Церковь Спаса на Берестове

Современный план церкви

Церковь Спаса на Берестове - древняя церковь в Киеве вблизи Киево-Печерской лавры, на бывшей окраине Берестове, памятник архитектуры XI-XII вв. Расположенная за чертой крепостных стен Киево-Печерской лавры, однако считается частью историко-архитектурного ансамбля лавры, и вместе с ней в 1990 году была включена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО [1].

Точная дата постройки точно не известна. По традиционной версии, церковь была возведена в период правления киевского князя Владимира Мономаха между 1113 и 1125 годами [2] как главный собор Спасо-Перображенського монастыря. После разрушения Киева в 1240 году в течение нескольких веков находилась в упадке. В 1640-1644 годах усилиями Киевского митрополита Петра Могилы здание церкви, от которой к тому времени осталась только западная часть, была восстановлена ​​в стиле украинского барокко и заново расписана. В начале XIX в. пристроена трехъярусная колокольня в стиле классицизма.

Входит в состав Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника. Большая часть древних фундаментов, которые не были использованы при восстановлении, законсервирована и музеефицированы. В интерьере храма сохранились росписи XVII в., А также найдены фрагменты фресок XII в.


1. История

Построенная в конце 11 или в начале 12 в., Вероятно, за счет Владимира II Мономаха. Впервые упоминается в летописи 1072 Была усыпальницей князей из рода Мономаховичей. В 1157 здесь был похоронен сын Владимира Мономаха - Юрия Долгорукого - основателя Москвы (трижды - в 1149-50 гг, 1150 г. и 1155-57 гг - был великим князем киевским).

Разрушенная 1482 года крымским ханом Менгли-Гиреем.

От первоначальной постройки церкви сохранился один первый ярус прямоугольного притвора. В 1640-43 гг на заказ Петра Могилы храм был реставрирован в стиле украинского барокко и расписан греческими мастерами. В 1752 г. во время капитального ремонта церковь получила пятиглавый завершения. При перестройке использовано с первоначальной строения сохраненную западную часть с нартексом и хорами, достроены две часовни и поставлено 5 бань.

В 1813-14 годах по проекту архитектора А.И.Меленского к ней пристроили колокольню в формах классицизма. В таком виде церковь сохранилась до наших времен. Значительный интерес представляли резные и чеканные украшения престола, выполненные золотых и серебряных дел мастером Ф. М. коробкой.

В 1909-14 годах под руководством архитектора П. П. Покрышкина были проведены археолого-архитектурные исследования и реставрация древних частей здания, которые сохранились. Исследование основ церкви позволили представить церковь в виде трехнефной шестистолпного однокупольного сооружения с притворами - южным, западным и северным. Сохранилось характерное для древнерусской строительной техники кон. XI - нач. XII в. кладки стен на толстом слое цементированного раствора с утопленными рядами кирпича.

В 1920-х годах церковь Спаса на Берестове включили в состав Всеукраинского государственного культурно-исторического заповедника "Всеукраинский музейный городок", который позже был реорганизован в Киево-Печерский историко-культурный заповедник.

В 1947 году к 800-й годовщине основания Москвы в усыпальнице храма установлен символический саркофаг Юрию Долгорукому, который традиционно считается основателем Москвы. Сакофаг изготовлен из украинского лабрадорита, архитектор - П. Остапенко.

В церкви в 70-х годов XX века. обнаружен фресковая живопись XI-XII веков.


2. Исследования 2002-2004 годов

В 2001 году Институт архитектурной консервации "Гетти" выделил грант на проект подготовки реставрации церкви Спаса на Берестове в целях содействия ее сохранению, как достопримечательности мирового значения [3]. В 2002-2003 годах в рамках программы грантов фонда "Гетти" в церкви проводились научно-реставрационные исследования связаны с разработкой проекта консервации и музеефикации памятника, выполнения неотложных работ [2]. Исследование проводила архитектурно-археологическая экспедиция НАН Украины под руководством Глеба Ивакина, при участии археологического отдела Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника, в частности С. Балакина, А. Зажигалов, Д. Финадорина, а также ученых и технологов Государственного центра консервации и реставрации памятников археологии [4].

Было осуществлено научно-технологическое и инженерно-конструкторское обследование фасадов, конструкций кровли и перекрытия, а также живописи в интерьере храма. В результате проведенных работ были получены данные, подтверждающие теорию об основании церкви в XI в., А также получены сведения о неизвестной реконструкцию церкви XIV-XVI вв. Была разработана программа сохранения памятника.

В 2003-2004 годах внутри храма был заложен около десяти шурфов для выяснения технического состояния фундаментов и характера их реставрации, проведенной во время раскопок 1914 под руководством Петра Покрышкина [2] [4].


3. Архитектура

Малая три боковые притворы, что придавало ей крещатого вида.

4. Живопись церкви Спаса на Берестове

Фрески XVII в. в интерьере церкви. Композиции, в которых доминируют желтый и красно-коричневый цвета, изображенные на сочном синем фоне [4]. Фрески потолки вписаны в готическое зирчасте свод.

После возведения в XI-XII вв. храма стены были украшены фресками, но тот первоначальный вид интерьера до нашего времени не сохранился. В 40-х годах XVII века, после восстановления, храм заново расписали греческие мастера, которых пригласил Петр Могила. Настоящей сенсацией стало открытие в мае 1970 года на западной стене нартекса храма фрагментов первоначальных фресок XI-XII вв. Тогда же была расчищена фреска "Чудесный лов рыбы" (другое название - "Явление Христа ученикам на Тивериадском море") [4] [5].


4.1. Фрески XVII в.

Стенописи XVII в., Покрывающие все внутреннее пространство церкви Спаса, является уникальным памятником монументальной живописи и одним из немногих фресок XVII в., Которые сохранились до нашего времени. Их исполняли по строгим греческим канонам живописцы с Афона [5]. По мнению современных искусствоведов, отдельные фрески, в частности композицию "Моление", могли выполнить местные украинские живописцы. Стенопись средней апсиды и нартекса имеет параллели с росписями церквей Южной Буковины и Молдовы (Борешта, Каушанами, Нямц, Пьятра-Нямц и др..), А также перекликается с отчетливо православным живописью готических храмов Кракова, Вислици, Люблина, Сандомир. На протяжении XVIII-XIX вв. фресковая живопись XVII в. дополнялся и переписывался маслом [4]. В начале XX в. фрески 1644 были освобождены от позднейших записей [6].


4.1.1. Общая композиция и тематика

Росписи церкви, выполненные греческими и местными мастерами, представляют собой довольно интересную трансформацию византийского искусства. В композициях, наряду с традиционной условностью и каноническим изображением человека, прослеживается влияние реалистического искусства раннего итальянского Возрождения [7] - в частности в цветовой гамме, в исполнении отдельных деталей и бытовых подробностей [4].

Над входом в помещение церкви есть надпись о восстановлении и роспись:

Петр Могила, архиерей Божий, дарит и этот храм и самого себя Господу Владыке и завершил этот достославный и приснопамятный дом, выведя его из забвения, перстами греков написал славу, которую Ты, Безначальный, постиг крестными страданиями своими посреди земли, потому что в храме Божию всякий славу приносит. Ты, утверждает своды небесные и вес земли своей ладонью держишь, удержи и этот дом навсегда нерушимым во славу Твоего государства. В лето от Рождества Христова, 1644, 16 ноября
.

Вдоль входа в церковь размещены композиции со статическими фигурами Христа и Богородицы на престолах, за троном Христа стоят ангелы. Над надписью находится композиция "Преображение". Среди фресковых изображений особое место занимает композиция "Моление", которая размещена в центральной части храма над аркой, ведущей к алтарю [5].


4.1.2. Фреска "Преображение"

Композиция "Преображение" является изображением описанной в Евангелиях события - таинственного преображения, явления божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками на горе Фавор. Центральное место в композиции занимает фигура Христа на голубом фоне, который в свете "света" - в миндалевидном ореоле - стоит на горе Фавор. Рядом с ним - пророки Илия и Моисей, а внизу - апостолы Петр, Иоанн и Иоаким. Идея Преображения Господня заключается в духовном перерождении человека, отказу от греховной жизни и ожидании вечной жизни. Церковь Спаса на Берестове названа и освящена именно в честь этого события [5].

Православный праздник Преображения Господня - Спас, что в украинской традиции называется Яблочного Спаса, - является одним из Двунадесятых праздников посвященных Христу и отмечается 19 августа.


4.1.3. Фреска "Моление"

Композиция "Моление" (другое название - "Дар Петра Могилы"), расположенной на стене над арочным проходом в центральной апсиды, является выдающимся произведением украинской живописи XVII в., А также ктиторских прижизненным портретом Петра Могилы [4]. В центре композиции - Христос на престоле в архиерейском облачении, справа него - Богородица, слева - великий князь Владимир. Поклонный Киевский митрополит Петр Могила, держа в руках восстановленную им церковь Спаса на Берестове, подносит ее Христу. Митрополит изображен с широкой поседевшей бородой, высоким лбом, аристократический носом с горбинкой, выразительными карими глазами; сжатые губы свидетельствуют о его энергичный характер. В ногах Христа изображен герб Петра Могилы [5].

Фрагмент фрески "Чудесный лов рыбы" ("Явление Христа ученикам на Тивериадском море")

4.2. Фрески XI-XII вв.

4.2.1. Фреска "Явление Христа ученикам на Тивериадском море"

Изображенную на фреске сцену трактуют как описано в Евангелии от Иоанна явление Христа ученикам на Тивеардському море (третье явление после Воскресения из мертвых). По этой легенде, когда Петр, Фома, Иаков, Иоанн и Нафаил ловили рыбу, Христос подошел к ним, однако его сначала не узнали. Он указал ученикам место, куда нужно забросить невод и то в минуту наполнился рыбой. Тогда один из учеников сказал Петру - "это Господь", а Петр, услышав это, бросился в море и поплыл к Учителю.


4.3. Состояние фресок

По данным исследований 2002-2003 годов, части фресок XVII в., Которые были очищены от позднейших наслоений и законсервированы в 1980-90-х годах, находятся в удовлетворительном состоянии, хотя и загрязненные копотью и пылью. Другие части фресок XVII в., Не были очищены от наслоений, - преимущественно в аварийном состоянии. Есть многочисленные места шелушений красочного слоя записей, в результате которых активно разрушается и крашеный слой фресок. Имеет место отслоение, выпучивание и трещины штукатурки XVII в.

Часть фресковой живописи XI-XII вв., Открыта во время предыдущих реставраций, находится в лучшем состоянии, чем фрески XVII в., Но также требует проведения консервационных работ [4].


5. Галерея

  • Выкладка плана утраченной части храма

  • Колокольня 1813


Примечания

  1. Kiev: Saint-Sophia Cathedral and Related Monastic Buildings, Kiev-Pechersk Lavra - whc.unesco.org/en/list/527/multiple = 1 & unique_number = 617
  2. а б в Елена Сердюк, Роман Гуцуляк, Юрий Коренюк, Светлана Скляр. Научно-реставрационные исследования и выполнения неотложных консервационных работ на церкви Спаса на Берестове. - www.myslenedrevo.com.ua / uk / Sci / Kyiv / Heritage / SpasBerestovo.html / / Культурная наследие Киева: исследование и охрана исторической среды. К., 2003 (стр. 56-62).
  3. "Церковь Спаса на Берестове" - www.kplavra.kiev.ua / Cerkva_Spasa_na_Berestovi.html. Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник . http://www.kplavra.kiev.ua/Cerkva_Spasa_na_Berestovi.html - www.kplavra.kiev.ua / Cerkva_Spasa_na_Berestovi.html . Проверено 15 февраля 2012 .
  4. а б в г д е ж и Евгений Кабанець, Наталья Логвин. Спаса на Берестове церковь / / Свод памятников истории и культуры Украины: енцикл. вид.: В 28 т. / Глав. сост. В. Смолий и др.. - М.: Глав. ред. Свод памятников истории и культуры при изд-ве "Украинская энциклопедия" им. Н. П. Бажана, 1999-2011. Киев: Кн. 1, ч. 3.: С-Я / Редкол. назад: Отв. ред. П. Тронько и др.. - 2003. - Сост.: В. Горбик, М. Кипоренко, Н. Коваленко, Л. Федорова. - ISBN 966-95478-2-2 (стр. 1540-1542).
  5. а б в г д "Живопись церкви Спаса на Берестове" - www.kplavra.kiev.ua / Zhivopis_cerkvi_Spasa_na_Berestovi.html. Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник . http://www.kplavra.kiev.ua/Zhivopis_cerkvi_Spasa_na_Berestovi.html - www.kplavra.kiev.ua / Zhivopis_cerkvi_Spasa_na_Berestovi.html . Проверено 15 февраля 2012 .
  6. "Киево-Печерская Лавра. Часть 7. Архитектурные сооружения" - Украина Инкогнита . Проверено 15 февраля 2012 .
  7. Виктория Величко. Церковь опас на Берестове - www.myslenedrevo.com.ua/uk/Sci/History/Kupola/Vol04/SpasBerestovoChurch.html / / Купола, вып. 4 (2007)

Литература