Надо Знать

добавить знаний



Храм Христа Спасителя (Москва)



План:


Введение

Храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя (в честь Рождества Христова) в Москве - кафедральный собор Московской епархии и всей Русской православной церкви. Храм закладывался трижды и трижды на протяжении почти двух столетий освящался его первый камень.


1. История

1.1. Первый храм

Проект Витберга

Идея возведения в Москве грандиозного храма в честь победы России над армией Наполеона принадлежала генералу армии Михаилу Кикина и была передана российскому императору Александру I.

25 декабря 1812 Александр I издал манифест, по которому в Москве предполагалось возвести храм, который должен был стать олицетворением подвига русского народа и ознаменованием "благодарности к промыслу Божию, спасшему Россию от гибели, что ей угрожала".

В объявленном императором конкурсе приняли участие лучшие зодчие, среди которых были Джакомо Кваренги, Андрей Воронихина, Авраам Мельников, Александр Витберг, Василий Стасов. Было представлено 20 вариантов проекта храма, из которых был утвержден проект архитектора Александра Витберга. Храм предполагалось возвести на Воробьевых горах, между Смоленской и Калужской дорогами. Собор должен был состоять из трех частей, связанных между собой и символизировать Воплощение, Преображение и Воскресение. В нижнем храме предполагалось похоронить останки павших в боях во время Отечественной войны 1812 года.

12 октября 1817 состоялась торжественная закладка храма Христа Спасителя, однако проект не был осуществлен, так как возникли проблемы, связанные с непрочностью грунта имел подземные ручьи, а после смерти Александра I новый император России Николай I, который считал проект Витберга неудачным и неосуществимым, приказал прекратить все работы. В 1826 строительство приостановлено.


1.2. Второй храм

10 апреля 1832 император Николай I утвердил проект храма Христа Спасителя, представленный архитектором Константином Тоном. Место для храма император выбирал лично. Этим местом стала территория древнего Алексеевского женского монастыря, который было решено перенести в Красное село (нынешний Ново-Алексеевский монастырь). По легенде, настоятельница обители прокляла разоренное место.

10 сентября 1839 года состоялась торжественная закладка нового храма, который строился на средства казны с привлечением народных пожертвований.

Внутренний вид храма, 1883
Храм Христа Спасителя в 1890-е

В плане храм имел форму равноконечный крест. Основой его стиля был выбран византийский. Его высота от основания до креста составляла 103,5 м (высота креста - 8,5 м). Стены, толщина которых достигала 3 м 20 см, были выложены из кирпича и частично белого камня. Облицовка была выполнена из итальянского мрамора разных сортов. В двойных стенах проложены коридоры, ведущие, как в древних соборах, вокруг всего здания. В этих коридорах разместили 177 мраморных мемориальных плит с описаниями событий войны 1812 года и русских походов 1813-1814 в хронологическом порядке.

Фасады храма со всех четырех сторон были одинаковы по форме и украшены барельефами, изображающими картины Священного Писания. Скульптуры для барельефов были выполнены скульпторами Петром Клодтом, Александром Логановский и Николаем Рамазановым. Огромный центральный купол был поставлен на высокий световой барабан с зеркальным стеклом, опирающийся на восьмигранник. Широко разнесенные малые четыре главы венчали четыре четырехугольные колокольни. Для позолоты глав, крестов и балюстрад крыши требовались 422,2 кг золота, а меди ушло 176 т. На колокольнях висело 14 колоколов, самый большой из которых весил 27 т.

Нижняя часть стен была украшена мрамором и мозаиками. Выше было отведено место для росписей. Росписи для храма были выполнены знаменитыми художниками: Верещагиным, Сурикова, Маковским, Бруни, Тюриным, Седова, Крамским, Семирадского и др. - всего 38 живописцами.

Храм строился почти 44 года. В 1841 стены были выровнены с поверхностью цоколя; в 1846 - возведен свод большого купола, три года спустя завершены работы по внешней облицовке и начата установка металлических крыш и глав. Свод большого купола закончен в 1849. В 1862 на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствующую в первоначальном проекте. К 1881 были закончены работы по устройству набережной и площади перед храмом, а также установлены внешние фонари. К этому времени подошли к концу работы по внутренней росписи храма.

13 декабря 1880 новому храму было присвоено наименование Кафедрального во имя Христа Спасителя Собора, утвержден штат духовенства и причта.

26 мая 1883, в праздник Вознесения Господня, состоялось торжественное освящение храма совпало с Днем Святого коронования на Всероссийский Престол императора Александра III. В память этого события были изготовлены кабинетные медали из золота, серебра и бронзы. На них с одной стороны было изображено Всевидящее око с надписью "Не нам, не нам, а имени твоему", с другой стороны можно было прочесть всю историю храма: "Завещал Александр I, заложил Николай I, окончил Александр II, освятил Александр III". Специально ко дню освящения Петр Чайковский написал увертюру "1812", выполненную храмовым хором.

12 июня того же года состоялось освящение придела во имя св. Николая Чудотворца, а 8 июля был освящен и второй придел Храма - во имя св. Александра Невского. С этого времени в храме начались регулярные богослужения.

