Надо Знать

добавить знаний



Храм Гроба Господня


Главный фасад Храма Гроба Господня, Иерусалим

План:


Введение

031.778 0003 5.23 Координаты : 31 ? 46ь42 .4 "с. ш. 35 ? 13ь47 .1 "вост. д. / 31.778444 ? с. ш. 35.22975 ? в. д. (G) 31.778444 , 35.22975

Храм Гроба Господня ( лат. Sanctum Sepulchrum ), Известный также (в восточной христианской традиции) под названием Храм Воскресения Христова ( греч. Ναός της Αναστάσεως , Naos tis Anastaseos; араб. كنيسة القيامة , Kanīsat al-Qiyāma; арм. Սուրբ Հարություն , Surp Harutyun) - христианская церковь, на месте которой, по христианской традиции, был распят и погребен Иисуса Христа и где он спустя воскрес.

Храм является мемориалом Христа, здесь все связано с его именем. Издавна, по крайней мере с IV века, он является местом паломничества верующих-христиан, здесь восходит благодатный огонь на Пасха.

Храм Гроба Господня является главным храмом патриархии Иерусалимской Православной Церкви, а само помещение храма разделен на отдельные притворы, принадлежащие нескольким христианским церквам.


1. Описание

Структура Храма Гроба Господня

Храм Гроба Господня - это большой религиозный и архитектурный комплекс, включающий в себя Голгофу с местом Распятия, достаточно большое ротонду с большим куполом, под которым непосредственно расположены Кувуклия, Кафоликон или соборный Храм, являющийся кафедральным для Патриархов Иерусалимской Православной Церкви, подземный храм обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены и несколько притворов. В рамках Храма Гроба Господня также расположены несколько действующих монастырей, он включает ряд вспомогательных строений, галерей и т.д..

При входе в Храм находится камень Помазания - удлиненная низкая плита, облицованная мрамором. По преданию, на эту глыбу положили тело Иисуса, снятое с креста, для смазки его, по иудейскому обычаю, ароматическими маслами перед погребением и тут же завернули его в плащаницу.

В центре храмовой залы- ротонды содержится небольшое часовня из розового мрамора, построенная в 1910 году над пещерой Гроба Господня (Кувуклия). В гробницу ведет узкий проход. Гробница освещена лампадами, в ней содержится мраморное надгробие. Размер гробницы - 2 х 1,5 м.

Перед часовней - кафоликон Иерусалимской православной церкви. В нем, среди прочего, содержатся мраморная полусфера "мезомфалос", символизирующий "центр земли", расположенный в Иерусалиме (т.н. "пуп Земли"), и трон патриарха.

В западной части к Кувуклии пристроена часовня Главы, принадлежащая к Коптской церкви.

При входе в храм, неподалеку камня Помазания, две лестницы ведут вверх - к Голгофы, места, где, по преданию, стоял крест, на котором был распят Иисус Христа. Колоннада разделяет это пространство на две части: одна принадлежит Иерусалимской православной церкви, другая - римско-католической.

Один из росписей в Храме Гроба Господня

В глубине греческого притвора - распятие над открытым престолом. В полу под престолом находится серебряный диск с отверстием, обозначая место, куда было воткнута креста, еще двумя черными кругами обозначены места крестов, на которых одновременно с Христом пытали двух воров.

Католический притвор украшен мозаичными картинами на библейские сюжеты. Здесь находится алтарь "Пригвиздження к кресту". У одной из колонн, разделяющих притворы, является скульптурное изображение святой Девы Марии, украшенный золотом и драгоценными камнями - был подарен португальском королевой Марией благочестивых во второй половине XVIII века [1].

Ступая галереей вдоль стены Храма и спустившись на 30 ступенек, можно попасть в греческой православной церкви Святой Елены. Эта церковь, в свою очередь, ведет к пещере обретения Креста. Мраморная плита в пещере обозначает место, где, по преданию, был найден крест, на котором распяли Иисуса.

Справа от камня Помазания, под Голгофой, находится вход в часовню праотца Адама, который, по преданию, после изгнания из рая жил в Иерусалиме. Адам, согласно легенде, предрек, что если Христа будет распят, каменный фундамент Голгофы расколется. Через стеклянное окошко в глубине часовни показывают расщелин, что, как считают, образовалась от землетрясения во время распятия Христа.


2. История

2.1. Начала Храма, строительство императора Константина

Чествовать место распятия, погребения и воскресения Иисуса Христа начали еще первые христиане. Тогда оно было еще за городской чертой Иерусалима. Вероятно, память об этом место не затерлася и после сокрушительного разрушения города императором Тито в 70 году. По сообщению Евсевия Кесарийского, во время строительства под руководством императора Адриана нового римского города Элия ​​Капитолина ( 135 год) на месте пещеры Гроба сведены языческий храм Венеры.

Первую же христианскую церковь на месте Гроба Господня был заложен Святой Еленой и строилась она под руководством Макария Иерусалимского одновременно с частично уцелевшим Храмом Рождества Христова в Вифлееме. Кроме собственно Гроба Господня в состав храмового комплекса вошли предполагаемое место Голгофы и место обретения Животворящего креста. В результате был построен монументальный комплекс зданий, общий вид которых вырисовывается при сопоставлении археологических исследований современной постройки с описаниями раннехристианских авторов и изображением на мозаичная карте из Мадабы (ср. V в.).

План Храма в IV в.

Храмовый комплекс состоял из нескольких частей, удлиненных с запада на восток: круглого в плане храма- мавзолея, названного Анастасис (от греческого "Воскресение"), в средоточии которого находился Гроб Господень, под шестигранным шатровым навесом, далее располагались базилика - Большая церковь, обращенная алтарем в сторону Анастасиса. Внутри базилики была оборудована крипту, указывающая на место обретения Креста. Между Анастасис и базиликой, а также у восточного входа в храм был устроен перистильного двор. Главный вход располагался с восточной стороны, с одной из основных улиц, и с юга, со стороны городского форума. Сооружение было богато отделанная различными породами мрамора, мозаиками и ценными литьем.

Величавый комплекс храма Воскресения был торжественно освящен и открыт в присутствии императора Константина Великого и представителей высшего духовенства из разных стран 13 сентября 335 года. В память об этом событии Православная церковь до сих пор в этот день празднует Обновление Храма.


2.2. Храм во времена персидских и арабских завоеваний

Храмовый комплекс существовал без существенных изменений к захвату в 614 году Иерусалима персидским царем Хосровом II. Здания комплекса были сильно повреждены, но под руководством инока Модеста (в будущем патриарха иерусалимского) за счет императора Ираклия и жены Хосрова Марии, христианки по вероисповеданию, все разрушено было возобновлено в течение 616 - 26 лет. После захвата города второго халифа Умаром в 637 году патриарх Софроний, боясь повторения кровопролития суток персидской нашествия, приказал сдать город и храм Гроба, однако основные христианские святыни Иерусалима не были повреждены.

В 1009 году халиф Аль-Хаким, обуреваемые слухами и подстрекательстве против христиан, единолично сломал негласное соглашение о религиозном перемирие, установили еще во времена Софрония и халифа Умара, и своей волей санкционировал массовые убийства и уничтожение христианское население Иерусалима и разрушения христианских храмов в городе и его окрестностях. Вследствие этих шума базилика было потеряно безвозвратно. Император Константин VIII выторговал у сына Аль-Хакима право на восстановление храма (в обмен на такие уступки, как открытие мечети в Константинополе). Строительные работы продолжались и в правление императора Константина Мономаха, но по размаху и величию сильно уступали своим предшественникам античной эпохи. Были возведены несколько отдельных зданий вроде часовен. Роль главной церкви было отдано ротонде Воскресения, сохранившейся в то время лучше других здания, и в ее восточной части устроили небольшую апсиду (т.н. "Мономахос", 1020 - 37 года).


2.3. Храм в период крестовых походов и в правление мамелюков

На рисунке храма в книге "Иллюстрированная история мира", изданной в Стокгольме 1882 года, хорошо видно романский стиль строения

В середине XII века крестоносцы с размахом отстроили храм в величавом романском стиле, предоставив Храма внешний вид, по которому, в основном, он известен и до сих пор (позже именно за этим образцом Храма Гроба Господня в Иерусалиме строили храмы в некоторых христинських странах - Италии, России). Строительство, которое описал хронист Вильгельм Тирский, было завершено в правление королевы Мелисенды Иерусалимской возведением колокольни. После взятия Иерусалима мусульманами Салах ад-Дин разрешил христианские паломничества в храм, а в XIII веке ним некоторое время владел отлучен от церкви император Священной Римской империи Фридрих II.

Отстроенный в 1130 - 47 годах храм Воскресения вновь объединил под одной крышей все святыни, связанные со смертью и Воскресением Иисуса Христа. Крестоносцы не стали существенно менять строение западной части сооружения, круглого Анастасис, сохранивший планирования и в целом отделки, которые датируются еще эпохой Константина Великого. Эти части, собственно, можно видеть и сейчас - это кольцевые опоры ротонды, оформленные как колонны коринфского ордера на массивных каменных тумбах, что за местной тридициею носят до сих пор "столпами Елены".

