Цыганка (картина)

Цыганка - картина Франса ГАЛС - одна из самых известных работ выдающегося голландского мастера 17 в. Выполнена маслом на холсте размером 0,58 на 0,52 м. Хранится в музее Лувр с 19 в. Происходит из сборника коллекционера Ла Каза в Париже.


1. Мастер портретов

Франса ГАЛС знают как выдающегося портретиста 17 века. Это так, хотя из документов было известно, что в начале творческой карьеры он занимался религиозной живописью. Но картин с религиозными сюжетами не видели и считали, что те погибли. Лишь в 20 веке исследовательница из Эрмитажа И.Линник нашла в Одессе две картины, которые были утренними работами мастера на религиозные темы (Евангелисты Лука и Матфей). Поиски продолжили в Западной Европе и нашли еще одного евангелиста.

Легкий по натуре молодой Галс быстро покинул религиозные темы и начал рисовать портреты. Библейские темы уступили место бытовым картинам и портретам. Даже его бытовые картины портретные (" Шут с лютней "," Мулат "," Мальчики-певцы "). портретных считают и знаменитую" Цыганки ".

В творчестве ГАЛС доминируют мужские портреты. Ведь именно мужчины имели большие деньги и были главными заказчиками портретов. В Голландии портрет как разновидность искусства отразил стремление к светских сюжетов и интерес к личности нового времени, эпохи укрепления нового государства на карте Европы.

Тем интереснее редкие женские портреты галса. До спорят, что за женщина рядом с девочкой на портрете в музее Далем - мать или няня. Легче с женскими портретами хозяек, имеющих гербы. Совсем тяжело с "Цыганкой", где ни надписей, ни гербов. Да и где им взяться, ведь цыганка ...


2. Тайна

Тайной остался год рождения галса. Таемницеею веет от жизни галс что смолоду любил веселье, театр, наслаждения и не пришел с годами, не заработал денег, не защитил себя от нищеты. Тайной остались имена неизвестных на его портретах. Никто не скажет, как звали "цыганку", да цыганка и она?

Молодые девчонка смотрит в сторону, одежда неуклюжий, невоспитанный и непокрытой. Такого декольте нельзя увидеть на одной картине галса. Кажется, ей воскликнули наглый шутку, а она ответила еще наглее.

Барышня и должна быть сдержанной, воспитанной, иметь чепчика на голове, прячет волосы! Барышня-да, но не она ... Дивчиско было слишком свободным даже для свободной тогда Голландии. Может именно это и привлекло художника.

Исследователи спорят, что только не говорят. Есть мнения, что это торговка с базара или даже портовая проститутка. Название поздняя. Потому в залах дворцов она слишком была непохожа а ни на горожанок, ни на барышень в чепчиках и с гербами на фоне. Ибо слишком же свободна.


Источники

  • И.В.Линник, "Франс Галс", Ленинград, "Сов.художник", 1967 (рус).
  • же "Юный художник", № 2, 1982, статья О.Петрочук "Лувр" (рус).

См.. также