Здание нового собора в Москве вызвали разные отзывы. Тарас Шевченко, например назвал собор

" ... Толстой Замоскворецкой купчихой в золотом повойник, недоуменно остановившейся посреди города (Рус.) [1] "

С 1901 в храме был основан собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве.

Весной 1912 в сквере возле храма установлен памятник императору Александру III работы архитектура Померанцева и скульптора Опекушина. Памятник был разрушен в 1918 году.


1.3. Разрушение

Разрушение храма, 1931

В феврале 1918 для предотвращения закрытию храма было создано Братство Храма Христа Спасителя, которое фактически содержало храм. В 1922-1923 храм был захвачен обновленцами, а в 1931 закрыт.

Летом 1931 правительство СССР приняло решение снести храм, а на его месте построить грандиозный ансамбль Дворца Советов.

Разрушение храма, по свидетельству очевидцев, началось с разбора позолоченных куполов, разбора крыши. Немногочисленные уцелевшие скульптуры с фасадов храма позднее были вмонтированы в стену Донского монастыря.

Работы по разборке здания продолжались несколько месяцев, однако разобрать его до основания не удалось, и тогда было решено его взорвать. 5 декабря 1931 в 12 часов всего за 45 минут храм был взорван.

Началась Великая Отечественная война, которая не дала довести план строительства Дворца Советов до конца, после окончания войны к этой идее никто не возвращался. Вместо Дворца здесь построили открытый плавательный бассейн "Москва", который находился на этом месте с 1960 по 1994 год.


1.4. Третий храм

В 1990 Святейший Синод Русской православной церкви обратился в Совет министров с ходатайством о разрешении на восстановление разрушенного храма.

В 1991 на месте алтаря храма была построена временная часовня во имя иконы Божией Матери "Державная", которая впоследствии была разобрана.

В сентябре 1994 правительством Москвы было принято решение о воссоздании храма Христа Спасителя в прежних архитектурных формах (за исключением видоизмененного стилобата).

7 января 1995 в праздник Рождества Христова Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вместе с мэром столицы Юрием Лужковым заложили памятную капсулу в фундамент главного храма России.

Храм был построен за неполные шесть лет. Первые строительные работы начались 29 сентября 1994. На Пасха 1996 под сводами Храма была совершена первая Пасхальная вечерня. В 2000 все внутренние и внешние отделочные работы были завершены. 10 августа 2000 государственная комиссия приняла храм.

19 августа 2000 в день Преображения Господня Святейший Патриарх Алексий II совершил Великое освящение храма Христа Спасителя.

Общее руководство восстановлением храма осуществляла общественная наблюдательный совет по воссозданию храма Христа Спасителя под руководством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и мэра Москвы Юрия Лужкова.

Архитектурный замысел комплекса храма Христа Спасителя разработан Управлением Моспроект-2 совместно с Московской Патриархией. Руководитель проекта и главный архитектор - академик Михаил Посохин. Работы по воссозданию художественного оформления выполнены Российской Академией художеств во главе с ее президентом - академиком Зурабом Церетели, в росписи приняли участие 23 артели художников. Воспроизведение скульптурного убранства фасадов Храма по скульпторами под руководством академика Юрия Орехова при содействии фонда "Скульптор". Колокола для Храма были отлиты на заводе им. Лихачева (АМО ЗИЛ), звукоряд их максимально приближен к утраченному.

Высота храма та же, что и в прошлом веке - 103 м, толщина стен 3,2 м, площадь росписи 22000 кв.м, площадь пола 4000 кв.м, высота иконостаса 27 м. Храм рассчитан на 10 тысяч человек. Однако современный храм Христа Спасителя не полностью тождественен своему знаменитому предшественнику. Стены храма возведены на основе монолитного железобетонного каркаса с наружной обкладкой кирпичом и последующей облицовкой мрамором. Новый храм отличается от прежнего стилобатной частью (сильно расширенным цокольным этажом), в котором разместились музей, зал Церковных Соборов на 1330 мест, церковь Преображения, зал заседаний Священного Синода, трапезная 1200 мест, многоярусный гараж и стоянка, а также различные технические службы. В техническом отношении собор оборудован десятками компьютеров, новейшими системами кондиционирования, другими инженерными коммуникациями.

В новом храме есть и некоторые старые части - мраморные памятные доски из обходных коридоров и фрагменты главного иконостаса. Еще некоторые фрагменты выставлены в музее храма.

Престолы: Главный - Рождества Христова, южный - святителя Николая (не освящен), северный - святого блговерного князя Александра Невского (не освящен) в нижнем храме: центральный - Спаса Преображения, южный - преподобного Алексия, человека Божия (не освящен), северный - Тихвинской иконы Божией Матери (не освящен).

В храме находятся Святыни: уважаемый Смоленская икона Божией Матери; икона "Спас Нерукотворный", которая находилась в Храме до его закрытия (художник Сорокин); икона свт. Николая, писанная в городе Бари ( Италия) частицы мощей апостола Андрея Первозванного и апостола Иакова.

После восстановления храм Христа Спасителя стал Кафедральным собором Русской православной церкви, и главные праздничные службы проводятся в нем.

Настоятелем Храма является Патриарх Московский и всея Руси. Первым ключарем воспроизводимого храма стал протоиерей Михаил Рязанцев.


См.. также

Источники


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам