Надо Знать![]() |
Введение
1. Утренние годаПолагают, что он родился в городке Хатива вблизи Валенсии. Происходит из семьи ремесленника. Имел двух братьев. Точных сведений о первом учителе нет. Возможно, им был Франсиско Рибальта в Валенсии. Неизвестно, в каком году уехал в Италии вместе с братом Хуаном. Зафиксировано их проживания на "Улицы художников" (Виа Марута) в Риме в 1613-1616 гг Как большинство художников, находившихся в Риме в начале 17 века, Хосе внимательно всматривался в произведения римских мастеров. И делал попытки - как в величественной манере академиков, та к и в манере тенеброзо Караваджо. В научный оборот введены два произведения, связывают с ранним периодом творчества Риберы. ![]() "Христос воскрешает умершего Лазаря", Прадо, Мадрид. Картину "Христос воскрешает умершего Лазаря" продавали на аукционе Cотби. Саму картину знали и до аукциона, статью о ней создал еще Роберто Лонги. В 2001 году за 2.500.000 евро полотно приобрел музей Прадо, атрибуцийни исследования доказали, что это раннее произведение Рибери. Композиция напоминает древнеримский рельеф, где главы персонажей расположены практически на одной высоте в два ряда. Картина поражает гладко уложенными красками и академическими морщинами саванну Лазаря. Христос (как бесспорно положительный и главный персонаж) представлен художником в центре и в красных одеждах. Несмотря на созданное чудо, настроение картины академически сдержан, это очередной сочинение на библейскую тему. Свидетельством, насколько внимательно отнесся художник к находкам Караваджо, стало полотно "Суд царя Соломона". Сразу узнаются "разорвана" композиция Караваджо, резкий свет сбоку слева, некоторая незаполненность полотна и даже любимая колористика Караваджо с доминированием черного и темно-красного. Как и большинство поздних произведений Караваджо, "Суд царя Соломона" Рибери тоже насыщенный драматическими событиями, напряжением. Ведь царь Соломон приказал разрубить живого ребенка, на которую выступили претендентками настоящая и ложная матери. Настоящая мать бросилась к Соломону с мольбой не рубить ребенка, чтобы спасти ей жизнь. Ради спасения собственного ребенка, она была согласна даже не признавать собственного материнства. Так мудрый Соломон роспизнав настоящую мать ребенка и таки приказал именно ей отдать малыша. 2. Неаполь навсегдаС 1616 г. он в Неаполе. На то время это был кусок Испании на итальянских землях. В Неаполе правили испанские вице-короли и везде слышно испанский язык. Не выезжая на родину, Рибера чувствовал себя здесь своим среди своих. 3. ЖенитьбаУже осенью 1616 Хосе де Рибера женился с 15-летней Екатериной Аццолино.Вона из семьи художника-сицилийца Аццолино, много лет работал в Неаполе. Семья будет пятеро детей. 4. Первые произведения
Модель для картины "Прикосновение" еще вполне пристойна.И человек исследует рельеф на лице античной статуи.Подибна картина достойно украсила бы кабинет сторонника искусств. Модель (пожилой крестьянин-бородач) для картины "Обоняние" до сих пор поражает расторгнутым одеждой и шляпой, а от картины как пахнет чесноком. Еще больше поражает простой натюрморт первого плана, где в строку положены луковица, чеснок и веточка с цветком. Так натюрморты писали только гениальные испанские мастера. 5. Слепой скульптор Гамбасси.Еще одну интерпретацию чувства "Прикосновение" Хосе де Рибера воспроизвел в 1632 году в портрете слепого скульптора Гамбасси ( Прадо, Мадрид). Все вроде как и на картине 1616 года. И не так. Когда-то молодой скульптор работал упорно и вдохновенно. Теперь старость и немощь. Трагедия утраченного зрения предстает во всей своей глубине и необратимости. Это уже не игра эрудиции, как на ранних картинах. Это грустный рассказ о трагической судьбе художника, еще одного человека, полноценную жизнь которой сломала болезнь. 6. Философы Хосе де РиберыФилософов Рибера рисовал дважды. Герцог Алкала заказал ему серию в 1630 году. Второй раз он сделал серию в 1635 году. Дотошные исследователи узнали, что Рибера читал историка Диогена Лаертиоса (начало 3 ст нашей эры) "Жизнеописания и убеждения прославленных философов", а еще больше Лукиана с Самоса (2 ст. Нашей эры) "Ярмарка жизнеописаний". Лукиан из Самоса был по убеждениям ближе к мировоззрения самого Рибери, потому подал прославленных философов, этих великанов духа, как нищих и рабов, мало нужных суровой реальности. Авторитет античного писателя защитил суровую правду изображений и самого Хосе де Риберы от упреков. Он будто идет за писателем, подавая бородатые лица, грязный и разорванная одежда, босые ноги в пыли. Чтобы не могучий ум в глазах и самоуважение этих нищих, их по лохмотья спокойно прйнялы бы за сумасшедших. Несправедливость к людям переливалась через край полотен и зрители застывали потрясающе. Так рязюче реально не рисовал своих философов даже захвалений Веласкес. К философам Рибери близки (композиционно и по колориту) апостолы, еще одна серия полотен мастера. Это тоже поясные фигуры, грубоватые лица в морщинах, бедный одежду. Рибера как обращает зрителя к годам первоначального христианства, когда "Адам пахал, а Ева пряла", когда первые ученики Христа были бедны, как нищие Неаполя 17 века. С философами Рибери они похожи и высоким чувством достоинства. Но их задача другая, чем полученное мудрость древнегреческих философов, потому что именно апостолы, а не философы, несут свет святого учения. Пылкий католик Рибера был на стороне апостолов, но рисовал их как лучших среди людей, лучших среди философов. 7. Прославленная ПьетаЕе заказали монахи картезианского монастыря Сан Мартино в Неаполи.На белом покрывале лежит тело мертвого Христа. Эмоциональная Мария Магдалина упала и страстно целует ноги мертвого бога. В центре полотна Богородица, горе которой не менее магдалининого, но она готова вынести и новое горе без разрушительного отчаяния. Мнения разделились уже тогда. Одни осудили образ за чрезмерный реализм, другие считали картину новым достижениям Рибери. Итоги подвел итальянский художник Лука Джордано, который отметил, что одно только изучение этой картины может сделать талантливого ученика большим мастером. 8. Гравер РибераОн мало занимался гравюрой. Это был офорт. Особенность таланта в том, что талантливым становится все, к чему мастер приложил усилий. Так и с офортами Рибери. Слишком быстро он перешел из ученических зарисовки к полноценным гравюр. Это был этап работы над живописной композицией "Пьяный Вакх". Было две ипостаси Вакха-1) молодой и гармоничный бог веселья и вина, 2) пьяница, который теряет человеческий облик из-за чрезмерного пьянства. Именно эту ипостась и избрал Хосе де Рибера для своего офорта, так осуждал пьянство и никогда не забывал о поучительный характер своей живописи. В офорте он придерживался рисунке тонкой линиею.Лише позже отчетливую линию дополнял штриховкой и прозрачными тенями. Не сохранилось и автопортретов Хосе де Риберы. Те портреты - гравюры, что мы имеем сейчас, происходят с 18 столиття.Художник на тех гравюрах напомаженное, элегантный кавалер с модной прической, парадно одетый-и недостоверный. Это оболочка, а не суть человека. Таким он был лишь в короткие времена посещения вице-королей, а это не главная часть его жизни. Среди знакомых Рибери-прославленный Веласкес, который дважды посетил Италию и встречался с Рибери. Воспоминания о встрече с талантливым испанцем в Неаполе оставил и Ефим фон Зандрарта, что наведался в город в 1634 роци.За выдающееся мастерство Хосе де Рибера избран членом Римской академии Св.Луки, он был кавалером ордена "Одеяние Христовы". 9. Галерея10. Три странные портреты
Кульгавчик Талантливый Рибера не часто брался рисовать портреты. Некоторые не очень ему и удавались. Совсем другое дело, когда художник увлекался моделью. Так было с неизвестным нам веселым мальчишкой, который был хромым. Контраст между физическим недостатком и веселым нравом так поразил художника, что он нарисовал хлопця.Майстер не пожалел большое полотно, а подал кульгавчика так, как обычно подавали вельмож в парадных портретах: в полный рост, на фоне яркого пейзажа, приветливо усмихненим.Але это щира улыбка ребенку, радуется жизни, а не любезная маска проходимца, взяточника или фаворита. Портрет долго бродил по частным збиркам.В Лувр его передаст коллекционер - врач Ла Каз лишь в 19 веке. Жизнь преподносит сюрпризы. К кульгавчика нашли парную картину "Карлик с собакой". Возможно, это какой-то ансамбль из двух картин, если правда, что заказчиком кульгавчика был тогдашний вице-король. Девчонка с тамбурином Еще меньше известно о девчонке с тамбурином. Загадочный произведение, где больше вопросов, чем ответов. Работа портретная, но исследователи настаивают, что это аллегория, вероятно, слуха. А художник лишь использовал приветливую модель для создания аллегории. Муза истории Клио
Еще одна загадка- муза истории Клио. Взрослая женщина с красивым лицом держит в руках книгу и трубу, чтобы извести кому славу, а кому позор. Неизвестно, это полотно из серии или поодинаке заказ для кабинета вельможи. Кажется, все сокровища своей палитры собрал на этом полотне Рибера: такого синего, красного, белого мало где увидишь даже в Риберы. Надпись на книге "Фукидид" мало что объясняет, как и неизвестно пребывания картины до 1920 года, когда ее отдали в Эрмитаж. 11. Любимица дочьСреди женских образов Рибери является удивительно приемни.Дослидникы сих пор спорят, кто был модель для многих полотен мастера. Ее красивое лицо видят в ряде полотен Риберы (Св.Инеса, Успение Марии Магдалины, раскаяние Марии Магдалины и т.д.). Как модель жена художника не очень подходит по возрасту. Остается дочь Мари-Роз. 12. СмертьПоследние годы прошли в обнищании. Его слава умерла раньше него, хотя он работал, несмотря на болезни и старость. Последним шедевром мастера явилась картина "Христос причащает апостолов" для монастыря Сан Мартино в Неаполи.Рибера тогда поневоле боролся с великаном итальянской живописи Веронезе, потому что его произведение планировали разместить рядом с "Тайной вечерей" венецианца, прославившийся размахом манеры и выдающимися колористическими способностями. Рибера умер в пригороде Неаполя Позилиппо. В погребальной книге церкви Санта Мария делла Неве нашли запись: "2 сентября умер сеньор Джузеппе Рибера и был похоронен на Марголина". Могила Рибери давно утеряна. 13. Перечень офортов Рибери
14. Страны, где хранят произведения Риберы![]() Святая Ирина спасает Святого Себастьяна, Эрмитаж, Петербург
Источники
код для вставки Данный текст может содержать ошибки. скачать |