Основным делом крестоносцев стало возведение новой Великой церкви ( Кафоликону), что примкнул к ротонде с восточной стороны. Сооружение имело "Т"-образная планировка в форме креста с многочисленными притворами. Оригинально в архитектурном отношении была решена восточная часть сооружения - за главным алтарем был устроен своеобразный обход с группой капелл. Такой архитектурный прием (т.н. Деамбулаторий) позже служил основу развития строительства культовых композиций в средневековой европейской архитектуре. В стилистическом оформлении интерьеров и внешнего убранства храма заметны элементы ранней готики. Заключительным аккордом всего ансамбля стало возведение пятиярусной колокольни со стрельчатыми довершением, совершенное закате Христианские королевства в Палестине ( 1160 - 80 года).

В 1244 году храм, как и город в целом пострадали от набега тюрков- хорезмитив, которые почти полностью истребили христианское население [2], и уже через три года ( 1247 год) сами были изгнаны египтянами. В период с 1250 и до 1517 года город управлялось мамелюками, что стало временем постоянных столкновений между ними и крестоносцами, которые безнадежно пытались вернуть святое для христиан город, и монголами, постоянно наносили набегов на Иерусалим. Также город не раз страдал от природных катаклизмов ( землетрясения) и мор. Храм Гроба Господня в это время упадок.


2.4. Храм в сутки оттоманского правления

В 1517 году Иерусалим вместе с окрестностями подпал под власть Оттоманской империи, и оставался под ней фактически к ее развалу в 1917 году [3].

Город переживает настоящий бум строительства (восстановления) и относительной религиозной терпимости в правление турецкого султана Сулеймана Великолепного ( 1520 - 66). В это время увеличивается поток паломников в Иерусалим. Однако разрушение, вызванные землетрясением 1545 года, сделали необходимым осуществление восстановительных работ (одним из последствий землетрясения также было снижение колокольни до современного уровня). Поэтому в 1555 году начато восстановление и расширение храма, которыми занимался орден монахов- францисканцев; под их надзором также оформлено Кувуклию.

Толпа паломников перед входом в храм, 1898 год
План храма после восстановительных работ в начале XIX века

После восстановления Храма Гроба Господня в 1555 году за контроль над ним идет постоянная борьба между теми же францисканцами (и вообще католиками) и православными, победа в которой является переменной и зависит от получения и подтверждения разрешения-фирмана от Порты. Наконец, в 1767 году межцерковные споры приводят к тому, что Порта выдает фирман на совместное владение храмом противоборствующими церквями, фактически заложило фундамент от современное конфессиональное положение в управлении Храмом Гроба Господня. Это же положение подтверждено другим фирман от 1852 года, который уже окончательно определил status quo территориального и управлинсього разделения святыни между конфессиями.

В 1808 году сильная пожар нанес храма значительных повреждений, вызвав падение купола ротонды. Именно поэтому в 1809 - 10 года группой художников под руководством архитектора Коминоса с метилен продолжались восстановительные работы, которые затронули сводов и купола Кафоликону, предоставив им черт тогдашнего османского барокко. Интерьеров пожар не затронул, следовательно, они остались такими же, как и после работ в 1555 году. Ряд перестроек течение XIX века, а само сооружение в 1860-х годах полусферического купола над ротондой из металлоконструкций, напоминающий своей формой первичное завершения Анастасиса времен Константина Великого, определили окончательный вид Храма Гроба Господня, который остается неизменным от около 1870 года. В этом же XIX веке, кроме Восточной православной, католической и Армянской апостольской церквей свои права на храм заявили представители Сирийской и Эфиопской православных церквей и копты.


2.5. Храм Гроба Господня по современности

Крест на куполе храма

Современный Храм Гроба Господня является разделенным между шестью конфессиями христианской церкви: греко-православной, католической, Армянской, Коптской, Сирийской и Эфиопской, каждой из которых назначен свои границы и часы (расписание) для молитв. Так, церковь францисканцев и Алтарь гвоздей принадлежат католической церкви, храм равноапостольной Елены и притвор "Три Марии" - Армянской апостольской церкви, могила св. Иосифа Аримафейского, алтарь на западной стороне Кувуклии - Эфиопской / коптской церкви. Главные же святыни Храма - Голгофа, Кувуклия, Кафоликон, как и общее управление церковными службами принадлежит Иерусалимской Православной Церкви.

Современный вид верхней части Храма Гроба Господня с куполами

Нередко такое распределение приводит к недоразумениям и даже конфликтам между представителями различных конфессий. Так, летом 2002 года на почве распределения отведенного места на крыше Храма имела место драка между коптами и монахами Эфиопской православной церки [4], в 2004 году во время празднования Воздвижение Креста Господня возник конфликт между католиками и православными [5]. Нередко подобные ситуации происходят при большом стечении народа, особенно во время праздников, в частности Пасхальных, - драка между армянами и греками на Вербное воскресенье 2008 года [6], или внутриконфессиональных - при подготовке в начале ноября 2008 года представителями Армянской православной церкви ежегодной праздничной церемонии в честь нахождения в IV веке креста, на котором, как они считают, был распят Иисус, также вспыхнули столкновения с греками-христианами [7].

В середине XX века планировалась существенная перестройка храма под руководством итальянского архитектора Антонио Барлуцци, однако ее осуществлению помешала Вторая мировая война. Широкие восстановительные работы осуществлялись в 1959 году. Последняя крупная реставрация, в том числе и купола основного храма, проводилась в период 1994 - 97 лет.

Храм Гроба Господня является одним из самых посещаемых святынь христианства, относится к общечеловеческого достояния.


3. Интересные факты, связанные с Храмом Гроба Господня

За более полуторатысячный историю существования Храм Гроба Господня "оброс" некоторыми интересными фактами, в правдивость которых иногда трудно поверить.

Сравнение фотографий лестницы у окна ( 1892 и 2005 года)
Эфиопский монах на крыше Храма, 2008 год

... В Пасхальную Субботу в Кувуклии Храма Гроба Господня происходит чудо схождения Благодатного огня [8].
... Как известно, ни одна из конфессий, которые правят службы в самом храме, не контролируют главный вход в него. Еще в далеком 1192 года Саладин возложил ответственность за него на две мусульманские семьи. Представителям рода Джудехив доверено ключи от Храма, а рода Нусейбехив, члены которого охраняли Храм со времен правления Умара в 637 году, - храмовые двери. Интересно, что эта традиция является непрерывной и сохраняется до наших дней. Дважды в день член рода Джудехив приносит ключи к двери, открывает и закрывает член семьи Нусейбехив.
... Еще во времена до начала действия статуса кво между конфессиями не раз случались ситуации, когда члены одной из них не пускали представителей других внутрь храма, поэтому обычным делом было использование разного рода лестницы, веревки и т.д.. Считается, что кто-то еще в 1852 года приставил к одному из окон храма деревянную лестницу, которая сохранилась до сих пор в том же положении, как и первое. Изображение этой лестницы можно видеть как на фотографиях и гравюрах столетней давности, так и на современных фото.
... Монахи Эфиопской православной церкви и копты кроме притвора внутри храма размещаются на его крыше, устроив там своеобразное поселение.


4. Галерея

  • Камень Помазания

  • Кувуклия под сводами купола ротонды

  • Кувуклия Храма Гроба Господня

  • Кафоликон, на переднем плане - "пуп Земли", на фоне - патриарший трон

  • Лестницы на Голгофу

  • Вид на Голгофу снизу

  • Голгофа - место, где распяли Христа

  • Алтарь Греческой православной церкви на Голгофе

  • Место, где, считается, умер Иисус, - теперь православный алтарь

  • Часовня св.Елены


5. Сноски

  1. Путешествие в Святую Землю, Иерусалим (Б.Р.) с. 166 (Рус.)
  2. Jerusalem: Illustrated History Atlas Martin Gilbert, Macmillan Publishing, New York, 1978, с. 25 (Англ.)
  3. Основные события истории Иерусалима на www.centuryone.com (Англ.)
  4. Armstrong Chris Уголок христианской истории: эмоции раздирают христиан, борющихся за ближе место к гробу Господню, статья на www.christianitytoday.com (Англ.)
  5. Allyn Fisher-Ilan Беспорядки у Гроба Христа / / электронная версия газ. "Гардиан" за 28 сентября 2004 года (Англ.)
  6. В Храме гроба Господня подрались верующие / / инф. на ua.korrespondent.net от 20 апреля 2008 года (Рус.)
  7. Греки и армяне устроили массовую драку в Храме Гроба Господня / / инф. на ua.korrespondent.net от 9 ноября 2008 года (Рус.)
  8. В Иерусалиме произошло чудо схождения Благодатного огня / / инф. на ua.korrespondent.net от 26 апреля 2008 года (Рус.)

6. Источники, ссылки и литература

Хорошая статья


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам