Надо Знать

добавить знаний



Хлопоманство



Студент-хлопомана Владимир Антонович в крестьянской одежде. Фотография 1860 г.

Хлопом?нство - народническо-культурная течение украинской интеллигенции на Правобережной Украины 50-е-60-е годы 19 века, которая стремилась сближения с народом.

Хлопоманы - польский срок на определение сторонников крестьянства; впоследствии эту презрительную название взяли сами адепты "любви к простому украинского народа". Это движение под влиянием социально-революционных идей Запада родился сначала среди студентов Киевского университета, которые происходили с неополяченными благородных семей. Осознав себя, принадлежащего служить "народу, среди которого живешь", они покинули польские студенческие организации и основали украинское общество.

Xлопоманство нашло также отклик среди молодежи Левобережья, в частности в Харькове, Полтаве, Чернигове, Одессе и других городах. Среди основоположников хлопоманство были: Владимир Антонович, Тадей Рыльский, Борис Познанский, Кость Михальчук, Павел Житецкий, Павел Чубинский, Кароль Август Гинч.

Идеологом хлопоманство был Владимир Антонович - который также наметил и программные его основы. Отвечая на упреки с польской стороны в измене и ренегатстве, Владимир Антонович отвергал "благородный порядок и иезуитизм, противный духу нашего народа и вреден для его жизни ..." ("Моя исповедь"), призвал полюбить народ, среди которого живешь, жить его интересами, вернуться к народности, когда-то покинутой предками и активно работать для народа, чтобы искупить грехи своих родителей перед этим народом.

Обороняясь перед упреками, что украинская сотрудничают с русскими революционерами ("Молодая Россия"), хлопоманы опубликовали за подписью 21 человек "Отзыв из Киева" (в московской "Современной летописи", XI, 1862). В заявлении авторы отвергали революционные средства борьбы, считая единственную цель заботы о народном образовании, опровергали также упрек в сепаратизме, потому хлопоманы не возносили вопрос об отделении Украина от России, считая, что для неподготовленного и в большинстве неграмотного народа проблема сепаратизма не была реальной. Подчеркивание аполитичности следовало из убеждения, что прежде всего следует поднять образование и культуру масс, но также из осторожности перед властью. Поэтому хлопоманы действовали легально, чтобы не нарваться на обвинения в революционной деятельности.

С 1859 хлопоманы работали в Киевской Общине; помогали закладывать воскресные школы, сотрудничали с редакцией "Основы". Во время летних каникул хлопоманы организовали путешествия по Украине ("хождение в народ"), чтобы узнать край и его население.

Культурно-образовательная деятельность хлопоманов вызвала обвинения со стороны русских публицистов в политических связях с польским восстанием 1863-1864, хотя хлопоманы считали его чужим делом. В исследовали репрессий российской власти ( "Валуевский циркуляр") хлопоманы прекратили свою деятельность, участвовали в деятельности Киевской Громады и в других общественных мероприятиях, но без организованного оформления.


Литература

  • Малый словарь истории Украины / Ответственный редактор Валерий Смолий. - М.: Просвещение, 1997.
  • Энциклопедия украиноведения. В 10-х томах. / Главный редактор Владимир Кубийович. - Париж; Нью-Йорк: Молодая жизнь, 1954-1989 .
  • Антонович В. Моя исповедь. Основа, кн. И. 1862;
  • Драгоманов М. К истории укр. хлопоманов в 1860 pp. Жизнь и слово, кн. III. 1895;
  • Антонович В. Автобиографические записки. ЛНВ, кн. VII - IX. Л. 1908;
  • Познанский Б. Воспоминания. Укр. Жизнь, ч. 8 - 10. 1914;
  • Мицюк А. Укр. хлопоманы. Черновцы 1933;
  • Zachowski R. Do ideologji chlopoman?w ukraińskich. Biuletyń Polsko-Ukrainski, Nr. 100. B. 1935;
  • Общественно-полит. движение на Украине в 1863 - 1864 pp. Материалы и документы. К. 1964.
  • Лысяк-Рудницкий И. Интеллектуальные начала новой Украина / / Лысяк-Рудницкий И. Исторические эссе. - К., 1994. - Т.1.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам