Формализм

Формализм - характерный признак авангардизма и частично постмодернизма в искусстве начала XX в., понятие для характеристики дадаизма, конструктивизма, кубизма, футуризма, абстракционизма и др.. течений, объединявшие художников, придавали особого внимания форме художественного произведения.

Формализм имел сторонников в большинстве стран Европы и Америки во всех разновидностях искусства, а следовательно, и в художественной литературе, когда на первый план выводилось самоценное изображение предметного мира, использование принципов кларизму ( акмеизм), возможностей самовитого слова ( футуризм) или потока сознания ("новый роман") и другие.


1. Происхождение и распространение

Философской основанием формализма было учение Имануеля Канта о незаинтересованности интереса эстетического восприятия и суждения. Распространению формализма способствовало засилье миметического письма, прагматизма, которое, в свою очередь, приводило стремление многих художников отстаивать чистоту искусства, его независимость от политики, морали, религии и т.п., хотя некоторые из них, например футуристы, не скрывали своей ангажированности идеологией.

2. Литературные союзы

Сторонники формализма объединялись в союзы (например, ОПОЯЗ), издавали журналы (польский "Рогтизси"), публиковали манифесты ("панфутуризм" М. Семенко, "Манифест Магипеи;-II и панфутуризм" Г. Шкурупия - оба в журнале "Семафор в будущее ").

3. Русский формализм

В 1920-х годах в Москве сформировалась новая методология, которая называлась формализмом. В России его учредителями считают В. Шкловского, В. Жермунського, Б. Томашевского, Я..

4. В Украине

Со второй половины 20-х годов XX ст. протяжении десятилетий любой эксперимент относительно формы художественных произведений в СССР догматически трактовался как проявление формализма, преследовался, оценивался по политическим, а не с эстетических позиций.

В Украина были репрессированы подвержены художественного эксперимента поэты М. Семенко, Г. Шкурупий, В. Полищук т.д., другие под давлением "политики партии" перешли к "Соцреализма".

Внимание к форме произведения выявили некоторые шестидесятники, и только во второй половине 80-х возобновилось движение неоавангардизму с экспериментированием в пространстве формообразования. Однако такие тенденции не были новыми в истории мировой литературы, они характерны для творческой практики поэтов александрийской школы, представителей второй софистики, прециозным литературы XVII в., рококо и т.д..


См.. также

Литература

  • Литературоведческая Энциклопедия