Надо Знать![]() |
ВведениеИван Яковлевич Франко (* 27 августа 1856, с. Нагуевичи, Дрогобычский уезд - 28 мая 1916, Львов) - украинский писатель, поэт, ученый, публицист, переводчик, общественный и политический деятель. 1. Биография1.1. Ранние годыИван Франко родился 27 августа 1856 года в селе Нагуевичи Дрогобычского уезда в Восточной Галиции, вблизи Борислава, в семье крестьянина-кузнеца. Мать, Мария Кульчицкая, происходила из обедневшего украинский шляхетского рода Кульчицких, герба Сас. Свою крестьянскую идентичность, проявлялась в удивления достойной трудолюбия и неприхотливости в быту, Франко сохранил до конца жизни. Учился сначала в школе села Ясеница-Сильна ( 1862 - 1864), затем в так называемой нормальной школе при Василианскому монастыре в Дрогобыче ( 1864 - 1867). 1875 году окончил Дрогобычская гимназия (ныне - Педагогический университет). Во многих автобиографических рассказах Ивана Франко ("Грицева школьная наука", "Карандаш", "Schnschreiben") художественно воссоздана атмосфера тогдашней школьного образования с ее схоластикой, телесными наказаниями и моральным унижением учащихся. Из них узнаем, насколько трудно получать образование одаренному крестьянскому парню. Он жил на квартире у дальней родственницы Кошицкой на окраине Дрогобыча, нередко спал в гробах, которые изготавливались в ее столярной мастерской ("У столярные"). Уже учась в гимназии, Франко проявил феноменальные способности: мог почти дословно повторить товарищам часовую лекцию учителя; знал наизусть всего "Кобзаря"; домашний задача польского языка нередко выполнял в поэтической форме; глубоко и на всю жизнь усваивал содержание прочитанных книг. Среди его лектури в это время были произведения европейских классиков, культурологическое, историософские труда, популярные книги на естественные темы. Всего личная библиотека Франка-гимназиста насчитывала около 500 книг на украинском и другими европейскими языками. В это же время Франко начинает переводить произведения античных авторов ( Софокла, Еврипида) под влиянием творчества Маркияна Шашкевича и Тараса Шевченко увлекается богатством и красотой украинского языка, начинает собирать и записывать образцы устного народного творчества (песни, легенды и т.д.). Осенью 1875 г. Франко стал студентом философского факультета Львовского университета. 1.2. Первые литературные произведенияПервые литературные произведения Франка - стихотворение "Народная песня" ( 1874) и повесть "Петрии и Довбущуки" ( 1875) были напечатаны в студенческом журнале "Друг", членом редакции которого он стал с 1875 г. Активная общественно-политическая и издательская деятельность и переписку с Михаилом Драгомановым вызвали арест писателя по обвинению в принадлежности к тайному социалистического общества. После отбытого заключения сотрудничает с польской газетой "Praca", знакомится с трудами Карла Маркса и Фридриха Энгельса и вместе с Павликом основывает 1878 г. журнал "Громадський Друг", который после конфискации выходил под названиями "Колокол" и "Молот". 1880 г. Франко вторично арестовывают, обвиняя в подстрекательстве крестьян против власти. После трехмесячного заключения Франко находился под наблюдением полиции и был вынужден прекратить учебу в университете. 1.3. Первый период творчестваПервый период творчества Франка определяют его политические стихи, своеобразные народные гимны: Каменщики ( 1878), "Вечный революционер" ( 1880), "Не пора ..." ( 1880) и др.., а также повести "Boa constrictor" ( 1881), "Борислав смеется" ( 1881), "Захар Беркут" ( 1882) и ряд литературоведческих и публицистических статей. ![]() Мемориальная доска на доме по ул. Б. Хмельницкого, 11 в Киеве. Здесь в мае 1886 г. в Павловской церкви Коллегии Павла Галагана Иван Франко женился на Ольге Хоружинской В 1881 г. Франко стал соиздателем журнала "Мир", после закрытия ( 1882) которого работал в редакции журнала "Заря" и газете "Дело" ( 1883 - 1885). Разочаровавшись в сотрудничестве с галицкими народниками, Франко совместно с деятелями Старой Громады пробовал основать собственный независимый орган ("Поступ") и с этой целью дважды ездил в Киев - 1885 и 1886 гг Здесь он встречался с выдающимися общественно-культурными деятелями, в частности Н. Лысенко, М. Старицким, Е.