Французский шестерка ( фр. Les Six ) - Творческая группа шести французских композиторов, объединенных новаторским подходом к музыки. Существовала в 1917 - 1925 годах. Группу создали ученики и последователи композитора Эрика Сати. Аналогично русскому "Русской пятерке" ( фр. Les cinq ), Существовавшей полвека раньше, участники группы отстаивали национальную специфику музыкального языка против иностранных влияний - в этом случае, против позднего вагнерианства и шенбергивськои атональности.

Кокто представляет Эрику Сати группу "Шестерка" (карикатура из газеты 1921)

В состав группы входили:


1. Создание группы

Идейным вдохновителем старшим товарищем группы считался композитор Эрик Сати именно он пытался собрать в группу "Новые молодежи" ( фр. Les Nouveaux Jeunes ) Еще в 1917 году. Так, еще в июне 1917 года (почти за четыре года до манифеста "Шестерки") под эгидой Эрика Сати в Париже состоялся совместный концерт, включавший в себя сюиту из балета "Парад" (Сати), фортепианное трио Жоржа Орика и "Колокола" Луи Дюре. В разных комбинациях имен и произведений такие концерты проходили регулярно. Однако затем разные личные обстоятельства и конфликты этому помешали, и роль идейного вдохновителя молодых композиторов перешла к Жана Кокто, что, по мнению некоторых специалистов, и инспирировал статью Колле [1]. При этом практически все члены группы "Шести" неоднократно в своей жизни заявляли о некоторой условности этого объединения, сделанного в чисто рекламных, газетных целях. Так, в силу чистой случайности в группу не был "зачислен" Жак Ибер или Ролан Манюэль, молодые композиторы, очень близки по духу к "Шестерки" и Эрика Сати, неоднократно выступали вместе с ними в общих акциях и концертах.


2. Эстетика и деятельность

Сначала со всей музыки старшего поколения члены "шестерки" признают для себя ценным творческое наследие лишь двух композиторов - Игоря Стравинского и Эрика Сати, с которым у большинства из них сложились свои особые, часто очень сложные и даже конфликтные отношения. В частности отправными точками творческого пути шестерки считают "реалистичный балет" "Парад" (1917), своеобразный манифест хлесткого примитивизма, в котором ощутимо влияние "Весны священных" И. Стравинского, а затем кантата "Сократ" (1918), один из первых образцов неоклассицизма. Другим ярким увлечением молодых композиторов группы стал американский джаз, проникший во Францию ​​после 1918 года.

"Шестерка" и Жан Кокто, Париж, 1951 год.

В течение почти десятка лет Жан Кокто, фактически независимо от членов "шестерки" продолжал активно продвигать идеологию этого напивуявлюванои группы. Почти дословно повторяя легендарную тезис Сати о утилитарное значение музыки "... должна быть незаметной, как обои и удобной, как мебель в комнате", Кокто восклицает: "Музыка не всегда бывает гондолой ..., иногда она должна становиться стулом". И это не просто эпатаж, но идеологическая тезис, согласно которому музыка должна опуститься до повседневности в противовес торжественном и приподнятом отношению старшего поколения до назначения искусства. "Нам нужен музыкальный хлеб!" - Требует Кокто. И Дариус Мийо в своих "Этюдах" почти дословно повторяет его слова: "Хлеба вместо ананасов!"

В то же время большинство участников группы отрицали наличие общих идеологических принципов в группе. В частности, в 1949 году один из ее участников, Дариус Мийо писал:

"... Анри Колле хаотично выбрал шесть имен: Орика, Дюре, Онеггера, Пуленка, Тайефер и мое собственное, просто потому, что мы знали друг друга, были хорошими товарищами и фигурировали в тех же концертных программах, - не взвесив о том, что у нас совершенно разные темпераменты и ни сходства в натурах! Если Орик и Пуленк в целом разделяли идеи Кокто, то Онеггер тяготел к немецкому романтизму, а я - к средиземноморской лирики. Я решительно отвергал всякую общность эстетических теорий и рассматривал их как ограничения, как неразумные путы, тормоз, сковывает воображение художника, который должен находить для каждого своего нового произведения свои (и порой даже противоположные) средства выражения. Однако, дело было сделано и опираться стало бесполезно! Статья Колле получила столь широкую известность, что группа "Шести" была создана и я входил в нее независимо от того, хотел я этого или нет. А поскольку это уже произошло, мы решили давать "Концерты Шестерки"... [2]

В том же духе высказывал свое мнение и Франсис Пуленк :

"Еще несколько слов о" Шестерку "... Эта группа при своем возникновении во время войны не имела никаких других целей, кроме чисто дружеского, а вовсе не идейного объединения. Затем, понемногу, у нас сложились также и общие идеи, крепко связали нас, такие, как, например - неприятие всего расплывчатого (анти импрессионизм), возвращение к мелодии и контрапункты, к четкости, простоты и так далее ... " [3]

Решительно и раньше всех формулирует свое отношение к "общих принципов" и идеологии "Шестерки" самый независимых и самостоятельный из ее участников, Артур Онеггер. Еще в 1924 году он высказал в своей статье, отвечает на рецензию в "Times" всего несколько слов, полностью отражает его отношение к группе, участником которой он сам был:

"... Наша группа - это ассоциация не единомышленников, а друзей, так что" Петух и Арлекин " Кокто никогда не был нашим общим флагом. У нас не было и нет никакой единой эстетики! "

3. Деятельность группы

Совместные акции "Шестерки" были малочисленны. В 1921 году они опубликовали "Альбом Шестерки" ( фр. L'Album des six ) - Сборник пьес для фортепиано соло, включавшее произведения всех шести композиторов. В том же году пять композиторов из шести (кроме Дюре, что уехал из Парижа в тот момент) принимали участие в работе над музыкой к балету "Молодые на Эйфелевой башне" ( фр. Les Mari?s de la Tour Eiffel ) На либретто Кокто. В дальнейшем участники Шестерки работали индивидуально и встретились все вместе только через тридцать лет.


Источники

  1. Ornella Volta. Satie / Cocteau - les malentendus d'une entente: avec des lettres et des textes in?dits d'Erik Satie, Jean Cocteau, Valentine Hugo et Guillaume Apollinaire. - Bordeaux: Castor Astral, 1993.
  2. Milhaud D. "Notes sans Musique". Paris. 1949. p.111.
  3. Poulenc Fr. "Entretiens avec Claude Rostand". Paris, 1954, p.31
  • Филенко Г. Э.. Сати / / Вопросы теории и эстетики музыки, в. 5. - Л., 1967;
  • Филенко Г. "Французская музыка первой половины ХХ века". Очерки. Л., Музыка, 1983.
  • Шнеерсон Г. Французская музыка XX века, 2 изд. - М., 1970;