Надо Знать![]() |
ВведениеМарк Туллий Цицерон ( лат. Marcus Tullius Cicero , 3 января 106 до н.е. - 7 декабря 43 до н.е.) - древнеримский политический деятель, выдающийся оратор, философ и литератор. Один из зачинателей римской повествовательной прозы. 1. Биография
Цицерон родился 3 января 106 до н.е. в имении своего отца близ г. Арпина (южный Лаций). Отец принадлежал к всаднического сословия, но из-за слабого здоровья государственной службы не стремился, занимался литературными делами. Образовании своих детей он уделял особое внимание, поэтому переехал с семилетним Марком и его братом Квинтием к Рим, где они учились ораторскому искусству, стихосложению и философии. В 90-х гг. е. Цицерон провел год на военной службе во время Союзнической войны, сначала под командованием Помпея Страбона, а затем Суллы. Вернувшись в Рим усиленно занимался философией у Филона Ларисського и стоика Диодот. Как свидетельствовал сам Цицерон, он посвящал занятиям "дни и ночи". Сторонник свободы и республики, Цицерон защищал свои идеалы в обличительных речах. Впервые выступил на суде в 81-80 гг. е. при Суллы. Дело приобрело политическую окраску Цицерону пришлось на время уехать из Рима под предлогом болезни. За следующие два года он посетил Афины, Малую Азию и Родос. После отречения и смерти Суллы Цицерон возвратился в Рим, где женился на Теренции, представительницы состоятельной и знатной семьи. Хотя этот брак заключался скорее в расчете, они прожили вместе следующие тридцать лет и имели сына (Марка) и дочь ( Туллио). Политическую карьеру Цицерон начал 76 до н.е. в должности квестора в сицилийском городе Лилибей, где заведовал поставками продовольствия в Рим; задача, с которой Цицерон справился блестяще, получив репутацию неподкупного и честного правителя. Вернувшись в Рим, и убедившись, что о его достижениях в провинции никто не знает, решил, по собственным показаниям, жить постоянно в городе и находиться ближе к Форума. Цицерон вошел в состав сената, где сразу же приобрел славу блестящего оратора. 70 до н.е. Цицерон привлек всеобщее внимание своими выступлениями против Гая Верреса, наместника Сицилии. Ораторский талант поднял такую волну возмущения, что посрамленный правитель вынужден был еще до окончания суда отправиться в изгнание, выплатив 3 млн. сестерциев. Цицерон создал одиозный портрет жестокого и жадного человека, безнаказанно угнетала рядовых граждан, не гнушалась грабежом, и вместе с тем показал печальную картину общественной жизни своего времени, когда римская республика оказалась на грани катастрофы. Речи сохранились до наших времен. Того же года Цицерон стал эдилом, в обязанности которого входило проведение за свой счет общественных игр. Как Эдиль, устраивал игры трижды, с небольшим расходом средств. Выигрыш дела превратил Цицерона популярного адвоката в Риме. В 70-67 гг. е. он неоднократно выступал в гражданских процессах: до нас дошли фрагменты его выступлений за М. Фонтея, пропретора Галлии, за квестора П. Оппия и, наконец, полностью сохранилась его речь по Цецина, знатную человека с этрусского города Волатерры. Летом 67 до н.е. Цицерон был единогласно избран претором. В то время приобрел роскошный дом на Палатине и имение в Тускуле (совр. Фраскати). Следующим шагом должно стать консульство. Для получения такой важной должности человека его происхождения необходимо было заручиться поддержкой влиятельных деятелей и Цицерон сделал ставку на Гнея Помпея, который в то время был самой популярной фигурой римского политикума. В речи в защиту законопроекта трибуна Манилия, Цицерон призывал выбрать Помпея единоличным верховным командующим. Соперниками Цицерона получении консулата были Катилина и Антоний, которых поддерживали Цезарь и Красс. В своей речи кандидата в консулы, оратор раскрыл прошлое своих конкурентов, обвинив тех в измене и подготовке государственного переворота. В результате, 63 до н.е. Цицерон был избран первым и голосами всех центурий. Для Цицерона, "нового человека" (чего не случалось уже 30 лет) на консульском посту это был пик политической карьеры. Во время консульства за разоблачение заговора Катилины он был с триумфом провозглашен ?отцом отечества?. Но вследствие отказа поддержать первый триумвират Цезаря, Помпея и Красса, Цицерон постепенно все более утрачивал влияние и отошел от активной политики, в результате в апреле 58 до н.е. Цицерон был вынужден отправиться в изгнание в Македонию через закон Публия Клодия, по которому к "лишение воды и огня" (т.е. изгнания) должен быть осужден то магистрат, который виновен в казни римских граждан без суда. Вернувшись в Рим в сентябре 57 до н.е., Цицерон примкнул к партии Помпея. В феврале 51 до н.е. сенат назначил Цицерона проконсулом в Киликии ( Малая Азия), где тот проявил большую энергию, справедливость и снисходительность по отношению к подчиненным, отменил лишние расходы городов, связанные с содержанием наместников, облегчил и уменьшил налоговый гнет. Особое удивление в провинции вызвала его личное бескорыстие и умеренность. Неожиданно Цицерон приобретал славу полководца. Победив в битве неподалеку Иссы горные племена Амана и покорив крепость Пинденисс, Цицерон был провозглашен своими войсками "императором", т.е. получил право на триумф. Но при первой возможности возвращается в Италию 49 до н.е. и приобщается к Помпею. В гражданской войне 49-47 г. Цицерон безуспешно пытался посредничать между Помпеем и Цезарем, а после поражения Помпея в Фарсальский битве ( 48 до н.е.) Цицерон сдался на милость Цезаря, который с тех пор фактически стал единоличным диктатором, и отошел от активной политики. 44 до н.е. Цицерон создал философскую повесть-диалог "Тускуланськи беседы", посвященную Марку Юнию Бруту - будущему убийце Цезаря, человеку, близкому автору по увлечению философией. Это в основном моральные размышления в диалогах о том, что больше всего беспокоит человека в его жизни, делает его уязвимым, о презрении к смерти, преодоление боли, утешении в горе, страстях. В день мартовских ид ( 15 марта 44 до н.е.) Цицерона не было среди убийц Цезаря, он даже не был посвящен по мятежа. Но его отношение к диктатору было настолько известно, что по преданию, убийцы выкрикивали его имя, выбежав на Форум. В день убийства Цицерон пишет одному из заговорщиков: "Поздравляю тебя и радуюсь за себя!?. Одобрив убийство Цезаря, он оказался в оппозиции Марка Антония, которого считал продолжателем дела узурпации власти. Известная серия знаменитых речей против Антония ("филиппики") подвела итог и политическую карьеру Цицерона. В них Цицерон, следуя традиции древнегреческого оратора IV в. до н. е. Демосфена, чьи речи против македонского царя Филиппа II были названы филиппиками, выступил против консула Марка Антония. В 14 памфлетах Цицерон объявил своего противника наглецом, негодяем, глупцом и трусом, носителем мерзких человеческих пороков и грозил ему судьбой Катилины и объявлением войны. Для борьбы против Марка Антония Цицерон пытался использовать Октавиана, стремящиеся поддержки в борьбе за наследство приемного отца. После победы при Мутине ( 21 апреля 43 до н.е.) Цицерон и республиканцы праздновали победу, казалось, что эта победа положит конец посягательствам Марка Антония на диктаторство, а молодого Октавиана можно не учитывать, предоставив овацию вместо триумфа. По выражению Аппиана, Цицерон пользовался днях единовластием демагога. В июле 43 до н.е. Октавиан обратился к Цицерона, требуя себе консулат, но получил отказ. Тогда наследник Цезаря ввел свои легионы в Рим и 19 августа был провозглашен императором. В ноябре между Октавианом, Марком Антонием и Лепидом был заключен второй триумвират, а уже 27 ноября, когда триумвирам была предоставлена верховная власть, начались политические преследования против республиканцев. Цицерон был внесен в проскрипционные списки одним из первых, что узнал, находясь в своем Тускульському имения. Он пытался бежать в Македонию, но был схвачен преследователями и зверски убит 7 декабря 43 до н.е. около городка Форме. Его голова и рука были выставлены на Форуме, где ранее он клеймил социальное зло и отстаивал справедливость. По преданию Плутарха, жена Марка Антония, Фульвия, колола язык Цицерона булавками, своеобразным образом отомстив за язвительные речи. 2. Литературное наследие и философияЛитературное наследие Цицерона состоит из его публичных речей, сочинений по ораторскому искусству, философских трактатов, поэтических произведений и частных писем. Он впервые сделал латинский язык полноправным средством выражения философских идей, стремясь дать римской просвещенной публике материал для серьезного чтения и самообразования. Обзор своих сочинений по философии Цицерон приводит в трактате "Искусство гадания", книга 2, гл. 1. Этот обзор начинается словами: "Не раз я спрашивал себя, чем я могу быть полезным для республики, не оставляя моих забот о ней, после многих и долгих размышлений, я пришел к такому выводу: лучше будет, если я открою моим согражданам путь к благородным наук ". В XIX - XX в. наследие Цицерона интересовало историков философии в основном как источник сведений о платонической философии периода эллинизма (ценный материал о Филона из Ларисы и Антиоха Аскалонського) Цицерон отражал в своих произведениях и современные ему идеи Стоик и эпикурейцев ( Панэтий, Посидоний), сознательно подражал диалоги Аристотеля. Цицерон затрагивал вопросы соотношения риторики и философии, государственного и, в частности, "наилучшего государства и наилучшего гражданина". Следуя за греческим историком Полибием и стоиком Панэтием, он видит в Римской республике времен ее расцвета ту ?смешанную политой", в которой демократия (свободное волеизъявление народа и его действительное участие в государственных делах) оптимально сочетается с элементами аристократии (руководством со стороны умных и достойных). Из теоретических гносеологических вопросов занимался вопросом о природе и статусе знания: есть ли критерии истинности познания? может знания о чем-либо быть окончательным? Согласно учению Новой Академии, и в противоположность стоикам он отвечает на этот вопрос отрицательно. В работе "О пределах добра и зла" Цицерон последовательно опровергает учения о высшем благе эпикурейцев и стоиков, оставаясь при скептическом взгляде о невозможности теоретического обоснования высшего блага. В области практической морали такое окончательное определяющее понятие Цицерон находит - это понятие природы: "кто соблюдает природы, тот не ошибается", что сближает его позицию с стоической. Стоицизм был духовно близок Цицерону лишь отчасти: согласие в вопросах морали сопровождается резкой критикой веры в традиционных богов, стоического фатализма и связанной с этим веры в гадания (?О природе богов", "Искусство гадания" и "О судьбе"). Один из самых значительных произведений Цицерона - "Тускуланськи беседы" в 5 книгах, в котором разворачивается широкий спектр философских вопросов. В нем он называет философию "наукой об исцелении души", "воспитательницей добродетели, гонительницей пороков", объединившая силой "в общество рассеянных по земле людей". Цицерон считал, что истинная философия как стремление к мудрости и морального совершенствования обогащает основу повседневного существования - дружбу, и смягчает и наполняет смыслом неизбежные тяготы всякой жизни: старость, боль, смерть близких и ожидание собственной ("О старости", "О дружбе "). Для всех последующих эпох Цицерон так или иначе оставался философом-просветителем, представителем гуманизма - именно это слово происходит от его любимого понятие humanitas. 3. ПроизведенияИз произведений сохранились 58 судебных и политический речей, 19 трактатов по риторике, политике, философии и более 800 писем. Цицерон является автором латинского словаря и стиля для выражения абстрактных понятий. 3.1. Выступления(Некоторые из названий объединяют несколько речей.) 3.1.1. Судебные речи
3.1.2. Политические речи3.1.2.1. До изгнания
3.1.2.2. После изгнания
3.1.2.3. Последние годы
(Речи "Pro Marcello", "Pro Ligario" и "Pro Rege Deiotaro" известны как "Цезарийськи речи".) 3.2. Философские труды3.2.1. Риторические
3.2.2. Другая философские труды
3.3. Письма
4. В украинской литературеЗнакомство украинских ученых с философскими идеями Цицерона началось со второй половины XIV века, когда в учебные заведения Западной Европы из Польши, в состав которой входила Украина, хлынул поток молодежи. Их деятельность после завершения исследований привела к развертыванию и развития гуманистического движения в Украине. Многие гуманистических идей из трактатов Цицерона использует Станислав Ореховский, цитируя чаще его произведение "Об обязанностях" и "Тускуланськы беседы". Захват Цицероном Ян Замойский использовал при создании в Замостье 1595 известной Замойской академии. Интерес к философским идеям не ослаблялась протяжении XVII-XVIII вв., О чем свидетельствуют учебные программы и учебники братских школ и академий, в частности Киево-Могилянской. Ярким свидетельством может служить курс риторики И. Кононовича-Горбацкий. Часть трактата Цицерона "О старости" перевел свое время Г. Сковорода. 5. Афоризмы и высказывания
Литература
См.. такжекод для вставки Данный текст может содержать ошибки. скачать |