Надо Знать

добавить знаний



Цветок Климент Васильевич



План:


Введение

Климент Васильевич Квитка

Климент Васильевич Квитка (23 января ( 4 февраля) 1880, Хмелев, ныне Сумской области - ? 19 сентября 1953, Москва) - украинский музыковед- фольклорист. Человек Леси Украинская.


1. Биография

Родился [21 января по ст. ст. - 4 февраля по н. ст. 1880] в селе Хмелев (нынешней Сумской области) [сам Квитка утверждал неоднократно, родившийся в Киеве, в частности в ниже указанной "Автобиографии"] в семье потомков украинских казаков (в ряде публикаций написано о кровные связи с родом Квитки-Основьяненко - известного украинского писателя, но это не соответствует свидетельству самого Климента Квитки с "Автобиографии", которая хранится в архиве Музея музыкальной культуры им. М. Глинки в Москве). Квитка учился в Музыкальном училище Киевского отделения Российского музыкального общества в Киеве по классу фортепиано у [у Л. Зетеля] и Григория Ходоровского. В студенческие годы он работал некоторое время концертмейстером хора Киевского университета. [Окончил 5 киевскую гимназию 1897]

Образование Квитка продолжал в Киевском университете Святого Владимира (ныне - Национальный университет им.Т. Шевченко, [окончил 1902]). С юных лет начал собирать народные мелодии с 1896 года, [сотрудничал с журналом "Киевская старина"] уже в 1902 г. издал первый сборник народных песен. Тогда же появились его научные опыты ("Материалы для изучения мелодического состав украинских песен, расположенные по системе П. Сокальского") = такой работы нет в списке научных трудов, составленном лично К. Квиткой.

В 1902 году заканчивает юридический факультет Киевского университета.

В 1902-1905 работает в Тифлисский окружном суде.

В 1902-1905 работает в Симферопольском окружном суде.

С 3 ноября 1917 г. - Товарищ (заместитель) генерального секретаря судебных дел Украинской Центральной Рады. 31 марта 1918 года назначен на должность товарища (заместителя) министерство юстиции УНР.

В 1918 работает счетоводом в городе Юзовке (ныне город Донецк).

1907 года Квитка женился на Ларисой Петровной Косач, выдающейся украинской поэтессой, известной как Леся Украинской. Немало народных мелодий Квитка записал с ее голоса.

В 1920 - 1933 г. работал в Академии наук Украинской ССР, где организовал Кабинет музыкальной этнографии ( 1922). Одновременно преподавал в Киевском высшем музыкально-драматическом институте им. Н. Лысенко. За 8 лет опубликовал около 40 научных статей, исследований, подробных рецензий, множество [действительности лишь 2] сборников народных песен.

В 1933 г. Цветок уволили с работы по политическим обвинениям [это грубая ложь, никто К. Цветок не увольнял, он с одной работы на другую перейщов прямым переводом] и на полтора месяца арестовали. Оставшись без средств существования и опасаясь нового ареста, он переехал в Москву и начал работу в Московской консерватории, где читал курс музыки народов СССР ( 1933 г. - Профессор).

8 февраля 1934 года его снова арестовали в т. н. "Делу славистов", сфабрикованному ОГПУ, и посадили на 3 года. Отбывал наказание в сумнозвистному концлагере "Карлаг" и Алма-Ате, в Казахстане.

13 апреля 1936 года он был досрочно освобожден и восстановлен на работе в Московской консерватории. До конца жизни Цветок там работал на должности профессора, заведующего Кабинета народной музыки.

С 1936 г. он руководитель фольклорной секции Научно-исследовательского института при Московской консерватории, от 1937 г. к 1945 г. и от 1949 г. до конца жизни - научный руководитель основанного им же Кабинета изучения музыкального творчества народов СССР (ныне - Научный центр народной музыки им. К. В. Квитки).

За 17 лет с непосредственным участием Цветки в консерватории создан многонациональный фольклорный фонд из 6000 записей. При Второй мировой войны оставался в Москве, сохраняя фонды Кабинета, а с 1942 г. - Читал лекции, стационарно записывал народных исполнителей, продолжал научно-исследовательскую работу. После войны подготовил труд "Напевы календарных песен как источник изучения истории музыкальной культуры восточных славян" ( 1947) [на самом деле, после войны К.Квитка написал немало работ, часть из которых опубликована посмертно, но большинство осталось в рукописях, однако среди них указанной труда нет].


2. Значение научной деятельности К.Квитка

Климент Квитка собрал более 6000 народных песен, преимущественно украинской. Многие записал их с голоса Леси Украинский (Народные мелодии с голоса Леси Украинская ч. 1-2, 1917 - 1918) и Ивана Франко. Записал в 1908 году вместе с А. Сластиона [неправда, вместе с Лесей Украинский] мелодии украинских народных дум. Записи фоноваликов транскрибував Ф. Колесса и выдал [среди других] записей под названием "Мелодии украинских народных дум" (1910-1913 гг.)

Более 200 мелодий из записей Цветки использовали украинские и русские композиторы как темы для симфоническо-инструментальных произведений. Выдающиеся хоровые композиции Николая Леонтовича также создан на мелодии, которые записал Квитка.


2.1. Теоретические разработки

При жизни Квитка напечатал 40 исследований из музыкального фольклора, рецензий, сборников народной музыки. Научная эрудиция позволяла ученому работать в области сравнительного музыкознания не только всех славянских, но и тюркских и финно-угорских народов, хотя главный интерес его исследований сосредоточен на украинской народной музыке.

Большую часть научного наследия Цветки составляют новаторские теоретические разработки по методологии исследования календарных песен и народной инструментальной традиции. Разработал новую методику полевой работы, теоретические основы етномузичнои социологии и историко-сравнительного изучения музыки этнически родственных народов (славян, тюрков и других).

В статье "Об историческом значении календарных песен" Квитка обосновал их вес как исторических документов, своему значению не уступают достижениям археологии. Он также заложил основы современной музыкально-фольклориста педагогики.

Ему принадлежит самая в мировой етномузикологии методика ритмоструктурнои типологии музыкального фольклора. Ее смысл заключается в координации музыкальной фольклористики и исторических дисциплин с целью исследования проблем этногенеза (происхождение народов), миграций народонаселения и ассимиляции этносов.

Цветок сделал ряд важных открытий в области происхождения и распространения первобытных звукорядов, хроматизма, ритмических архетипов. Большое значение придавал критическому анализу источников. Важнейший труд Цветки - музыкально-этнографический и морфологическое описание системы обрядовых жанров восточных славян - осталась незавершенной.

Исследовательский талант К. Квитки с одинаковой силой и новаторством проявлялся в сферах ритмики и формы, ладов народной музыки, в критике и текстологии, социологии фольклора, документировании не только народных мелодий, но и разработке описаний, комментариев, характеристик певцов и инструменталистов, исследовании народного исполнительства (Квитка - основоположник научного направления в этнологии - етнофонии).

Настоящее мировое признание ученого-новатора началось лишь с последней четверти ХХ века. Имя К. Квитки имеет Научный центр народной музыки при Московской консерватории.


3. Детство

Климент Квитка (стоит) со старшей сестрой и ее семьей, конец 1890-х.

4 февраля 1880 Климентий Квитка родился в с.Хмелев, ныне Роменского района Сумской области. Отца потерял рано, и мать отдала его, пятилетнего, на воспитание в семью киевских мещан Карповых, поскольку не могла содержать сына. Они дали ему хорошее образование. Музыки учился с 7 лет в частных учителей, впоследствии - в училище Киевского отделения Российского музыкального общества. В 1897 году окончил киевскую гимназию № 5 с золотой медалью.


4. Семья

4.1. Леся Украинской

В ноябре 1898 года Леся украинских читала рассказ "Над морем" в литературно-артистическом кружке Киевского университета. На тех чтениях был и студент-первокурсник Климент Квитка. Он еще с 16 лет увлекался собиранием народных песен. Леся тогда предложила ему записать от нее песни, которые знала. Пела до последних дней своей жизни.

В 1907 году Цветок с Лесей Украинский приезжает в Крым - оба были больны туберкулез. Именно Леся настояла на срочном переезде - за 6 лет до этого от туберкулеза умер ее любимый Сергей Мержинский. Это фактически спасает Цветок. Климент Васильевич был в очень плохом состоянии. Мягкий климат и активное лечение помогло - кровохарканье прекратилось.

Вскоре они решили пожениться. Климент Васильевич был моложе Леси на 9 лет. Сообщение об их бракосочетания стало большой неожиданностью для родственников. Мать Леси была категорически против любых отношений дочери "с каким-то нищим", как она презрительно называла Климента Васильевича - человека мягкого характера, замкнутую, застенчивого, пережившая в детстве глубокую личную драму - Климент Васильевич Квитка вырос в чужой семь 'й, куда постоянно приходила его родная мать с угрозами забрать ребенка. Видимо, психологическая травма детства всю жизнь не давала покоя Клименту Васильевич. Он был недоверчив, маломовний и потянулся только к Лесе, больной девушки, от которой, конечно, не приходилось ждать обмана или предательства.

Впрочем, к Сергею Мержинского мать Леси Украинская относилась не лучше. Несмотря на отрицательное отношение к данному союзу, Ольга Петровна была вынуждена согласиться на брак дочери. Они обвенчались в киевском Вознесенском храме на Демеевке.
Супруги жили в Ялте.

Леся Украинской умерла в 1913 году. Климент Васильевич пережил жену на 40 лет.

После смерти жены Климент Васильевич продолжает музыкальную и этнографическую деятельность. В 1917 году он издал фотоскопичним способом двухтомник ?Мелодии с голоса Леси Украинская".


4.2. Галина Кащеева

В 65 лет Климент Васильевич женится вторично, с 25-летней пианисткой Галина Кащеева. Она защитила диссертацию о украинские народные думы и работала на теоретическом отделении Московского музыкального училища имени Гнесиных. Брак был скептически воспринят в музыкальной среде. Галина Кащеева собиралась написать книгу о муже, но умерла от ангины в 1962 году. Галина Кащеева, как и Леся Украинской, прожила 42 года.

5. Труда

Книга Климента Васильевича Цветки
  • Народные мелодии с голоса Леси Украинский. Ч. 1-2, 1917 - 1918
  • Украинские народные мелодии ( 1922)
  • Ритмические параллели в песнях славянских народов ( 1923)
  • Профессиональные народные певцы и музыканты на Украине ( 1924)
  • Песни украинских зимних обрядовых праздников (начало 1940-х гг).
  • К. В. Квитка. Избранные статьи. Ч. 1, 1985. Ч. 2, 1986

Литература

  • Бачинский Л. К. В. Квитка / / Вопросы музыкознания. Ежегодник. Вып. 2: 1953-1954. М., 1955
  • Руднева А. В. К. В. Квитка / / Выдающиеся деятели теоретико-композиторского факультета Московской консерватории. М., 1966
  • Банин А. А. К. В. Квитка - выдающийся советский фольклорист-музыковед / / Памяти К. Билеты. 1880-1953 / Сб. статей. М., 1983
  • Цветок К. В. Избранные статьи. Ч. 1, 2. Киев, 1985, 1986
  • Ашнин Ф. Д., Алпатов В. М. Дело славистов. М., 1994 (в публикации)
  • Сторожук Л. Климент Квитка. Человек - педагог - ученый. Киев, 1998
  • Искусство Украины: Биографический справочник / Составители: А. В. Кудрицкий, М. Г. Лабинский. Под редакцией А. В. Кудрицкого. - К. : "Украинская энциклопедия" им. М. П. Бажана, 1997. - 700 с. - ISBN 5-88500-071-9.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам