Холокост в Украине

Холокост в Украине: карта
Украинские евреи вынуждены копать собственные могилы., Июль, 1941 года, фото из Федерального архива Германии.
Нацисты убивают мирное еврейское население, 1942, Ивангород, Украина

Холокост в Украине - систематическое уничтожение евреев на Украинский территориях, оккупированных нацистской Германией в 1941-1944 годах [1].

За период с 1941 до 1945 года на украинских землях погибло около 3 000 000 мирных жителей, из которых около 850 000 - 900 000 составляли евреи, проживавшие в Украине. [2] [3]


1. Предыстория

Подавляющее большинство евреев в Российской империи проживало на украинских и польских землях результате проводимой российскими властями дискриминационной черты оседлости. Так, по данным словаря "Холокост" под редакцией Вольфганга Бенца (см. Источники), на 1941 год в СССР проживало около 2 млн. евреев [4]. По данным Франко Гольчевски, на время оккупации нацистами украинских земель здесь оставалось около 1 млн евреев, поскольку многие евреи были вывезены в эвакуацию за Урал, а мужчины призывного возраста попали в Советскую армию.


2. История

Истребление евреев, которое уже продолжалось в Польше и других оккупированных нацистами территориях, было расширено и на Украину сразу после вторжения нацистских войск на территорию СССР 22 июня 1941 года. Айнзатцгруппы C (Север) и D (Черноморское побережье) проводили массовые расстрелы евреев и коммунистов [5] Командование Вермахта считало нападение на СССР особой, идеологической войной, поэтому по его мнению в этой войне соблюдение правил международного военного права было необязательным. Вермахт вместе с некоторыми представителями местного населения оккупированных территорий оказывал поддержку операциям айнзатцгрупп. Инициированы нацистами еврейские погромы, в которых участвовали местные жители, в частности погром в Львове в конце июля 1941 года, продолжался несколько дней и во время которого погибло от двух до шести тысяч евреев. Организаторами погрома выступали немецкие войска, некоторые представители польского и украинского населения тоже участвовали в погроме.

После погрома конца июня, в начале августа 1941 года, по свидетельству израильских и западных историков, украинская вспомогательная полиция "отметила" "день Петлюры", уничтожив около 5 000 львовских евреев [6] преимущественно из интеллигенции. Эти акции рассматривались нацистским руководством как "влечение к самоочищению" (выражение Гайдриха). [7] По тем же источникам, в первые дни немецкой оккупации погромы произошли в 58 украинских населенных пунктах, в ходе которых погибли 24 000 евреев [8]. Ярослав Грицак утверждает, что по свидетельству тех же израильских историков, источники о погромах и участие в них украинской вспомогательной полиции "отчасти односторонние, обремененные эмоциями и преувеличены". Однако, по его мнению, определенная тенденциозность документов и исследований на их основе не означает, что сами эти события вымышленные, поскольку "слишком много есть этих показаний и слишком часто они повторяются" [9].

В Белой Церкви между 8 и 19 августа зондеркоманда 4а айнзатцгруппы C и Ваффен СС уничтожили несколько сот взрослых евреев [10]. Дети убитых евреев сначала были закрыты в доме на окраине города, 19 августа часть детей тремя грузовиками вывезли за город и расстреляли. Около 90 детей, начиная с возраста младенца, остались без всякого содержания под стражей украинской вспомогательной полиции. Немецкий военный пастор двести девяносто пятого пехотной дивизии проинформировал штабного офицера Гельмута Гроскурта о катастрофическом состоянии детей. Гроскурт сообщил о ситуации генерала-фельдмаршала Вальтера фон Райхенау. Гроскуртови была высказана выговор за недовыполнение расстрелов евреев. Все еврейские дети по приказу офицера СС были расстреляны украинские вспомогательной полицией, поскольку тот не морально травмировать своих людей [11].

В Киеве в ответ на акты саботажа советских партизан 29 - 30 сентября 1941 года киевские евреи были собраны нацистами под предлогом переселения и расстреляны в Бабьем Яру. По донесениям немецкого офицера Блоделя за два дня количество уничтоженных евреев составила 33 771 человек [12].

В октябре 1941 года в селе Богдановка румынскими оккупантами было создано лагерь уничтожения. В декабре 1941 года после вспышки эпидемии тифа было решено уничтожить всех заключенных. Румынские власти (по некоторым источникам - с участием немецких войск) начала массовое убийство евреев 21 декабря 1941 года. Операцию уничтожения евреев, приуроченную ко дню рождения Сталина, был назван "Подарок Сталину". Заключенные были вынуждены копать голыми руками ямы в промерзшей земли и складывать в них тела только расстрелянных или сожженных заживо в сараях товарищей по заключению. Число жертв, уничтоженных в Доманевском районе, превышает 115 000 человек, из них около 55 000 - непосредственно в Богдановке [13] [14] [15].

24 октября 1941 года Харьков был оккупирован Вермахтом. Уже 5 декабря началась перепись населения города, причем евреев вносили в особые "желтые" списки, куда были занесены 10271 имя харьковских евреев, среди которых более 75% составляли женщины, дети и старики. [16]. 14 декабря 1941 года по приказу военного коменданта города генерала Путкамер всех евреев в двухдневный срок обязали переселиться в район ХТЗ. В рабочих бараках, оставшихся после строительства завода, было организовано еврейское гетто. По свидетельствам источников, ежедневно из гетто выводили группы по 250-300 человек, которых вели на расстрел в Дробицкий Яр. Уже в начале 1942 года харьковское гетто прекратило свое существование. Также в яру расстреливали пленных красноармейцев и психически больных людей. Всего, по данным Государственного архива Харьковской области, было расстреляно около 16 000 - 20 000 человек. [17] [18].

В Генеральной губернии, куда входила Восточная Галиция, нацисты переселили евреев в гетто, откуда их за исключением небольшой группы, оказавшейся в трудовых лагерях, вскоре доставили в лагеря смерти Собибор и Белжец, где и уничтожили. На территории рейхскомиссариата Украина ( Волынь, Подолье и впоследствии вся Центральная Украина до Днепра), формально был подчинен Розенбергу и одновременно восточно гауляйтеру Эриху Коху в первый год оккупации проводились массовые расстрелы евреев. Позже проводились систематические акции по розыску евреев, еще остались и скрывались.

Когда немецкие и венгерские войска в июле 1941 года вошли в Каменец-Подольский, там проживало 12 000 евреев, однако до августа за счет евреев, высланных венгерской оккупационной властью с Карпатской Украине их количество увеличилось до 26 000 [19]. С 26 по 28 августа 1941 года по приказу обергруппенфюрера СС Фридриха Екеля было уничтожено 23 600 евреев [20].

Буковина, Бессарабия и Приднестровье перешли под власть Румынии. Здесь в 1941 году также проводились массовые убийства. Например, в Одессе после покушения 22 октября 1941 года, во время которого погибли 60 румынских и немецких военных, румынским генералом Ионом Антонеску был отдан приказ за каждого убитого солдата уничтожить 100 коммунистов и за каждого убитого офицера - 200 коммунистов. Одновременно с каждой еврейской семье было взято по одному заложников. Всех задержанных евреев были доставлены в Дальник, где всего было уничтожено не менее 18 000 евреев [21]. Побоище удалось прекратить после вмешательства бургомистра Одессы. Затем до прихода Красной армии евреи, оставшиеся находились в гетто. Румынские власти в декабре 1941 года зарегистрировала 44 417 евреев, в ноябре 1943 года в Одессе осталось 60 евреев [22].

Евреи в анескований Венгрией Карпатской Украины, как и большинство венгерских евреев, были вывезены в 1944 году в лагерь смерти Освенцим и в подавляющем большинстве немедленно по прибытию в лагерь уничтожены в газовых камерах.


3. Участие украинских в антиеврейских акциях

Достаточно чувствительным является вопрос участия украинских в антиеврейских акциях нацистской оккупационной власти. На Западе и в Израиле укоренилось представление, что в Украине, как и в соседних Польше и Румынии, издавна распространен "Антисемитизм особой жестокости " [23], якобы даже больше того, что его выявило населения фашистской Германии. Российские историки также обычно обвиняют прежде всего украинским националистам открытую коллаборационизм с нацистами и участие в массовом уничтожении евреев. Украинские историки пытаются опровергнуть такие оценки как, на их взгляд, большое преувеличение [24].

Одновременно в секретных немецких донесенняй часто с разочарованием упоминалось о том, что украинские не поддерживают акций против евреев. "Почти нигде население не было вовлечено в действия против евреев", - говорится в одном из донесений нацистских оккупационных властей [25]. В другом донесении говорилось: "антисемитизма расистского и идеологического характера у населения почти нет" и "... для репрессий против евреев украинскому населению недостает как главарей, так и духовного запала" [26]. Однако в первые месяцы оккупации немцы пытались создать впечатление, что массовые казни евреев сугубо украинским делом. Мол, это была реакция местного населения на столетнее угнетение украинской евреями [27].

По мнению Ярослава Грицака правда лежит где-то посередине. Он считает, что для выхода из этого замкнутого круга предрассудков и взаимного недоверия следует признать факт, что "определенная часть украинского общества действительно сотрудничала с немцами и помогала им в уничтожении еврейского населения" [28]. Для организации и участии в экзекуциях нацисты использовали так называемую вспомогательную полицию из числа местных жителей, выполняла упомянутые функции не только на украинской территории, но и в белорусских, польских и литовских гетто. Украинские полицаи были охранниками в концентрационных лагерях. [29]

Между украинскими и еврейскими историками продолжается дискуссия о том, насколько массовой была участие украинских в антиеврейских акциях. Одни историки отстаивают мнение, что это была маргинальная группа преступников и приспособленцев, тогда как историки из противоположного лагеря считают, что антисемитизм был присущ большинству населения Украины [30]

Ярослав Грицак считает, что "утверждать, будто все украинские были антисемитами, так же несправедливо, как обвинять всех евреев в преступлениях большевистской власти" [31].

Роль ОУН в репрессиях против евреев во время немецкой оккупации до конца не исследована и сейчас трактуется весьма противоречиво. В программных постановлениях II (Краковского) Большого сбора ОУН-б, принятых в апреле 1941 года, осуждались погромы против евреев, поскольку они отвлекают от настоящего врага - большевистского режима. Время в документах сбора было утверждение о том, что "евреи верной опорой и авангардом московского империализма в Украине". [32]. По свидетельствам польских историков, бандеровцы сотрудничали с айнзатцгруппы: передавали списки евреев и принимали участие в акциях уничтожения [33]. Время западные историки, а также историки из Израиля и Украины, цитируют сообщения немецких источников, бандеровцы в Центральной и Восточной Украине занимались спасением евреев, в частности давали им фальшивые паспорта [34]. Ярослав Грицак обвиняет руководителям ОУН соблюдения позиции недомовляння по антиеврейских акций: "украинским националистическим подпольем за все время немецкой оккупации не выдало ни одного политического документа, который осуждал бы истребление еврейского населения" [35]. Хотя существуют свидетельства, что Роман Шухевич, возглавив украинское националистическое подполье, издал приказ своим офицерам не участвовать в акциях против евреев [36].


4. Спасение евреев украинский

Многие Украинский, рискуя жизнью, спасали евреев от уничтожения. Еврейском мемориальном музее Яд Вашем удалось установить 2 363 фамилии спасателей-украинский, получивших почетное звание "Праведник народов мира" [37]

Известен случай, когда в Галиции было казнено 100 украинских за то, что они пытались спасти евреев [38]. Были случаи, когда вся община села спасала еврейские семьи. Отдельные организации, сотрудничавшие с немцами, также пытались помочь евреям. В ноябре 1941 года украинские краевой комитет во Львове направил немецким властям меморандум с протестом против организации гетто во Львове. Этим же комитетом был создан украинским-польско-еврейский координационный орган для помощи увьязеним [39].

Член ОУН-б Иван Улитка, который занимался организацией полиции на Львовщине, резко выступал против еврейских погроме, за что вместе с семьей был казнен гестапо. Ему инкриминировалось отказ от сотрудничества на антипольском и антиеврейском направлении [40].

Много для спасения евреев сделала Украинская греко-католическая церковь. Греко-католические свяженникы вихрещувалы евреев, чтобы дать им христианские удостоверения. Монахи- студиты и василиане прятали в монастырях сотни евреев [41]. Спасением евреев занимались также некоторые православные священники, а также секты баптистов и адвентистов седьмого дня [42].

Активно противостоял истреблению евреев Митрополит Андрей Шептицкий. Он направил открытое письмо Гиммлера с протестом против истребления евреев и привлечения к этим акциям украинской вспомогательной полиции. Шептицкий был единственным священником такого ранга в оккупированной Европе [43], который выступил в защиту евреев. На это не смог даже тогдашний папа римский Пий XII. У листопаді 1942 року Шептицький видав пасторського листа "Не убий", що засуджував будь-які види вбивства, але насамперед з політичною чи ідеологічною метою, як то було у випадку з євреями. За згодою Шептицького значна кількість євреїв переховувалась у греко-католицьких монастирях і навіть у митрополичій резиденції. Шептицький наказав сховати понад 300 єврейських дітей та цінні єврейські документи. У рятуванні євреїв йому допомагали, серед інших, сестра Йосифа Вітер (1946 її ув'язнено комуністичним режимом загалом на 30 років) і рідний брат Климент (37 євреїв; на фабриці взуття, яка належала студитам, - ще 16 євреїв; арештований радянським режимом 1947) [44].


5. Примечания

  1. Andrew Gregorovich, World War II in Ukraine: Jewish Holocaust in Ukraine - www.infoukes.com/history/ww2/page-25.html
  2. Magocsi, Paul Robert A History of Ukraine - books.google.ca/books?id=t124cP06gg0C&printsec=frontcover&dq=A History of Ukraine. - С. 633. - University of Toronto Press, 1996.
  3. Dawidowicz, Lucy S. The war against the Jews, 1933?1945. - New York : Bantam Books, 1986. ISBN 0-553-34302-5. p. 403
  4. Lexikon des Holocaust (Hg) Wolfgang Benz, M?nchen, CH Beck, 2002, стаття Ф. Гольчевскі "Україна", S. 237.
  5. Детальніше див. http://www.istpravda.com.ua/articles/2011/09/13/54699/ - www.istpravda.com.ua/articles/2011/09/13/54699/ Історична правди: Розстрільний Голокост.
  6. Цифра 5000 наведена в статті Ярослава Грицака "Українці в антиєврейських акціях у роки Другої світової війни" / Ярослав Грицак, Страсті за націоналізмом. Стара історія на новий лад. - Київ: Критика, 2011, с. 97.
  7. См.. Lexikon des Holocaust, S. 237.
  8. Факти за публікацією: Ярослав Грицак, цитована стаття, с. 97
  9. Ярослав Грицак, цитована стаття, с. 97
  10. Lexikon des Holocaust (Hg) Wolfgang Benz, M?nchen, CH Beck, 2002, стаття "Bjelaja Zerkow", S. 31.
  11. Lexikon des Holocaust (Hg) Wolfgang Benz, M?nchen, CH Beck, 2002, стаття "Bjelaja Zerkow", S. 31. Про події в Білій Церкві див. також Ernst Klee, Willi Dre?en, Volker Rie? (Hg.), Sch?ne Zeiten. Judenmord aus der Sicht der T?ter und Gaffer, Frankfurt-am-Main, 1988, S. 131?145.
  12. См.. Lexikon des Holocaust, S. 21.
  13. - www.kby.kiev.ua/komitet/conference/Kotlyar_3.pdf Котляр Ю. Богданівська трагедія - Голокост проти єврейського населення. Друга світова війна і доля народів України: 3-я Всеукраїнська наукова конференція. м. Київ, 27-28 жовтня 2008 р. Тези доповідей
  14. Одесса, время оккупации 1941?1944 гг. - www.palariev.sitecity.ru/ltext_2102213715.phtml?p_ident=ltext_2102213715.p_0302000719
  15. Памятников нет. Но они должны быть - www.vaadua.org/Hadasot/06-2008/Had01-06-2008.html
  16. А. В. Скоробогатов Харків у часи німецької окупації (1941-1943). - Харків: Прапор, 2006. - 376 с. - 1 000 прим. - ISBN 966-7880-79-6
  17. Інформація про вшанування пам'яті загиблих у Дробицькому Яру в грудні 1941 - січні 1942 років на сайті Харківської обладміністрації - www.kharkivoda.gov.ua/for_press.php?for_press=573&lang=ru (Рус.)
  18. "Дзеркало Тижня". № 49 (628) субота, 23 - 29 Грудня 2006 року - www.dt.ua/3000/3150/55411/ (Рус.)
  19. Klaus-Michael Mallmann, Kamenez-Podolsk / Lexikon der Holocaust, S. 115?116.
  20. Klaus-Michael Mallmann, там само.
  21. Mariana Hausleitner, Odessa / Lexikon der Holocaust, S. 167.
  22. Mariana Hausleitner, там само.
  23. J. Steinberg. All or Nothing. The Axis and the Holocaust 1941?1943. - London - New York, 1990, p. 239
  24. См.. Ярослав Грицак, цитована стаття, с. 95.
  25. Володимир Косик, Україна і Німеччина у Другій світовій війні. - Париж-Нью-Йорк-Львів, 1993, с. 157.
  26. Володимир Косик, Україна і Німеччина у Другій світовій війні, там само.
  27. См.. Ярослав Грицак, цитована стаття, с. 96.
  28. Я. Грицак, там само, с. 95
  29. Я. Грицак, там само, с. 95
  30. Пор. тут дискусію Ярослава Грицака та Омера Бартова на сторінках журналу Критика та інших українських видань про книжку останнього Стерті, що вийшла в українському перекладі в 2010 році, див. розділ Література та посилання: Вадим Дивнич: Омер Бартов Стерті Зникаючі сліди євреїв Галичини в сучасній Україні (рецензія) - krytyka.com/cms/front_content.php?idart=422, Ярослав Грицак: Голокост попросту - Рецензія на книжку: Omer Bartov, Erased. Vanishing Traces of Jewish Galicia in Present-day Ukraine. Princeton and Oxford: Princeton University Press, 2007. - www.ji.lviv.ua/n58texts/hrycak.htm, Омер Бартов. Дискомфортне читання: відповідь моїм критикам - "Україна Модерна" № 15 (4) 2009 р.
  31. Я. Грицак, там само, с. 97
  32. Я. Грицак, там само, с. 99
  33. Я. Грицак, там само, с. 99
  34. Я. Грицак, там само, с. 99
  35. Я. Грицак, там само, с. 100
  36. Я. Грицак, там само, с. 100. Ярослав Грицак зазначає, що існують свідчення про наказ, але сам текст наказу Шухевича не віднайдено.
  37. Повний список онлайн - www1.yadvashem.org/yv/en/righteous/pdf/virtial_wall/ukraine.pdf
  38. Я. Грицак, там само, с. 98
  39. Я. Грицак, там само, с. 98
  40. Я. Грицак, там само, с. 100
  41. Я. Грицак, там само, с. 98
  42. Я. Грицак, там само, с. 99
  43. Я. Грицак, там само, с. 101
  44. Детальніше див.: Жанна Ковба "Роль Митрополита Шептицького в рятуванні галицьких євреїв у часи Голокосту" - www.cerkva.od.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=43&Itemid=41 та Вероніка Вендлянд: Миторополит (есе про Андрея Шептицького на сторінках часопису "Ї") - www.ji.lviv.ua/n11texts/wendland-ger.html (нім.)

6. Источники

  • Lexikon des Holocaust (Hg) Wolfgang Benz, M?nchen, CH Beck, 2002, S. 237?239.
  • Ярослав Грицак, Українці в антиєврейських акціях у роки Другої світової війни / Ярослав Грицак, Страсті за націоналізмом. Стара історія на новий лад. - Київ: Критика, 2011, с. 95-102.
  • Володимир Косик, Україна і Німеччина у Другій світовій війні. - Париж-Нью-Йорк-Львів, 1993.

7. Архивные материалы

На Офіційному веб-порталі Державної архівної служби України "Архіви України" у вільному доступі розміщені історичні документи на тему Голокосту в Україні. Матеріали про Голокост представлено в рамках Документальної онлайнової виставки з нагоди церемонії підписання Договору про співпрацю між Державним комітетом архівів України та Меморіальним музеєм Голокосту США 29 березня 2005 та інших онлайнових виставок.


8. Литература

8.1. Английском

  • Shmuel Spector, The Holocaust of Volynian Jews 1941-1944, Jerusalem, 1990.
  • Peter J. Potichnyj, Howard Aster, Ukrainian-Jewish Relations in Historikal Perspective, Edmonton, 1989.

8.2. Немецкой

  • Dieter Pohl, Nationalsozialistische Judenverfolgung in Ostgalizien 1941-1944, M?nchen, 1996.
  • Gert Robel, "Sowjetunion" / / Dimention des V?lkermords. Die Zahl der j?dische Opfer des Nationalsozialismus, M?nchen, 1991.
  • Hansjakob Stehle, Der Lemberger Metropolit Scheptyckyj und die nationalsozialistische Politik in der Ukraine, Vierteljahrsheft f?r Zeitgeschichte 34, 1986, S. 407-425.

8.3. Российской

  • Я. Хонигсман, Катастрофа Львовский еврейства. - Львов, 1993
  • Круглов А. И. Потери евреев Украины в 1941-1944 гг. - М.: Тарбут Лаам, 2005. - 376 c.

8.4. Украинским

  • Е.Наконечний. Холокост во Львове / / Вече. - 1992. - No 14.
  • М. Коваль, Нацистский геноцид в отношении евреев и украинское население. / / Украинский исторический журнал - 1992 - № 2.
  • М. Попович, Еврейский геноцид в Украине история и уроки. / / Философская и социологическая мысль. - 1994 - № 5-6
  • А. Подольский, Нацистский геноцид в отношении еврейского народа Украины. 1941-1944. Диссертация кандидата исторических наук - Киев, 1997
  • Ж. Ковба, Человечность в бездне ада, Поведение местного населения Восточной Галиции в годы "окончательного решения еврейского вопроса", Киев: Институт иудаики, 1998 - 268 с.
  • Елисаветская С. Я., Катастрофа и сопротивление украинских еврейства (1941-1944): очерки по истории Холокоста и сопротивления в Украине, Институт политических i етнонацiональних исследований НАН Украiни, 1999 - 423 с.
  • Справочник о лагерях, тюрьмы и гетто на оккупированной территории Украины (1941-1944) / Сост. М. Г. Дубик. - К., 2000. - 320 с.
  • Гон М., Холокост на Ровенщине (документы и материалы), Запорожье: Премьер, 2004. - 119 с. ISBN 966-685-138-5
  • Мирский Г. Я., Холокост в Украине в региональном и общечеловеческом измерении, Львов: Издательство университета "Львовская политехника", 2005. - 199 с.
  • А. М. Гончаренко, Холокост на территории Киевщины: общие тенденции и региональные особенности (1941 - 1944 гг): Автореф. дис ... канд. ист. наук: 07.00.01 /; Черкасс. нац. ун-т им. Б.Хмельницкого. - Черкассы, 2005. - 20 с. Онлайн - www.nbuv.gov.ua/ard/2005/05gomror.zip
  • Марко Царинник : "Золочев молчит" / / Критика. 2005. № 10.
  • Адам А., Зейкан Ю., Навроцкая Е. Белый камень с черной катiвнi: Холокост ромiв Закарпатья. - Ужгород: Издательство Александры Гаркуши, 2006. - 146 с.: Ил.
  • Сугацька Н. В. Геноцид против еврейского населения Юга Украины в годы немецко-румынской оккупации (1941-1944 гг.) Дис. на сдобу. наук. ступ. канд. истор. наук по спец. 07.00.01 (История Украины). - М.: Микола?вський государственный университет, 2006. - 189 с. Рецензия онлайн - www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Gis/2008_1/Solonari_Sugatska.pdf
  • В. Гисем, А. Мартынюк, Холокосте в Украине (1941-1944): словарь-справочник, украинский центр исследования Холокоста, Издательство Сфера, 2007 - 92 с. ISBN 966-8782-40-2
  • Подольский А. Ю. Уроки прошлого: История Холокоста в Украине. Уч. пособие / Музей "Дом Анны Франк", Укр. центр изучения истории Холокоста. - М.: "Сфера", 2007. - 100 с.: Ил. - (Серия "Украинская библиотека Холокоста") - ISBN 966-8782-41-0.
  • Шитюк М. М., Геноцид против евреев Южной Украине в годы немецко-румынской оккупации (1941-1944), Николаев, 2008. - 153 с. ISBN 978-966-8592-53-9
  • Омер Бартов, Стертые. Исчезающие следы евреев Галиции в современной Украине / Перевод с английского Сергея Коломийца. - Киев: Украинский центр изучения истории Холокоста, "Внешторгиздат Украины", 2010. - 300 с.
  • Отец Патрик Дебуа, Хранетель воспоминаний, Кровавыми следами Холокоста, Киев Дух и буква,
  • Анна Вероника Вендланд, Митрополит. Эссе о Андрея Шептицкого, in: Диалог над границей - Gespr?ch ?ber Grenzen. (= "И" Независимый культурологический журнал. Львов / Freiburg Nr. 11 (1997)), 106-115 Текст онлайн на сайте журнала "И") - www.ji.lviv.ua/n11texts/wendland-ger.html