Хайку ( яп. 俳 句, ほっく , Хокку) - жанр японской лирической поэзии, трехстрочной нерифмованное стихотворение на основе первой пивстрофы танка, состоящий из 17 слогов (5-7-5) и отличается простотой поэтического языка, свободой изложения.


1. Структура

Оригинальное японское хайку состоит из 17 слогов (хотя уже в Басе встречаются отступления от нормы слогового содержания), записанных в один столбец. Особыми разделительными словами - киредзи (яп. 切れ字 киредзи, "режущее слово") - текст хокку делится в отношении 2:1 - либо на 5-м складе, или на 12-м. На западе хайку олицетворяют собой трехстишие слоговой структуры 5-7-5. Классические хайку обязательно строятся на соотнесении человека (автора), его внутреннего мира, биографии с природой, причем природа и должна быть определена относительно времени года - для этого в качестве обязательного элемента текста используется киго. Чаще повествование ведется в настоящем времени: автор показывает свои переживания. Очень важно, сколькими рисками рисуются иероглифы, которые стоят рядом. Если количество рисков равна, то японцы считают, что это хорошее хайку. А чем больше разница в количестве рисков в близи нарисованных иероглифах - тем оно хуже.


2. История

Памятник Мацуо Басе, одном из известнейших поэтов хайку

Хайку возник в Японии, в 16 в., что было предопределения развитием городской культуры. Существовало несколько школ хайку: "Кофу" - "древняя школа", связанная с именем Мацунага Тейтоку, школа Нисио Соин, школа "Сьофу" - "истинная школа", где заметной фигурой был Мацуо Басе, который реформировал хокку в новый жанр хайку: времени субъективный лиризм уступил непосредственным изображением природы.

Обращались к хокку такие поэты, как Йоса Бусон ( 18 века), Кобаяси Исса ( 19 века), Масаока Сики (предел 19 - 20 века) ​​и другие. Этот жанр привлекал внимание и украинских поэтов (например, В. Коломийца), которые видели в его лаконичной форме возможность точного выражения лирического настроения.

Пример хокку - из наследия Марии Ревакович :

наши голоса -
скорбные двойники
как крылья ветра в степи.

Хокку запрещено писать на политические, религиозные темы и на тему любви.

Мацуо Басе написал три правила хорошего написания Хокку:

  • Саби (японской) - сосредоточенность, спокойная радость одиночества;
  • Сифи - осознание гармонии прекрасного;
  • Наусоми - глубина проникновения

3. Источники и литература

  • (Рус.) Рубль В. А. Японская цивилизация: традиционное общество и государственность. - Киев: "Аквилон-Пресс", 1997.
  • Бондаренко И. Антология японской поэзии. Хайку XVII - XX вв. - Киев: Днепр, 2002.
  • Луна над горой. - СПб.: Кристалл, 1999.