Трегубовим, П. Житецким и др..; познакомился со своей будущей женой А. Хоружинской и в мае 1886 г. принял с ней брак в Павловской церкви Коллегии Павла Галагана. Женитьба Франка-галичанина с "украинским" воспринималось тодишинимы киевлянами как олицетворение духовной и политического единства Западной и Восточной Украины. После неудачных попыток основать собственный украинский журнал Франко был вынужден прибегнуть к сотрудничеству в польской прессе, которое давало хоть небольшой, зато стабильный доход. В частности был долголетним сотрудником польской газеты "Kurjer Lwowski" (в течение 1887 - 1897 гг), дописывал в "Przyjacielа Ludu" и австрийской "Die Zeit". Период десятилетнего труда в польской прессе Франко назовет позднее "Наем у соседей". 1.4. Политическая деятельность1888 г. Франко некоторое время работал в журнале "Правда". Связи с надднепрянцами вызвали третий арест ( 1889) писателя. 1890 г. при поддержке М. Драгоманова Франко становится соучредителем Русско-Украинской Радикальной Партии, подготовив для нее программу, и вместе с М. Павликом выдает пивмисячник "Народ" ( 1890 - 1895). В 1895, 1897 и 1898 гг Радикальная Партия выдвигала Франко на посла венского парламента и галицкого сейма, но - через избирательные манипуляции администрации и провокации идеологических и политических противников - без успеха. 1899 г. в Радикальной Партии зашел кризис, и Франко совместно с народниками учредил Национально-Демократическую Партию, с которой сотрудничал до 1904 г., а затем покинул активное участие в политической жизни. На общественно-политической отрезке Франко долгие годы сотрудничал с М. Драгомановым, ценя в нем "европейского политика". Впоследствии Франко разошелся с Драгомановым во взглядах на социализм и в вопросе национальной самостоятельности, закидывая ему увязку судьбы Украина с Россией ("Общественно-политические взгляды М. Драгоманова" , 1906 г.). Ивану Франко принадлежит инициатива широкого применения в Галичине названия "украинский" вместо "русины" - так традиционно называли себя коренные галичане. В "Откровенном письме к галицкой украинской молодежи" ( 1905) он писал: "Мы должны научиться слышать себя украинский - не галицкими, не буковинскими, а украинский без социальных границ ...". 1.5. Последние годы жизниС 1908 г. состояние здоровья Франка значительно ухудшилось, однако он продолжал работать до конца своей жизни. За последний период он написал Очерк истории украинской литературы" ( 1910 г.), "Студии над украинскими народными песнями" ( 1913 г.), совершил большое количество переводов с античных поэтов. 1913 г. вся Украина праздновала сорокалетний юбилей литературного труда Франка. Период последнего десятилетия жизни Франко - очень сложный. По рассказам сына Андрея, "в этот период отца преследовал дух умершего дедушки, который бил его золотым молотом по рукам ...". "В течение 14-ти дней я не мог ни днем, ни ночью заснуть не мог сидеть, и, когда, однако, не переставал делать, то делал это среди страшной боли" - писал Иван Франко. При таких обстоятельствах за неполный год до смерти Франко создал 232 поэтических переводы и перепевы, объемом около 7000 поэтических строк. Умер Иван Франко 28 мая 1916 г. во Львове. Через два дня состоялось многотысячная торжественное прощание на Лычаковском кладбище. Сначала писателя похоронили в чужом склепе, и только через 10 лет останки Франко были перенесены в отдельную могилу, известную своим памятником (построен [[1933] г.]), на котором Франко-каменщик "хлопает сю скалу". 2. Творческое наследие
Всесторонне одаренный, энциклопедически образованный и чрезвычайно трудолюбивый, Франко проявил себя на многих участках украинской культуры. Он был поэтом, прозаиком, драматургом, критиком и историком литературы, переводчиком и издателем. Сюжеты для своих произведений Франко черпал из жизни и борьбы родного народа, но также из первоисточников человеческой культуры - с Востока, античного времени и Ренессанса. Он был "золотым мостом" между украинскими и мировыми литературами. Нередко Ивана Франко называют титаном труда. Евгений Маланюк свое время писал: "Сознательно или бессознательно, по собственному удостоверившись ли чужого голоса, но каждый, услышав имя Франко, поднимает шапку независимо от своего места рождения. Здесь действует инстинкт величия". 2.1. ПоэзияСтилистически Франко принадлежит к первых реалистов в украинской литературе. Он - выдающийся поэт пошевченкивской суток. Новаторской была уже второй сборник "С вершин и низин" ( 1887 г., распространенная 1893 г.), охватывала главные произведения его общественной лирики ("Товарищам из тюрьмы", "Вечный Революционер", "Каменщики", "Земля моя", "Тюремные сонеты" и другие). Она революционизировала молодое поколение, через что в России была запрещена. Вершиной интимной лирики Франка являются его "Увядшие листья" ( 1896 г.). В сборнике "Мой Измарагд" ( 1897 г.) преобладают философские мотивы: рефлексии поэта о добре и зле, красоте и верность, долг и смысл человеческой жизни. Но и в ней находим образец общественной лирики, в которой Франко увековечил страдания родного народа ("По деревням", "До Бразилии" и другие). Драму собственной жизни Франко отобразил в сборнике "Из дней печали" ( 1900 г.). Программная сборка "Semper tiro" ( 1906 г.) является мистическим кредо поэта-борца. "Старое и новое" (1911 г.) поэтический сборник. Большую мастерство проявил Франко и в широких эпических поэмах "Барские шутки" ( 1887 г.), "Сурка" ( 1890 г.), "Смерть Каина" ( 1889 г.), "Иван Вишенский" ( 1900 г.) и других. Много автобиографического вложил Франко в свою выдающуюся поэму "Моисей" ( 1905 г.), в которой на материале библейского сюжета показано конфликт вождя с народом, осуждается измена национальных интересов и провозглашается идея служения родному народу 2.2. Прозаическое творчествоПроза Франка охватывает свыше 100 рассказов, новелл и десять повестей и романов. Она начинается с так называемого "бориславского цикла (от 1877 г.), в котором Франко подает ужасный образ и глубокий анализ социального зла в тогдашней Галиции. Нищета и пролетаризации галицкого села легли в основу его сборника "В поте лица" ( 1890 г.) и "Галицкие образки" ( 1897 г.), к которым относятся автобиографические рассказы "Малый Мирон", "Грицева школьная наука", "Карандаш", "Schnschreiben" и другие. Вершиной прозы Франко является повесть "Boa constrictor" ( 1878 г.) и социальный роман "Борислав смеется" ( 1882 г.). В них впервые отражены исходные формы революционной борьбы рабочих и стихийное пробуждение его классового сознания. На основе старых украинских летописей Франко написал историческую повесть "Захар Беркут" ( 1882 г.), в которой отразил героическую борьбу украинских горцев против монголов 1241 г. К историческим произведениям еще принадлежат "Герой поневоле" ( 1904 г.) о революции 1848 г. во Львове и "Большой шум" ( 1907 г.) об отмене барщины. Моральному разложению "верхов" тогдашнего общества в Галичине Франко посвятил романы Для домашнего очага" ( 1892 г.), "Основы суспильности" ( 1895 г.) и "Пути-дороги" ( 1899 - 1900 гг.) Повесть "Близнецы" ( 1887 г.) имеет дидактический характер. Проза Франка отмечается жанровым богатством и реалистичным изображением жизни всех слоев общества. 2.3. ДраматургияВ драматургии Франко проявил себя мастером социально-психологической и исторической драмы и комедии. Первые его попытки на этом поле происходят еще из гимназии: "Югурта" ( 1873 г.), "Три князья на один престол" ( 1874 г.) и другие. Больше пьес Франко написал в девяностых годах. Выдающихся из них - социально-психологическая драма "Украденное счастье" ( 1893 г.) и стихотворная историческая драма Сон князя Святослава" ( 1895 г.). Из больших пьес известны еще комедии "Рябина" ( 1886 г.) и "Учитель" ( 1896 г.), с одноактовок "Последний крейцар" ( 1879 г.), "Будка ч. 27" ( 1893 г.), "Каменная душа" ( 1895 г.), "Мастер Черняк" ( 1896 г.) и "Суд святого Николая" (впервые вышла 1920 г.). В жанре детской литературы он обогатил украинскую литературу книгами "Когда еще звери говорили" ( 1899 г.), "Лис Микита" ( 1890 г.), "Приключения Дон Кихота" ( 1891 г.), "Кузнец Бассим", "Абу-Касима" ( 1895 г.) и т.д.. Особо надо отметить перекладницьку деятельность Франка, которую он не прекращал всю свою жизнь. Франко переводил с 14 языков, среди прочих Гомера, Данте, Шекспира, Гете, Золя, Бьернсон. С славянских классиков Франко переводил Пушкина, Лермонтова, Чернышевского, Герцена, Некрасова, Мицкевича, Гомулицького, Асника, Гавличка-Боровского, Яна Неруду, Махара, хибарку и других. 3. Научное наследие3.1. ФилософияФилософско-социологические и общественно-политические концепции Франко трактовал в студиях "Nauka и jej stanowisko wobec klas pracujących" ( 1878 г.), "Мысли об эволюции в истории человечества" ( Один тысяче восемьсот восемьдесят-один -1 882 гг), "Новейшие направления в народоведении" ( 1895 г.); студию "Социализм и социал-демократизм" ( 1897 г.) Франко посвятил критике "научному социализму" и материалистической концепции истории, "Что такое прогресс?" ( 1903 г.) - обзорные общественно-культурного развития с критикой коммунистической концепции государства. В 1904 году Франко написал научную работу, которая известна под названием "Поэма о сотворении мира". На мировоззрение Франка повлияли позитивизм философии Конта и Спенсера, эволюционизм в естественных опытах Дарвина и Геккеля, теории французских, немецких, российских социологов, литературные критики от Буальи и Лессинга до Тена, Леметра, Гийо, Брюнетьера, Брандеса и др.. Однако, Франко остался собой, имел собственное мировоззрение и вошел в сознание следующих поколений, как неутомимый строитель человеческих душ украинского народа. 3.2. Теория и история литературыРаботы Франка по теории и истории литературы и литературной критики, начиная с докторской диссертации "Варлаам и Иоасаф. Древнехристианский духовный роман и его литературная история" ( 1895 г.) и габилитацийнои - "Разбор Наймички Шевченко" ( 1895 г.), является ценным вкладом в украинское литературоведение. Наибольшей научной работой Франка является 5-Тома издание "Апокриф и легенды из украинских рукописей" ( 1896 - 1910 гг) - монументальное собрание текстов рукописного материала из научного анализа. В студии Франка из старой и сердце. суток относятся: "Св. Климент в Корсуни" ( 1902 - 1904 гг), "Карпато-русское писательство XVII-XVIII вв." ( 1900 г.), Причинки к истории украинской старинной драмы, в частности вертепной ("К истории украинского вертепа XVIII в.", 1906 г.). Из новой литературы Франко посвятил внимание творчеству И.Котляревского, М. Шашкевича, Т. Шевченко, О. Федьковича, А. Конисского, Леси Украинский, С. Самойленко, В. Винниченко и др.. Ряд исследований Франко посвятил славянской литературам, особенно российской и польской, как также западно-европейской. Итогом литературоведческих исследований и монографий была статья "Южнорусская литература" ( 1904 г.) в словаре Брокгавза и Ефрона и общий курс "Очерк истории украйсько-литературы до 1890 г." ( 1910 г.). Теоретические взгляды о задачах литературы он сформулировал в студиях " С секретов поэтического творчества" ( 1898 г.) и "Теория и развитие истории литературы" ( 1899 г.), в которых подчеркивал общественный подклад литературного произведения, однако за исходную точку при его оценке Франко считает артистический талант автора и литературно-эстетические ценности произведения. При студии литературных памятников Франко пользовался сравнительным, психологическим и историко-культурным методами. 3.3. ЯзыкознаниеНа отрезке языкознания Франко посвятил внимание вопросу литературного языка: Этимология и фонетика в южноруський литературе", "Литературный язык и диалекты" ( 1907 г.), "Причинки к украинской ономастики" ( 1906 г.) и др.. Франко отстаивал мысль о единой украинский литературный язык, произведенную на приднепровских диалектах и обогащенную западно-украинский говор. За труды на отрезке филологии Харьковский университет 1906 г. наградил Франка почетным докторатом, кроме того, он был членом многих славянских обществ. Предложение А. Шахматова и Ф. Корша об избрании Франка членом Российской АН, не была осуществлена из-за запрета царского правительства. 3.4. ЭтнографияВ области фолкльору и этнографии Франко собрал исходного материала, написал ряд исследований и статей об одежде, питании, народное искусство, верования населения Галичины, которые публиковал в журналах "Мир", "Друг", "Жизнь и Слово", "Заря", " Киевская Старина" , "ЗНТШ" и др.. С 1898 г. Франко управлял этнографической комиссии НТШ (до 1913 г.) и вместе с В. Гнатюка редактировал Этнографический Сборник". В важных исследований Франко с участка фолкльору относятся: "Кое-что о Борислав" ( 1882 г.), "Женская неволя в русских песнях народных" ( 1883 г.), "Jak powstają pieśni ludowe?" ( 1887 г.), "Вояцкий песня" ( 1888 г.), "Наши коляды" ( 1889 г.), "Из уст народа" ( 1894 - 1895 гг), "Eine ethnologische Expedition in das Bojkenland" ( 1905 г.), "Обзор работ над этнографией Галиции в XIX ст." ( 1928). Капитальной фолкльористичною трудом является "Студии над украинскими народными песнями" (3 т. в "ЗНТШ"; отдельное издание 1913 г.), в которых Франко применил исторически сравнительную методу. 3.5. ЭкономикаЭкономические работы Франка, трактованы в историческом плане, посвященные состоянию рабочих: "Промышленные рабочие в восточной Галичине и их плата 1870 г." ( 1881 г.), "О труде" ( 1881 г.), а также крестьянства в Галиции: "Земельный собственность в Галиции "( 1887 и 1914 гг), "Эмиграция галицких крестьян ( 1892 г.), "Крестьянское движение в Галичине" ( 1895 г.), "Гримайливський ключ в 1800 г." ( 1900 г.), "Крестьянские забастовки в Восточной Галиции" ( 1902 г.), "Общественные шпихлир и шпихлирський фонд в Галиции 1784-1840 гг" ( 1907 г.). 3.6. ИсторияТесно связаны с социологическими, общественно-политическими и экономическими исторические исследования Франка, около 100 печатных работ, большинство из них посвящены крестьянскому движению и революции 1848 г. в Галичине и польско-украинским отношениям. К первой группе относятся: "Польское восстание в Галиции 1846" ( 1884 г.), "Барщина и ее отмены в 1848 г. в Галичине" ( 1898 и 1913 гг), "Лукьян Кобылица. Эпизод из истории Гуцульщини в первой половине XIX вв.", "Причинки к истории 1848 г.". Ко второй - "Несколько об отношениях польско-русские" ( 1895 г.), "Поляки и русины" ( 1897 г., немецком и украинском языках), "Новые Причинки к истории польского суспильности на Украине в XIX в." ( 1902 г.), "Русско-польский согласие и украинских-польское братание" ( 1906 г.). Институт исторического труда Франко: Причинки к истории Церкви (2 разведки о епископа Иосифа Шумлянского, 1891 и 1898 гг), "Хмельнищина 1648-1649 гг В современных стихах" ( 1898 г.), "Тен как историк французского революции" ( 1908 г.), "Старая Русь" ( 1906 г.), "Причинки в истории Украины-Руси" ( 1912 г.), статьи из старой истории Украины и многое другое. Характеристическая для эволюции мировоззрения Франко его публицистика, которой не хватало и научного подхода, поэтому часто в его творчестве теряются грани между научным и публицистическими эссе. Франко видел Украину как суверенное единицу "у народов вольных кругу". При этом он много внимания уделял получению общечеловеческих прав. Начав свою общественную деятельность с москвофильского кружка, он вскоре покинул его для народовецького лагеря. По студенческих времен Франко увлекался социализмом, изучал Маркса и Энгельса, а когда увидел лживость "новой религии", ее упорно боролся. Вообще у Франко заметная эволюция от крайнего радикализма к постепенному национал-демократизма. В своей статье "Что такое прогресс" Франко одним из первых предсказал появление тоталитаризма и тоталитарного государства. 3.7. ВостоковедениеФранко известен своим интересом к индийской культуре, он изучал литературу, философские произведения, тексты Вед на санскрите. Сам он говорил: "Жаль, что я не ориенталист". [1] 3.8. ПсихологияПервую свою работу из сферы психологии Иван Франко опубликовал в 1881 году, всего через 2 года после того, как Вильльгельм Вундт 1879 открыл в Лейпциге психологическую лабораторию. Статья называлась "Чувствительность на краски, ее развитие и значение в органической природе: Реферат на труд американского естествоиспытателя Аллена Гранта". [2] В дальнейшем, во многих своих публицистических и научных работах, Иван Франко пользовался известными в то время психологическими методами. Лучше всего это проявляется в статье " С секретов поэтического творчества" ( 1898 г.) (II раздел называется - Психологические основы), психологических анализах деятельности тогдашних общественных деятелей, и психологическом анализе персонажей из творчества известных тогда классиков литературы. "Литературная критика должна быть, по нашему мнению, впереди всего эстетической, значит, входит в объем психологии, и должен пользоваться теми методами научного исследования, которыми пользуется современная психология". Цитата из 1 раздела статьи " С секретов поэтического творчества" ( 1898 г.)
4. Переводы
5. Интерпретация фигуры![]() Памятник Ивану Франко в с. Нагуевичи В советские времена в Украине использовался культ Франко для политических целей, а советское франкознавство односторонне и тенденциозно освещала его творчество, представляя Франко как активного поборника идей "российско-украинской объединения", убежденного социалиста, воинствующего атеиста. В Украине была изъята из употребления ряд его произведений: "Не пора ...", "Большие годовщины", "Развивайся ты, высокий дуб ...", другие сфальсифицированные или тенденциозно сокращенные (предисловие к сборнику "Мой Измарагд", "Что такое прогресс", "Социализм и социал-демократизм", "Народники и марксисты", "Социальная акция, социальный вопрос и социализм", рецензия на книгу Ю. Бачинского "Ukraina irredenta", "Михаил Павлик, вместо юбилейной сильветку" и др..). Некоторые произведения И. Франко которые были запрещены в СССР увидели свет в издании "Иван Франко, МОЗАИКА из произведений, не вошедших в Собрание сочинений в 50 томах" [4] С другой стороны, отмечалось влияние русских революционных демократов на Франко, а одновременно искусственно подчеркивались враждебные взаимоотношения между Франко и Грушевским, украинский консервативным лагерем подобное. 6. Франковедение6.1. Музеи ФранкоУвидеть и потрогать аутентичных вещей Ивана Франко возможно в доме-музее Франко в поселке Криворивня, Верховинского района. В этом доме кроме Франко на долгое время останавливались Леся Украинского и Михаил Грушевский.
7. Франко и кинематографПо его произведениям поставлены фильмы:
Биографии Франко посвящен кинокартину Т. Левчука "Иван Франко" ( 1956, акт. С. Бондарчук), его образ создал Я. Геляс в фильме "Семья Коцюбинских" ( 1970). О писателе снят научно-популярный фильм "Иван Франко" ( 1956) и телефильм Е. Дмитриева "Иван Франко" ( 1981), документальный телефильм " Иван Франко" в рамках проекта " Большие украинской" телеканала " Интер" ( 2008) [5]. 8. ПризнаниеВ честь И. Франко город Станислав был переименован в Ивано-Франковск, а также пгт. Янив был переименован в Ивано-Франково. 9. Тексты произведений в интернете
10. Интернет-ресурсы
11. Произведения
12. Сноски
Литература
код для вставки Данный текст может содержать ошибки. скачать |