Цам

Цам в Гусиноозерному дацане. 1880-е годы

Цам (с монгольского; тиб. Чам; бурь. Сам) - торжественное религиозное служение, которое ежегодно происходит на открытом воздухе в буддийских монастырях (дацангах) Забайкалья, Монголии и Тибета. По одной из версий, происходит от древних шаманских практик. Был включен в буддийский комплекс. В Монголии и Забайкалье цам стало одной из основных буддистских религиозных мистерий.

Монастырский цам может быть не приурочен к историческому событию или определенного дня, во многих монастырях он совершается тогда, когда впервые был введен в том или ином монастыре. Цель его - показать присутствие божества на земле и отдалить злых духов (шимнусив) от последователей Будды.

Обряд заключается в танцевальной пантомиме, выполняемой ламами, которые маскируются докшитов, есть надевают маски из папье-маше, изображающие того или иного докшитов, и вместе с шанаками (ламами-созерцателями), выступающими без масок, но в соответствующем наряде, осуществляют по кругу религиозный танец, жестикулируя руками.

Цам проводился во дворе дацане. В течение нескольких недель перед выполнением цама в монастырях шли специальные службы и готовились исполнители ролей богов.


1. Типы цама

  • разговорный - с диалогами и импровизациями, актеры-ламы говорили со зрителями;
  • пантомима - с участием от 4-5 до 108 человек;
  • посвященный какому-то персонажу или событию буддистской истории и мифологии. Выполняли его только посвященные монахи, незначительные роли доверялись монастырским послушникам.

2. Функции цама

  • средство, ведущее к просветлению;
  • способ успокоения и нейтрализации злых духов;
  • подготовка человека к смерти, перехода в состояние бардо.

3. Сюжет танцев

Танец читипати. Тибет. 1938 год.

Основное содержание цама может воспроизводить эпизоды из истории буддизма в Тибете: популярным сюжетом история попытки тибетского императора Даром уничтожить буддизм в Тибете.

Главные сцены мистерии:

  • танец с мечами в исполнении мирян;
  • танец черных шапок с участием 13, 17, 21 или 23 танцоров;
  • танец с барабанами;
  • танец читипати - "хранителей кладбищ";
  • танец зверей: птица, олень, как лев;
  • танец стражей сторон света, в котором участвуют 4 или 8 человек.

Действующие лица цама: бикоголовий Чойчжал (Эрлик-хан), Махакала, Жамсаран, докшитов - гневные защитники веры, и Белый Старец.

Заканчивается цам умерщвлением Линга. Его рисуют на бумаге, или делают фигуру из теста. Бумажное изображение сжигают, а фигуру из теста рассекают на 7, 9 или 13 частей. Линг - олицетворение даром или его министра Машанги.

В дацанах Забайкалья Цам проводился в летние праздники.


Литература

  • Вестник Академии наук СССР. М., 1982. С. 117.
  • Жуковская Н. Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. М: Наука, 1988.
  • Позднеев А. М. Очерки быта буддийского монастырей и буддийского духовенства в Монголии. СПб., 1887. С. 392-403.
  • Чубарьян А. О. Религии мира: история, культура, вероучение. ISBN 5-373-00714-5