Надо Знать

добавить знаний



Харьковский тракторный завод


ХТЗ емблема.svg

План:


Введение

"Харьковский тракторный завод им. Орджоникидзе" (ХТЗ) - всего в Украина и странах СНГ предприятие по производству унифицированных гусеничных и колесных сельскохозяйственных тракторов общего назначения.


1. Продукция ХТЗ

ХТЗ-181 (2010 г.)

На сегодня продукция ХТЗ представлена ​​широкой гаммой тракторов мощностью от 35 до 190 л.с. Это колесные и гусеничные тракторы общего назначения, пахотно-пропашные, тракторы малой мощности, которые агрегируются (объединяются) с более чем 250 наименованиями сельхоз-машин и орудий. Кроме тракторов завод выпускает дорожно-строительную и спецтехнику (на базе тракторов), гусеничные тягачи, гарячоштамповани заготовки, складнорижучий инструмент и технологическую оснастку, литье, товары народного потребления, запасные части. Производимая заводом техника используется в сельском хозяйстве, жилкоммунхоза, строительстве, промышленном производстве, для транспортировки больших грузов. Значительная часть техники идет на экспорт.


2. История ХТЗ

2.1. 1930-49рр.

Первый серийный трактор Украина СХТЗ 15-30

Первые чертежи объектов будущего гиганта тракторостроение были сделаны в начале мая 1930 года, сразу же начались строительные работы. Всего Харьковский тракторный завод был построен и смонтирован всего за пятнадцать месяцев. 1 октября 1931 в 13 часов и 5 минут под торжественные звуки гимна и приветственные возгласы с механосборочного цеха выехал алый трактор, - первенец украинского тракторостроения СХТЗ 15-30. Через 10 минут с конвейера сошел второй трактор. Харьковский тракторный приступил к работе. Первой моделью стала машина СХТЗ 15-30. Этот трактор был разработан на основе конструкции одного из лучших тракторов того времени "Интернэшнл 15/30" который выпускался американской компанией "International Harvester".

СХТЗ-НАТИ-ITA

Следующим результатом работы харьковских тракторостроителей стала машина СХТЗ-НАТИ IТА, которая выпускалась с 1937 по 1949 год. При разработке за основу была взята конструкция Сталинградского тракторного завода и НАТИ. О чем говорят буквы в названии. Мощность этого трактора составляла 52 лошадиные силы, то есть вдвое больше, чем у колесных, которые имели двигатель мощностью 30 л.с. Эта гусеничная машина тратила меньше топлива для обработки одного гектара на 25 процентов чем ее предшественники. Несомненным преимуществом нового гусеничного трактора была возможность использовать его в самых разнообразных природных условиях, во всех местах где нужна была высокая проходимость. Также эта машина выпускалась во время эвакуации в годы военного лихолетья в городе Рубцовске Алтайского края, где благодаря харьковским тракторостроителям позже появился Алтайский тракторный завод. Той же поры были созданы экспериментальные тракторные дизель -двигатели, которые работали на солярном масле. Испытания показали: если трактор с обычным керасиновим двигателем тратил на одну лошадиную силу 315 - 320 граммов керосина, то дизель- двигатель - только 210 граммов солярки - продукта более дешевого, чем керосин.


2.2. 1949-67рр.

ХТЗ-ДТ-54

С 1949 года возрожденный из руин ХТЗ перешел к выпуску дизельного трактора ДТ-54, получивший заслуженную славу безотказного труженика на хлебных полях всех регионов СССР. 29 сентября 1954-го года с главного конвейера Харьковского тракторного завода сошел стотысячный дизельный трактор ДТ-54. Известные далеко за пределами Украины и СССР машины под маркой ХТЗ-ДТ-14, ДТ-20, Т-25 были широко востребованы на всех пяти континентах планеты, из-за чего завод получил почетную международную награду "Золотой Меркурий". В частности, для выпуска таких машин в Индии был специально построен тракторный завод. В четвертом квартал 1955 года ХТЗ перешел на выпуск дизельного трактора ДТ-14. Прообразом этой машины служил ХТЗ-7, только с той разницей, что на новую машину устанавливался дизельный двигатель мощностью 14 лошадиных сил. В то же время на протяжении 1948 - 1950 годов был создан легкий артиллерийский тягач (АТЛ), а в 1953 - 1954 гг ХТЗ выпустил опытную партию этих машин. Одновременно предприятие занималось созданием електротрактора ХТЗ-12. Всего таких машин было изготовлено 32. Они работали в разных хозяйствах страны, однако себя не оправдали. Впоследствии завод прекратил их производство. Параллельно на заводе создавалась новая модель трактора на базе машины ДТ-54 под названием Т-75. Ее мощность возросла до 75 лошадиных сил. Первые три трактора Т-75 сошли с конвейера для отправки на государственные испытания в мае 1960 года. А 29 сентября 1960 без остановки производства Харьковский тракторный завод перешел на серийный выпуск гусеничных тракторов Т-75 которые заменили уже устаревшие ДТ-54. В 1961 году, выполняя указание из центра ХТЗ начал подготовительные работы с целью замены производства Т-75 на новый трактор Т-74 с дизелем СМД-14, который должен изготавливаться на местном заводе "Серп и молот". Через год завод перешел на выпуск Т-74, прекратив производство Т-75.

Одновременно Харьковскому тракторному заводу поручили создать трактор мощностью 130 лошадиных сил. И уже в конце июля 1961 года на полях колхоза имени Орджоникидзе Лозовского района появился новый колесный трактор, который выполнял глубокую вспашку пяти-корпусным плугом со скоростью 9 километров в час, это был Т-125. 19 октября 1964 "Высший совет народного хозяйства СССР "приняла постановление № 98, которым предусматривалось создание мощностей по выпуску Т-125 и унифицированных с ним гусеничных тракторов. Этим постановлением предусматривалась реконструкция Харьковского тракторного завода со строительством отдельных новых объектов на территории завода. С 1966 года началось производство трактора Т-125, а также его модификаций: КТ-125 - тягача с землеройным оборудованием, изготовлял Киевский завод "Стройдормаш", Т-127 - трелевочного трактора. Вместе с тем в 1965 году было утверждено техническое задание на проектирование гусеничного трактора Т-150, которое предусматривало создание модификаций тракторов, в том числе колесных. Технический проект был одобрен научно-техническими советами отрасли и НАТИ в январе-феврале 1967 года. В то же время в 1967 году с конвейера ХТЗ сошел миллионный трактор - Т-74 модернизированная модель ДТ-54.


2.3. 1967-94рр.

В 70-е годы завод, проведя без остановки производства коренную реконструкцию, успешно перешел на выпуск тракторов класса "3 тонны" трактора Т-150 в гусеничном и колесном исполнении. Интересно что в ноябре 1979 года прошли испытания трактора Т-150К на испытательной станции университета штата Небраска в США. Сравнение результатов испытаний тракторов Т-150К и тракторов-аналогов, проведенных на этой станции по шести-балльной системе показало, что Т-150К по своему техническому уровню превосходит все другие аналоги. С 1985 года в разных районах Харьковщины проводились испытания тракторов ХТЗ-200 и ХТЗ-180 На машинах были установлены двигатели СМД мощностью 180 лошадиных сил. Производительность ХТЗ-200 оказалась на 50 процентов больше, чем у Т-150, а снижение расхода топлива - до 21 процента. Кроме того, за счет уменьшения динамики поворота снизилась загруженность элементов трансмиссии.


2.4. 1994-2010 гг

ХТЗ-Т-156Б-09 (2010 г.)

В 1994 году завод преобразован в открытое акционерное общество "Харьковский тракторный завод им. С.Орджоникидзе" акционерное общество "Харьковский тракторный завод им. С. Орджоникидзе". В 2000 году была создана новая "серия 160" мощных интегральных пахотно-пропашных тракторов, предназначенных для сельскохозяйственных работ с обработки и уборки сахарной свеклы, кукурузы, подсолнечника, картофеля, гречихи, сои и других пропашных культур. По сравнению с тракторами МТЗ-80 и Т-70 их производительность выросла в 2-2,5 раза. Международным "Бюро Веритас" сертифицировано систему качества производства упомянутых тракторов согласно стандартам ISO 9001, кстати почти все ХТЗ имеют сертификат соответствия в системе сертификации УкрСЕПРО и России ГОСТ.

ХТЗ-150-05-09 (2010 г.)

Для работ в сельском и коммунальном хозяйствах, для транспортировки грузов в промышленности и строительстве были созданы тракторы серий 30 и 50. За 75 лет работы в цехах предприятия было изготовлено около трех миллионов тракторов. Среди всех тракторных заводов бывшего СССР ХТЗ - единственный завод из ворот которого выходили модели всех существующих классов - от маленьких садово-огородных мощностью 8 лошадиных сил и до сверхмощных 190 сильных гусеничных и колесных тягачей. Сейчас опытный коллектив рабочих и специалистов ХТЗ развивает и заботливо поддерживает в рабочем состоянии мощную производственную базу по выпуску современных машин повышенного технического уровня. Среди них колесные тракторы общего назначения: ХТЗ-17221 (с каркасной кабиной) и ХТЗ-17222 (с металло-пластиковой обшивкой нового дизайна), Т-150-К-09 (машина, широко известная своей универсальностью и экономичностью). Тракторы оснащены надежными дизелями Ярославского моторного завода. Отвечают всем требованиям сельских тружеников (особенно на свекловичной ниве), успешной стала модель пахотно-пропашной трактор ХТЗ-16131 с двигателем Deutz.

ХТЗ-17021 (2010 г.)

Популярным в сельском хозяйстве и в промышленности остается маневренный колесный погрузчик ХТЗ-156. Завод продолжает выпускать гусеничные тракторы - самый известный и широко применен из них ХТЗ-150-05-09, а также новую модернизированную машину ХТЗ-181. С 2007 г. продуктовая линейка "ХТЗ" была впервые расширена дорожно-строительным бульдозером ТС-10. Первая партия машин этой серии продана на предприятия Беларуси, России и Украины. На сегодняшний день все большее значение приобретает не только производство новых моделей тракторов, но и их дальнейшее сопровождение - пред-продажное, гарантийное и сервисное обслуживание - в 2005 году в Украине заводом была создана дилерская сеть. Также следует отметить, что предприятие сохраняет за собой важные объекты социальной сферы.


3. Собственность

До 2007 года основным акционером ХТЗ был харьковский бизнесмен, совладелец группы DCH Александр Ярославский. Теперь завод находится в собственности группы ГАЗ, принадлежащей российскому миллиардеру Олегу Дерипаске, совладельцу группы ?Базовый Элемент?.

4. Финансовые результаты ХТЗ

Согласно официальным данным, на сегодня все предыдущие и настоящие владельцы предприятия не смогли сделать из машиностроительного гиганта хотя безубыточное производство. Это в первую очередь объясняется неспособностью перестроиться с планово-административной экономики к рыночной, и непрозрачностью и несбалансированностью украинской государственной экономической политики по защите своих предприятий и их кадров, а не отдельных собственников, когда "львиная доля" прибыли выводится владельцами за пределы предприятия и вымывается в экономики других стран.

Официальные финансовые показикы ХТЗ 2001-2010 гг.



См.. также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам