


3. Характеристика жанра

Фламенко воплощает сложную культурную традицию, которая возникла благодаря уникальной взаимодействия исконной арабской, андалузской, сефардской и цыганской культур, существовавших в Андалузии до и после Реконкисты. Латиноамериканские и кубинские воздействия также сыграли важную роль в формировании музыкальных форм фламенко.

Несмотря на то, что фламенко считают частью культуры Испании целом, фактически оно происходит из одного региона - Андалузия. Но и другие области, преимущественно Эстремадура и Мурсия способствовали развитию жанров фламенко. Как только фламенко зародилось в Андалузии, это явление сразу стало отдельной субкультурой, что сначала сосредоточилась на территории, известной как Нижняя Андалузия: Севилья, Кадис и часть Малаги, но вскоре распространилось по всей Андалусии, объединяя и превращая фольклорные музыкальные формы. Поскольку популярность фламенко впоследствии достигла других регионов, различные местные испанские музыкальные традиции (например, традиционная кастильский музыка) одновременно и влияли, и находились под влиянием стилей фламенко.


4. Краткий обзор

Значительную часть фактов относительно развития фламенко было потеряно для истории Испании. Ряд причин указывают на этот недостаток исторического свидетельства:

  • Фламенко происходит с низших уровней андалузского общества, и поэтому ему не хватало признание как формы искусства среди высшего и среднего классов.
  • Неспокойные времена для людей, вовлеченных в культуру фламенко: мусульманские мавры (Морисками), цыгане и евреи, - все эти народы преследовались.
  • Цыгане были ключевым народом в поддержке этой художественной формы, но они были неграмотными и имели устную культуру. Их песни передавались новым поколениям из уст в уста через повторные выступления в пределах своей социальной группы.
  • Отсутствие интереса историков и музыковедов. Фламенкологы обычно не имели специальной академического образования в области истории или музыковедения. Они полагались на ограниченный ряд источников (преимущественно записи 19-го века фольклориста Демофило и записи иностранных путешественников). Ситуация начала меняться в 1980-х, когда фламенко медленно начали вводить как дисциплину в консерваториях.

5. Классификация стилей

Стили фламенко (palos) различаются ритмическим рисунком. Самые Палос - тона, соле, фанданго и сегирийя (To?a, Sole?, Fandango y Seguiriya) - относятся к категории канте хондо (cante jondo, древнейшее ядро фламенко, восходит к древнейшим музыкальным системам Индии). Вторая категория - это канте фламенко (cante flamenco, включает в себя и пение, и танцы, и игру на гитаре). Сюда входит, например, фаррука.

Фламенко оказал большое влияние на многие танцевальных и музыкальных стилей всего мира. Последние десятилетия появились смешанные разновидности фламенко и других другие.

Книга под названием "Фламенкология" была написана Гонсалесом Климентом в 1955 году и дала название целому раздела искусствоведения, ученые этого направления занимаются изучением происхождения фламенко и его ?истинного? стиля, традиций и т.п.. До наравне со сторонниками чистоты стиля фламенко есть и приверженцы его новых форм и звучаний.


6. Фламенко в Украине

6.1. Танец

Первая студия танца фламенко появилась в Украине в 2001. Это была студия "Дуэнде" под руководством Светланы Липинской. За несколько лет в Киеве работало уже несколько студий, а группа студентов поехала на стажировку в Севилье. В 2005 году был проведен первый мастер-класс испанского танцора - блестящего артиста и педагога Хуана Полвильо (Juan Polvillo). На сегодняшний день в Киеве работают студии Школа фламенко [1], Улица фламенко [2], студия фламенко-фьюжн Suspiro [3], регулярно проводятся мастер-классы испанских преподавателей (за последние несколько лет в Киеве побывали Хуан Полвильо, Наталья Мериньо, Ла перхоти, Хавьер Мартос, Нурия Лейба и др.). Большие школы существуют во многих других городах Украины - Solas de Flamenco [4] и Junta del ritmo (Харьков) [5], студия Soleadas и Танцевальная школа Фламенко и Степа (Одесса) , студии танца Елены Поспелов и Фламинго (Донецк). Недавно студии фламенко появились во Львове, Днепропетровске, Тернопoли, Ивано-Франковске, Севастополе, Ялте. Педагоги и студенты большинства студий ежегодно стажируются в Испании. Информация о преподавателях и школы фламенко в Украине доступна на сайте Школы Фламенко [6]. В 2011 году в Киеве была создана первая репертуарная представление фламенко Cantes del silenсio [7], которое в течение сезона можно было увидеть на сцене Театрального центра им. Леся Курбаса. Концертные программы украинских исполнителей фламенко, так же, можно видеть на сцене киевского Дома Актера.


6.2. Гитара

Единственным советским исследователем фламенко, опубликовал несколько научных работ, был украинский гитарист и искусствовед Шевченко Анатолий Антонович. Его пособия "Неукротими игры фламенко" и "Гитара фламенко. Мелодии и ритмы" были для многих советских гитаристов единственным источником информации о фламенко. Гитаристами, исследующие фламенко на украинском пространстве, также Владислав и Дмитрий Золотники, Валерий Петренко, Виктор и Константин Осинский, Константин Красноухов, Евгений Седько, Павел Степанович, Владимир Стеценко, Павел Косенко, Дмитрий Бесараб и другие. Многие украинские гитаристов получили профессиональный уровень игры на гитаре фламенко, благодаря чему стали лауреатами конкурсов и международных фестивалей.

Первым коллективом фламенко в Украине была группа Ayamonte, основан в 2004 году. В 2011 году вышел диск Евгения Седько [8] The Art of Flamenco Guitar с традиционными и авторскими композициями в стиле фламенко.

До сегодняшнего дня на сценах Украины продемонстрировано много программ в стиле традиционного фламенко и фламенко-фьюжн в исполнении украинских артистов, некоторые из которых имеют опыт сотрудничества с испанскими исполнителями фламенко.


6.3. Пение

Сложная, вокальная часть фламенко - пение, или "cante" - на сегодняшний день представлена ​​несколькими исполнителями. Свои силы в этом направлении пробуют Мария Кучерова, Виталий Костенко, Лилия Фернандес, Кира Степанович и другие.

7. Фестивале фламенко

Среди наиболее значимых городов, где сегодня существует фламенко, выделяют Кадис, Херес, Севилью, Кордову, Гранаду, Барселону и Мадрид. У каждого из этих городов своя музыкальная специфика, свои традиции и особенности.

7.1. В Испании

Один из наиболее авторитетных, крупнейший фестиваль фламенко в Испании проходит один раз в два года в Севильи под названием "Bienal de Flamenco" [9]. Этот фестиваль был основан в 1980 году. Из всего мира сюда съезжаются истинные любители фламенко, чтобы увидеть лучших артистов: байлаор, кантаор и гитаристов.

В Кордове ежегодно проводится Международный фестиваль гитары "GUITARRA", из выступления на котором началась слава талантливых молодых гитаристов Висенте Амиго и Пако Серрано.

Ежегодные фестивали канте гранде, фестивали канте фламенко и другие проходят по всей Испании. Подробнее о фестивале в Испании и не только можно узнать из специального вебсайта "flamencofestival" [10].


7.2. В Украине

Фестиваль Fandango de Ucrania [11] ежегодно проходит во Львове (июнь или начало июля). Кроме основной сценической программы, во время фестиваля проходят многочисленные вечеринки (pe?as) на открытых площадках или в кафе, мастер-классы и т.п.. В фестивале принимают участие исполнители из разных городов Украины. Учредители фестиваля - Александр и Наталья Липски.

7.3. В других странах

Ежегодно, с 2004 года, в феврале проходит Фестиваль Фламенко в Лондоне.

Один из крупнейших фестивалей фламенко вне Испании уже более 20 лет проходит в американском городе Альбукерке, штат Нью Мексико.

Международный Фестиваль Фламенко "?VIVA ESPA?A!" - Крупнейший фестиваль фламенко в России, проводится в Москве2001 года). [12]

8. Известные артисты фламенко

  • Ni?a de los Peines, Lola Flores, Fosforito, Ni?a de La Puebla
  • Кармен Амайя
  • Саласар Рамон Монтойя (старший) (Ramon Montoya), Пако де Лусия (Paco de Lucia), Висенте Амиго (Vicente Amigo), Маноло Санлукар (Manolo Sanl?car), Р. Рикэн (R. Riqueni), Пако Серрано (Paco Serrano), Рафаэль Кортес (Rafael Cortes) (гитара)
  • Антонио Гадес и Марио Майя (Mario Maya) (танец)
  • Камарон де ла Исла (Camaron de la Isla) и Энрике Моренте (со)
  • Бланка дель Рей (Blanca Del Rey)
  • Антонио Каналес (Antonio Canales)
  • Антонио эль Пипа, Хавьер Мартос (танец)
  • Хосе Рейес (Jose Reyes) (гитара, вокал)
  • Gipsy Kings (гитара, вокал)
  • Santa Esmeralda (диско, плюс гитара)
  • Росио Маркес (Roc?o M?rquez)
  • Ева Ла Йербабуена (Eva La Yerbabuena)

9. Люди фламенко о своем искусстве

"У тебя есть голос, ты умеешь петь, но ты ничего не достигнешь, потому что у тебя нет дуэнде". Мануэль Торрес

"Танец - это не шаги, это то, что происходит между шагами. Это как бой быков ..." Антонио Гадес

"Шаги несут в себе ритм, и стук каблуков - это диалог, когда один обращается к другому, и они рассказывают друг другу о музыке и чувства". Кристина Ойос

"Я люблю танец фламенко более, чем что-либо. И я не могу объяснить, почему. У фламенко есть какое то волшебство .... Отличный способ связать землю и небо, я думаю, это нечто исключительное, присущее только фламенко" . Карлос Саура

"Фламенко дало мне язык, путь познания себя. Вот почему я люблю его так безоговорочно". Ева Йербабуена


Источники

  • R?os Ruiz, Manuel: Introducci?n al cante flamenco, Edt. Istmo, Madrid, 1972, Dep.Leg. M-6.269-1972,
  • GARC?A MATOS, Manuel. "Cante flamenco, algunos de sus presuntos or?genes" en Anuario Musical n ? 5. 1950. P?g. 99. ROSSY, Hip?lito. Teor?a del Cante Flamenco. Barcelona. 1966
  • Gerhard Steingress: Cante Flamenco: Zur Kultursoziologie der andalusischen Moderne. Peter Lang, Frankfurt am Main 1997, ISBN 3-631-30474-9.
  • Donn E. Pohren: The Art of Flamenco. Bold Strummer Ltd, 2005, ISBN ISBN 978-0-933224-02-5.
  • Bernard Leblon: Flamenco. Palmyra Verlag, 2007, ISBN ISBN 3-930378-70-1.
  • Stefan Kr?ger: Die Musikkultur Flamenco: Darstellung, Analyse und Diskurs. Hamburg 2001 (Dissertation).
  • Anja Vollhardt (Text), Elke Stolzenberg (Fotos): Flamenco: Kunst zwischen gestern und morgen. Weingarten Verlag, 1988/1996, ISBN 3-8170-4006-7.

См.. также

Примечания

  1. http://www.flamenco.in.ua/ - www.flamenco.in.ua/
  2. http://piatkina.com/page/ru - piatkina.com / page / ru
  3. http://suspiro.kiev.ua/ - suspiro.kiev.ua /
  4. http://borovskaya.com.ua/news.html - borovskaya.com.ua / news.html
  5. http://www.flamenco.kh.ua/ - www.flamenco.kh.ua/
  6. http://www.flamenco.in.ua/ - www.flamenco.in.ua/
  7. http://www.youtube.com/watch?v=cJBkdwv9acw - www.youtube.com/watch?v=cJBkdwv9acw
  8. http://eugensedko.com - eugensedko.com
  9. Bienal de Flamenco - www.bienal-flamenco.org/
  10. www.flamencofestival.info - www.flamencofestival.info
  11. http://fandangodeucrania.webstarts.com - fandangodeucrania.webstarts.com
  12. Официальный сайт московского международного фестиваля фламенко "iViva Espana!" - www.fiestaflamenco.ru/.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам