Надо Знать![]() |
Литература Источники ВведениеПетр Ильич Чайковский ( рус. Петр Ильич Чайковский , 25 апреля ( 7 мая) 1840 - 25 октября ( 6 ноября) 1893) - русский композитор, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель. 1. ПроисхождениеПроисходил из украинского [1] рода Чаек. Прадед композитора, Федор Афанасьевич Чайка, происходил из под Кременчуга, в ранге казацкого сотника принимал участие в битве под Полтавой и умер от ран. [2]. Его сын, Петр, рожденный на Полтавщине (дед композитора), учась в Киево-Могилянской академии, принял фамилию Чайковский. Пройдя русско-турецкую войну и отслужив полковым врачом, стал городничим Слободского и Глазова Вятской губернии, а 1785 года был приписан к дворян Казанской губернии. [3] Отец композитора, Илья Петрович, занимал различные посты в Департаменте горных и соляных дел, проводил геологические исследования в Новгородской губернии, преподавал в Горном корпусе. Мать композитора, Александра Андреевна, урожденная Ассиер, родилась в семье таможенного чиновника в Петербурге, окончила Училище женских сирот, владела фортепиано и умела петь. 1833 году она стала второй женщиной Ильи Петровича и родила от него шестеро детей, среди которых Петр был вторым. 2. Биография2.1. Ранние годыРодился в поселке при Камско-Воткинском заводе Вятской губернии, ныне город Воткинск ( Удмуртия). По словам самого композитора, "вырос в глуши, с очень раннего детства проникся неописуемой красотой характеристических черт русской народной музыки" Исходный текст (Рус.) вырос в глуши, с детства самого раннего проникся неизъяснимой красотой характеристическому черт русской народной музыки Учился игре на фортепиано с ранних лет. В 14-летнем возрасте остался без матери, которая умерла от холеры. Чайковский берет на себя ответственность за воспитание младших братьев. По воспоминаниям младшего брата, Модеста, "мудрый и опытный педагог, наиболее любящая и нежная мать не могла бы нам заменить Петра" Исходный текст (Рус.) Самый мудрый и опытный педагог, самая Любящая и нежная мать не могла бы нам заменить Петю Окончил училище правоведения в Санкт-Петербурге ( 1859), служил в министерстве юстиции в 1863 года. Параллельно занимался музыкой в классах Русского музыкального общества, что было 1862 года преобразован в Петербургскую консерваторию. В консерватории изучал композицию в классе А. Г. Рубинштейна. За годы учебы в консерватории Чайковский написал ряд учебных произведений, в частности квартет, пьесы для ф-но. Окончил консерваторию 1865 года, представив на выпускном экзамене кантату на текст оды Ф.Шиллера "Ода радости". 2.2. Московский период1866 Чайковский переехал в Москву по приглашению Николая Рубинштейна преподавать в только что открытой Московской консерватории. В консерватории Чайковский преподавал композицию, гармонию и теорию музыки, инструментовки. Среди его учеников - Сергей Танеев. Чайковский активно участвовал в творческой жизни Москвы, здесь он знакомится с Львом Толстым, Александром Островским (позже - автором либретто к опере Воевода), а 1868 - с композиторами "Могучей кучки", которые обратили его интерес к программной музыке. Среди произведений этих лет - 1-я симфония и увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта", (1869). Творчество Чайковского 1870-х годов охватывает различные жанры - он пишет оперы "Опричник" и "Кузнец Вакула", музыку к драме Островского "Снегурочка", балет "Лебединое озеро", Вторую и Третью симфонии, фантазию "Франческа да Римини", Первый фортепианный концерт, Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, три струнных квартета и другие. 1876 Чайковский совершил вместе с братом Модестом путешествие в Париж. Сильное впечатление на Чайковского оказала опера Кармен Жоржа Бизе, премьера которой состоялась за год до этого. На обратном пути Чайковский с братом посетили Вагнеровский фестиваль в Байройте, где лично познакомился с Ф. Листом и Рихардом Вагнером. В июле 1877 года Чайковский импульсивно оджружився на прежний консерваторские студентке Антонине Милюков, моложе его на 8 лет. Милюкова посылала композитору письма и даже угрожала самоубийством, если он откажется от встречи. Чайковский, в то время работал над оперой в "Евгений Онегин (опера)", в отличие от героя своей оперы не стал отказывать своей поклонницы. Однако уже в сентябре композитор был разочарован в браке и даже сам собирался совершить через это самоубийство [4]. 2.3. Период путешествийВ октябре Чайковский принял решение о разводе, он прекращает также работу в Московской консерватории и вместе с братом Анатолием отправляется в Швейцарию. Эта поездка стала возможной благодаря поклонницы его таланта Надежды фон Мекк, которая назначила ему ежегодную стипендию в размере 6000 рублей (эквивалентно современным 54 000 $), при условии, однако, что они никогда не встретятся лично. Общение Чайковского с фон Мекк происходило исключительно письменно. За 13 лет переписки было написано около 1100 писем. Следующий 1878 Чайковский закончил "Евгения Онегина" и Четвертую симфонию, которыми сам композитор остался доволен. "Я чувствую сегодня большое наслаждение от сознания, что я закончил два больших произведения, в которых, мне кажется, я сделал шаг вперед, и значительный" Исходный текст (Рус.) Я Испытывая сегодня большое наслаждение от сознания, что я Окончил два больших сочинения, в которых, мне кажется, я шагнул вперед и значительно В течение следующих 14 лет жизни Чайковский постоянно путешествовал - как родиной, так и за рубежом. Путешествовал преимущественно поездом, а в 1886 - на пароходе из Батуми в Марселя. В середине 1880-х Чайковский возвращается к активной музыкально-общественной деятельности. В 1885 его избирают директором Московского отдела Русского музыкального общества. Музыка Чайковского получает известность в России и за рубежом. В это время Чайковский начинает заниматься дирижированием, и в 1887 - начале 1888 года он совершает первое европейское турне как дирижер. Концертные поездки укрепили творческие и дружеские связи Чайковского с западноевропейскими музыкантами, среди которых - и Ганс фон Бюлов, Эдвард Григ, Антонин Дворжак, Густав Малер, Артур Никиш, Камиль Сен-Санс и другие. Весной 1891 года П. И. Чайковский совершает поездку в США. Он дирижировал собственными произведениями Нью-Йорке, Балтиморе и Филадельфии с чрезвычайным успехом. Последние годы жизни музыкант проводит в Клину в Подмосковье, где сейчас находится его мемориальный музей. 16 октября 1893 он успешно дирижировал на премьере своей симфонии в Петербурге, через 9 дней внезапно умер. 2.4. Чайковский в Украине![]() Мемориальная доска у Одесского театра оперы и балета, ул. Чайковского, 12 С 1864 почти ежегодно жил в Украине в имении Низах на Харьковской, а 1878 - 1885 в с. Каменец и Браилов на Подолье. Здесь появились его произведения на украинский сюжеты или такие, в которых использованы украинские народные мелодии: оперы "Мазепа" (по Александром Пушкиным) и "Черевички" ("Кузнец Вакула" за Николаем Гоголем), симфонии № 2 ("Украинская") и № 4, концерт для фортепиано с оркестром № 1, транскрипция фантазии "Казачок" Даргомыжского для фортепиано, песни к русским переводам Тараса Шевченко и многие др.. Чайковский отредактировал издание церковных произведений Дмитрия Бортнянского в 10-х томах (1882). ![]() Мемориальная доска на усадьбе фон Мекка в с. Копылов Макаровского района Киевской обл. 1890 года Чайковский посетил Николая Лысенко в Киеве и слушал оперу "Тарас Бульба". Был одним из участников создания на базе музыкального училища Киевского отделения Русского музыкального общества Киевской консерватории. Также композитор бывал в поселке Александровка Зачепиловского района и в селе Копылов на Макаривщини, в усадьбе фон Мекка. 3. Творчество![]() Фрагмент рукописи П. И. Чайковского, страницы оперы "Пиковая дама (опера)" Хотя ведущими сферами творчества Чайковского были опера и симфония, этот композитор писал музыку почти во всех жанрах. В его музыке отражены глубокие социально-этические конфликты, рожденные русской действительностью 2-й половины 19 века. Столкновение устремлений к полноте жизни и чувств с жестоко враждебной действительностью служит источником острого напряженного конфликта, часто получает в произведениях композитора трагический исход. Заметное усиление трагического начала наблюдается в произведениях последних лет (например, опера "Пиковая дама", 6-я симфонии). Проницательный художник-психолог, Чайковский раскрывал внутренний мир человека в разных его проявлениях - от мягкой лирической задушевности до захватывающего трагизма. Светлое жизнеутверждающее начало воплощалось им в картинах народных увеселений и торжеств или в идеально прекрасных поэтических образах, выражающих романтическую мечту о наполнен и гармоничную жизнь. Музыке Чайковского свойственно мелодическое богатство, связанное с интонациями народной песни и городского романса. Вместе с тем, Чайковский считается одним из самых симфонистов романтической эпохи. Б. Асафьев так описывает эту черту творчества Чайковского:
В программных симфонических произведениях Чайковского нашли отражение образы творчества Шекспира ("Ромео и Джульетта", "Буря", "Гамлет"), Данте ("Франческа да Римини"), Байрона ("Манфред"). Воплощая тот или иной сюжет в музыке, он стремился не столько детальной звукописнои передачи хода событий, сколько концентрированного выражения основного конфликта посредством столкновения и развития контрастных музыкальных образов. Выдающийся является вклад Чайковского в развитие концертного жанра. Его фортепианные и скрипичный концерты объединяют симфонический размах с виртуозностью, темпераментностью и яркостью колорита. Галерею сильных и трогательных образов создал Чайковский в своих операх. В письме С. Танеева композитор писал:
Он подчеркивал, что опера "должна быть музыкой наиболее общедоступной из всех родов музыки", "и именно только опера роднит вашу музыку к этой публики, делает вас достоянием не только отдельных маленьких кружков, но при благоприятных условиях - всего народа" [ 7]. Богатство и выразительность вокальной мелодики соединяются в операх Чайковского с напряженным симфоническим развитием, что позволяет передавать динамику состояний души, психологический подтекст действия. Вместе с тем композитор относился с большим вниманием к законам сцены, добивался гибкости музыкальных характеристик и тщательного определения бытового или исторической почвы, подчеркивая, что оперу нужно "не только слушать, но и смотреть". Новаторское значение имела балетная музыка Чайковского. Традиционный "Дивертисментний" тип классического балета у Чайковского насыщается непрерывным симфоническим развитием. Сказочные сюжеты служат композитору для воплощения реальных жизненных конфликтов. Камерно-инструментальная музыка Чайковского насчитывает три квартета (первые образцы в русской музыке), струнное трио, секстет и ряд фортепианных произведений, преимущественно лирических или жанрово-характеристических. Наиболее крупным по масштабу фортепианным произведением Чайковского является "Большая соната" (1878), в которой композитор развивает традиции великой романтической сонаты. Одну из важных сфер творчества Чайковского составляют романсы. Как и М. И. Глинка и А. С. Даргомыжский, Чайковский опирался на интонации и жанры бытового романса, творчески переосмысливая и углубив их, выделяя и обостряя индивидуально-характерные черты. Эмоциональный диапазон вокальной музыки Чайковского простирается от тихого элегической грусти до высокого драматизма и страстного захваченного порыва. Большинство романсов написаны на слова русских поэтов - А. К. Толстого, Л. А. Мея, К. Р. (К. К. Романова), Д. М. Ратгауза, А. Н. Плещеева, А. А. Фета, А. Н. Апухтина, Я. П. Полонского. 4. Произведения
5. Экранизация произведений
6. Увековечении памяти композитораВ честь Чайковского названы:
Примечания
Литература
Источники
код для вставки Данный текст может содержать ошибки. скачать |