Надо Знать

добавить знаний



Хетты



План:


Введение

Хетты

Хетты ( тур. Hititler, греч. Χετταΐοι , ивр. חתי ) - Народ, который населял с кон. III - нач.II-го тыс. до н.э. до конца VIII в.до н.е. центральную часть Малой Азии. Некоторые ученые считают, что хетты переселились в Малую Азию через Кавказ или через Балканский полуостров, другие - что хетты принадлежали к древнего населения Малой Азии.

На рубеже III и II тыс. до н. е. хетты находились на стадии разложения родового строя. Основным занятием хеттов было скотоводство, значительное внимание уделялось садоводству и виноделию. Говорили хетты - Хеттское языке.

По хеттского царя Анитты (ок. XVIII в. До н. Н.э.), завоевавший города Неса и Хаттусас, началось объединение областей Анатолии. Окончательно государство хеттов сложилась за Лабарна I (1680-1650 гг. н.э.), когда владение хеттов достигли побережья Черного моря. В правление Мурсили I (1620-1590 до н. н.э.) военная мощь хеттов достигла наибольшего подъема. В 1595 до н. е. хетты захватили и ограбили Вавилон. После смерти Мурсили I в течение 100 лет в государстве хеттов шла междоусобная борьба. В XVI в. до н. е. был составлен Хеттского законы. В XIV - начале XII в. до н. е. во главе хеттского государства были хуриты. Царь Суппилулиума I (нач. XIV в. до н. э) покорил государство Митанни и сделал своим вассалом Угарит. С конца XIV в. до н. е. государство хеттов и Египет начали борьбу за превосходство в Передней Азии. По договору 1280 до н. е. они поделили между собой Сирию и Финикию. В кон. XIII - нач. XII в. до н. е. против государства хеттов выступила коалиция государств (Ахиява, Арцава и др..). Переселение на восток "Народов моря" ( ахейцев, филистимлян и др.). стало толчком к падению государства хеттов. В конце XII в. до н. е. царь Ассирии Тиглатпаласар I покорил государство хеттов. Отдельные Хеттского княжества существовали до конца VIII века до н. н.э. и были окончательно поглощены Ассирией. Хетты растворились позже среди фригийцев и арамеев.


1. Культура хеттов

Hattusa.liongate.jpg

Искусство хеттов связано с художественными традициями стран Малой Азии. К протохеттського периоду относятся золотые, бронзовые и медные штандарты-эмблемы, статуэтки с изображениями животных (2-я половина 3-го тыс. до н. Н.э.), монохромная и полихромная керамика. Во 2-м тыс. до н. е. на искусство хеттов повлияли давньоегипетьська и шумеро-вавилонская культуры. Дома украшали рельефами. Развилась и круглая скульптура (изображения львов, сфинксов на домах в Хаттусасе, XV-XII вв. До н. Э т.п.). В середине IX-VI вв. пизньохеттське искусство теряет своеобразие. Культура поле этнического хеттского общества была синтезом - древних местных (протохеттських) и поздних привнесенных мигрантами-индоариев, компонентов. Она испытала влияние культурных традиций египтян, вавилонцев, а также хурритов, населявших области Северной Месопотамии и Северной Сирии.

Повседневная жизнь земледельцев Древней Анатолии походило на жизнь других ближневосточных народов и современной людей Турции.

Города в Анатолии были небольшими, застраивались с учетом сложного рельефа местности одно-или многоэтажного дома, имели, по возможности, прямые, засыпаны крупным гравием улице, дренажную систему и канализацию. Жилища строились нескольких типов. Чаще всего оно состояло из нескольких помещений, расположенных вокруг внутреннего дворика. Сводилось из кирпича-сырца на каменном фундаменте или без него, а в лесистых местностях - из дерева. Окна (нет уверенности, что они вообще существовали) были небольшие и прорубались в верхней части стен. Кровлю делали плоской с сплетенного и обмазанного глиной ветки. Клали его на деревянные стропила. Мебелью не злоупотребляли - работали, ели и спали прямо на полу. Иногда люди жили в одном помещении с домашним скотом.

Питались анатолийци в древности преимущественно хлебом, сыром, молоком, медом, кашами и мясными или овощными супами. пищу запивали вином, пивом.


2. Одежда

Повседневным нарядам хеттов служила похожа на рубашку туника с длинными рукавами и без пояса. На праздники хетты надевали хурритских рубашку - длинную и роскошную одежду, украшенную вышивкой и металлическими аппликациями. Воины носили легкую тунику и что-то вроде шотландской юбке, царь и жрецы - длинную хламиду или плащ, а на голову надевали круглую шапку или просто повязку. Иногда царь красовался в высокой конической шапке, символизирующей его божественное происхождение. Женщины кутались с головы до пят в плащ, под которым носили легкую тунику. Царица надевала длинную тунику, которая взималась вышитым поясом, и высокий головной убор. И мужские и женские наряды скреплялись на плечах бронзовыми булавками.

Хетты, как правило, носили длинные волосы на голове, времени * заплетая его в косичку. Мужчины брились. И мужчины и женщины носили украшения - серьги, браслеты, ожерелья, кольца, печати, подвески (видимо, правили амулетами) в виде солнечного диска, лунного серпа, изображений животных.


3. Религия

Важную роль в общественной жизни хеттов играли религиозно-мифологические представления. Не случайно сакральные функции хеттского царя считались весомее военные. Повседневная жизнь населения страны Хатти была наполнена всевозможными ритуальными действиями и магией. Осуществление основных ритуалов возлагалось на храмовых жрецов. В ритуалах участвовали также царедворцы, а уважаемые ритуалы были прерогативой царя и царицы (прежде, новогодний ритуал). Поскольку население связывало свое благосостояние с благополучием царской семьи, то в государстве практиковались особые обряды "обновления" царственных особ (в царское платье наряжали пленных или статую). Ритуалы и обряды непременно сопровождались пожертвованиями, иногда даже человеческими (приносили в жертву военнопленных).

Характерно, что в многолюдном Хеттского пантеоне было мало собственно хеттских (индоевропейских) богов, а больше - хаттийських. В XIII в. до н. е. столичное Хеттское жречество, как ни странно, заимствовало хурритских пантеон (предположительно, что здесь не обошлось без влияния на религиозную, жизни государства царицы Пудухепи - хурритянкы).

Больше чествовали хетты бога грозы и войны Хатти и его хурритских коллегу Тешуб (последнего изображали с топором и символической молнией в руках). Столичным культом была жена Хатти - богиня солнца Аринна (рядом с ней существовало и мужское божество солнца). Аринна считалась покровительницей хеттского государства и царской власти. Особой популярностью у хеттов пользовался также бог плодородия Телепину, поразительно похож на египетского Озириса и месопотамского Думузи. Эти и некоторые другие анатолийские боги получили общегосударственного значения. Наряду с ними существовали и местные культы. Большую роль в стране играли также культы священных животных и птиц - быка, льва и т.д..

Боги хеттского пантеона (почти у каждого из них существовал в стране свой религиозный центр) были преимущественно антропоморфными, однако существовали и зооморфные небожители (например, бога грозы иногда изображали в виде быка или горы). Характерно, что хетты запросто приписывали своим богам и богиням аморальные поступки.

Власти отводили религии в Хеттское царство государственную функцию. Так, царя после смерти провозглашали "богом", в связи с чем был разработан сложный ритуал его погребения. Не менее торжественными выглядели и похороны царицы. В частности, их тела сжигали на огне, поливая при этом вином и пивом, потом обгоревшие останки на время погружали в сосуд с маслом и только после этого их заворачивали в ткань и помещали в "каменный дом" - царский мавзолей.

От вавилонских знатоков оккультных наук хетты позаимствовали ремесло гадания (чаще по внутренностям животных). Составной частью религиозного мышления сельских жителей Анатолии оставалась первобытная магия, к которой обращались за помощью в тех случаях, "когда опасались, что бога не было на месте, и он мог не услышать молитвы".

Синтезированной была и Хеттская мифология, которую правильнее было бы назвать хетто-хурритских. Она унаследовала архаичные передньоазийського мифологические представления. Исследователи отмечают, что в ней присутствуют "вечные анатолийские мифы хуррито-месопотамских-сирийского ареала". Наличие в хеттский мифологии иностранных, прежде вавилонских, элементов, по мнению ученых, была следствием доминирования в политической и культурной жизни Хеттского государства, в период между Древним и Новым царством, хурритов, "проникнутых вавилонскими традициями".

Среди хеттских мифов можно выделить миф о Улликумми, который рассказывает о соперничестве между старшим и младшим поколениями богов, миф об убийстве дракона Иллуянки - типичный новогодний миф в фольклоре многих народов мира, миф об уже упоминавшегося бога плодородия Телепину, который почти дублирует сюжет о пребывании в царстве мертвых вавилонского бога Таммуза, и угаритский миф об исчезновении Баала. Сохранился также интересный мифологический сюжет о луне, упавший с неба (Его рассказывали в сильную грозу).


4. Литература

Памятников хеттского литературы сохранилось очень мало. В них чувствуется сильное хурритских влияние (свободная от него только древнейшая Хеттская литература XVIII в. До н. Н.э. - несийська). Одним из древнейших жанров хеттского художественной словесности являются лаконичные царские летописи, появившиеся на три века раньше ассирийских. В летописях хеттских царей исторические повествования сочетании с мифами. Существовала также ритуальная поэзия, которая в период Новохеттського царства поразительно перекликалась с ветхо заветной литературой. Однако самым распространенным жанром хеттского литературы были эпос и мифы.

Хотя в Хеттское царство было в употреблении не менее восьми различных языков, офшийне делопроизводство велось только тремя из них: хеттский, аккадским (хетты называли ее "вавилонской") и иногда хурритских. Жрецы пользовались в культовой практике хеттский язык.


5. Письменность

Писали хетты части клинописью, монументальные же наскальные надписи и надписи на печатях выполняли иероглифики, которую изобрели, скорее, сами и которая насчитывала более 400 знаков. Характерно, что иероглифические строки читались поочередно справа налево и слева направо. На вид Хеттское иероглифическое письмо, которое просуществовало после гибели Хеттского царства еще минимум четыре века, грубое и неуклюжее, особенно если сравнить его с грациозными египетскими иероглифическими знаками, зато оно лучше сохранило сходство с изображаемыми предметами.

В связи с распространением в хеттских государстве иностранных языков был составлен трехъязычные, шумеро - вавилоно -хеттский, словари.


6. Скульптура

Хетты много уделяли внимания военному ремеслу, чтобы любить в искусстве, их иногда называют народом, "лишенным элегантности". Специалисты уверяют, что Хеттское искусство разочаровывает, особенно когда, что вспомнить, что его расцвет пришелся на сутки создание египтянами изысканного амарнского стиля. В произведениях хеттских скульпторов "мало фантазии, изящества, вдохновенного таланта или технического совершенства, самая грубая сила, которая сразу же ощущается и в массивных настенных рельефах, и в изделиях малых форм". Однако даже скептики признают, что отдельные памятники хеттского искусства выполнены высокопрофессионально, и в целом Хеттское искусство - оригинальное и самобытное, хотя в нем и ощущаются сильные иностранные влияния, прежде хурритских и Вавилонский.

В искусстве хеттов сложился канон - художник изображал окружающий мир не таким, каким он его видел, а таким, каким его представлял, точнее - благоприятный в данной ситуации. Так, в мужской фигуре голова и ступни ног изображались в профиль, плечи и грудь - анфас.

Хетты развивали керамику - расписную и "гладкую", по способу обработки поверхности, мелкую бронзовую пластика (статуэтки богов выходили условными и повторяли фигуры в наскальных рельефах). Наиболее примечательным явлением в хеттских искусстве все же был каменный рельеф, который лучше отражал идеологию Хеттского государства и в котором, кстати, так и не сложился единый канон. Хеттский рельеф плоский, в нем отсутствуют даже попытки передать три мерность изображения. Композиции рельефов на скалах и приставных каменных плитах простые, четкие, тщательно продуманы, в них выдержан принцип изокефалия (ривноголовья фигур). Наиболее интересными являются рельефы храма Язылыкая. Они, несомненно, производили глубокое впечатление на посетителей.

Относительно хеттского архитектуры, то ей присущи простота форм, монументальность, слитность с окружающим скальным рельефом.


Литература


История Это незавершенная статья по истории.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам