Хорей

Стопы
двусложные
˘ ˘ пирихий
˘ ? ямб
? ˘ хорей, трохей
? ? спондей
трехсложные
˘ ˘ ˘ трибрахий
? ˘ ˘ дактиль
˘ ? ˘ амфибрахий
˘ ˘ ? анапест
˘ ? ? бакхий
? ? ˘ антибакхий
? ˘ ? амфимакр, кретика
? ? ? молос
чотирискладови
? ˘ ˘ ? хориямб, хореямб
? ˘ ˘ ˘ пеан, пеон

Хорей, или несколько ( греч. chor?ios , От choros - хор) - в античном стихосложении - триморна двухсоставная стопа с первым долгим и вторым коротким составами.
В силлабо-тонической системе - двухсоставная стопа, в которой ритмический акцент приходится на первый слог, как правило, непарный (-U). Однако в Хореический стихи ударения наблюдаются не всюду, что делает варьирования пирихием.
В начале развития силлабо-тонической версификации в европейской лирике хорей употреблялся преимущественно в жанре оды, откуда был вытеснен ямбом. В современной украинской поэзии хорей, возникнув на руинах силлабического тринадцятискладника, - распространенный стихотворный размер с конца 19 в., когда произошла модернизация Шевченко стихотворения, питаемых фольклорной традиции ( частушки, шумки т.д.).
Наименее применяемый хорей - одностопний:

На площади пыль спадает.
Замолкает вещь ...
Вечер.
Ночь ( Павел Тычина).

Двустопный хорей наблюдается редко, однако в творчестве Г. Чупринки приобрел активного распространения:

С сожалением, с болью
Над полем
Крик разносится гусиное,
Как в древние
Дни бесславные
Плач рабыни
На чужбине.

Изредка обращаются авторы и к трехстопным хорею:

Поднялись крылья
Сонных ветряков,
И черешню белую
Ветер разбудил.
И подул на книги,
Разметал письма ...
Сердце! Ты не из льда?
Не со железа ты? ( Максим Рыльский).

Четырехстопный хорей - распространенный размер в современной украинской лирике:

Тихо. Зари утопают
В океане облаков и ночи,
Более волны гром грохочет,
По каютах везде дремлют (...) (П. Карманский).

В отличие от четырехстопного хорею, пятистопный наблюдается не так часто:

В сотах мозга золотом прозрачным
Мед мыслей расплавленных лежит,
А душа кланяется просторам
И земли за светлую радость - жить! ( Елена Телига).

Интересный пример шестистопного хорею:

Да мало будет тихой дороги.
Улыбнется матушка: "Ну и басурман!"
Налигаю месяц на серебряные рога,
Вверх тормашками на нем полечу в туман ( А. Влызько).

Семистопний хорей употребляется вперемешку с другими стопам, чаще переходного сорта:

Эй, возрастов и веков,
прокопитило карие нашествия,
Их печи впились -
алкогольный огонь затух ...
Они где-то позавчера
юных мамонтов сном кормили
Со своей седых рубчиков фартука ( И. Драч).

Восьмистопний хорей, являясь с соединения двух стихов четырехстопного хорею в одну ритмическую единицу, изредка встречается в стихотворной практике:

Сколько счастья, что боюсь. Защекочет, как русалка.
Шелковинками лучей обвязывает обовьет.
Заполонит. Зацелует нежно-нежно, горячо-горячо.
Всю жажду - Зоревая напиток, пьяный напиток - изопье ( Василий Чумак).

Хорей может использоваться и в форме свободного стиха как свободный хорей при разном количестве стоп в стихотворной строке и астрофичний строении, сохраняя традиционное рифмовки:

Имеет крыльями Весна
Душистая,
Несется вся в прозрачных одеждах,
В кисее и Блават ...
Сияет улыбкой призраков
Из туч,
Пепельных, косматый ( Николай Вороной).

Источник