Надо Знать

добавить знаний



Франсис Пуленк



План:


Введение

Франсис Пуленк и Ванда Ландовская

Франсис Жан Марсель Пуленк ( фр. Francis Jean Marcel Poulenc * 7 января 1899, Париж, Франция - ? 30 января 1963, там же) - французский композитор, пианист, критик, участник группы французской шестерки.


1. Жизненный и творческий путь

Учился Р. Виньеса (фортепиано) и Ш. Кьоклена (композиция). С 1920-го входил в "Французской шестерки", которые находились под определенным влиянием Е.Сати и отстаивали национальную специфику музыкального языка против иностранных влияний. Первое крупное произведение - балет "Лани" был написан Пуленка в 1923 году по заказу С.Дягилева. Начиная с 1933 г. много выступал как аккомпаниатор вместе с певцом Пьером Бернаком, первым исполнителем многих вокальных произведений Пуленка. В конце 1930-х годов Пуленк примыкает к Народной музыкальной федерации, а в годы оккупации участвует в движении Сопротивления.

Творчество Ф.Пуленка охватывает широкий круг жанров причем если раннем творчестве Пуленка свойственны преимущественно легкие, концертные произведения, он нередко пользовался джазовыми ритмами, находил необычные инструментальные краски. Таковы известные циклы фортепианных пьес Пуленка - "Вечные движения", "Сюита", "Экспромт", "Прогулки", а также соната для кларнета и фагота, соната для фортепиано в 4 руки и другие, в этих пьесах отразилось и блестящее владение Пуленка фортепиано.

Пуленк много писал на тексты современных ему поэтов (Кокто, Элюар, Арагон, Аполлинер, Ануй), и на тексты поэта 16 в. Ронсара. Вокальные циклы "Стихи Ронсара" (Poemes de Ronsard, 1924-1925) и "Галантные праздники" (Fetes galantes, 1943) - в числе всего, выполняющих часто произведений, композитора. Пуленк был первоклассным аккомпаниатором при исполнении собственных вокальных произведений. Вокальным произведениям Пуленка свойственна мелодичность. Опираясь на традиции французской народной песне, развивал также принципы музыкального интонирования К. Дебюсси и вокальной декламационность М. П. Мусоргского. Оставаясь преимущественно в рамках тональной системы, Пуленк использовал усложненные гармонические средства (багатотерциеви структуры, элементы политональности).

Зрелая творчество Пуленка включает значительное количество произведений крупной формы, в частности оперы - буфонну "Груди Тирезия" (Les Mamelles de Tiresias, 1944), трагическую "Диалоги кармелиток" (Les Dialogues des Carmelites, 1957), а также лирико-психологическую монооперу "Человеческий голос" (La voix humaine, 1959).


2. Список произведений

для солистов, хора и оркестра -

  • кантата Засуха (Scheresses, на стихи Е. Джеймса, 1937),
  • Stabat Mater (1950),
  • Gloria (1959),
  • Sept Ropons des tonobres (для сопрано (детский голос), детского и мужского хоров, 1961);

для оркестра

  • симфониетта (1947), сюиты и др..;

концерты для инструментов с оркестром

  • Сельский концерт для клавесина (Concert champatre, с малым оркестром, 1928, посвященный В. Ландовский),
  • для органа, струнного оркестра и литавр (1938),
  • для 2 фортепиано (1932),
  • для фортепиано (1949);

для фортепиано

  • Вечные движения (Mouvements perpetuels, 1918),
  • 5 интермеццо (1920-21),
  • Прогулки (Promenades, 1924),
  • французский сюита (Suite franзаise, 1935; использованы темы из сборника танцев композитора 16 в. К. Жервеза),
  • 8 ноктюрнов (1929-38),
  • 15 импровизаций (1932-59) и др..;

камерные инструментальные ансамбли;

хоры с инструментальным сопровождением

  • Литании к Черной Богоматери (Litanies ? la Vierge noire, для женского или детского хора и органа или струнного оркестра, 1936);

хоры a cappella -

  • 7 хоров на стихи Г. Аполлинера и П. Элюара (1936), Месса G-dur (1937),
  • кантата "Образ человека" (Figure humaine, на стихи Элюара, для двойного смешанного хора, 1943),
  • 8 французских песен на старинные народные тексты (Huit chansons fransaises, 1945);

для голоса с оркестром -

  • Светская кантата "Бал-маскарад" (Le bal masque, на текст M. Жакоба, для баритона или сопрано и камерного оркестра, 1932),
  • Крестьянские песни (Chancons villageoises, на стихи М.Фомбьора, 1942);

для голоса с инструментальным ансамблем -

  • Негритянская рапсодия (Rhapsodie negre, для баритона, 1917),
  • Бестиарий (6 песен на стихи Аполлинера, 1919),
  • Кокарды (3 песни на стихи Ж. Кокто, для тенора, 1919);

для голоса с фортепиано - романсы на стихи Элюара, Аполлинера, Ф. Гарсиа Лорки, Жакоба, Л. Арагона, Р. Десноса;

музыка для драматического театра, кино и др..



Литература

  • Journal de mes m?lodies. Par Francis Poulenc avec pr?face d'Henri Sauguet. Texte ?tabli par La Soci?t? des Amis de Francis Poulenc. Editions Grasset (1964).
  • Journal de mes m?lodies. Par Francis Poulenc avec pr?face de Denise Duval. Texte int?gral ?tabli et annot? par Renaud Machart. Cic?ro ?diteur en co-?dition avec les Editions Salabert. Paris (1993).
  • Correspondance 1910-1963. De Francis Poulenc. Editions Myriam Chim?nes. Paris / Fayard, (1994).
  • A B?tons Rompus. ?crits radiophoniques de Francis Poulenc pr?c?d? De Journal de Vacances et suivi de Feuilles Am?ricaines. Editions Actes Sud.
  • Dialogues des carm?lites. Par Francis Poulenc. Editions Actes Sud. Collection Op?ras de Marseille (2006).
  • Жукова Елена Августовна. Фортепианное творчество Франсиса Пуленка в контексте французских клавирных традиций. : Дис ... канд. наук: 17.00.03 - 2009.
  • Пуленк Ф. Писания. Л., 1970
  • Пуленк Ф. Я и мои друзья. Л., 1977
  • Филенко Г. Французская музыка первой половины ХХ века. Л., 1983

4. Источники и ссылки


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам