Ошо (Чандра Мохан Раджниш) ( хинди चन्द्र मोहन रजनीश ) (* 11 декабря 1931 - ? 19 января 1990) - индийский философ, основатель духовного учение, профессор философии, с начала семидесятых известный как Бхагван Шри Раджниш भगवान श्री रजनीश и позднее Ошо ओशो или Равшан गोहनीश्र.

Ошо отмечал осознании собственных действий человеком, медитациях, любви, свьяткуванни, творчества и духа, в противоположность статическими верованиям и религиям. Проповедовал собственное учение, что декларировало целью свободное и счастливую жизнь человека, борьбу с предрассудками, ложными ценностями общества, бюрократической государством, бюрократизированной церковной верой ( клерикализмом), бездуховностью семейного уклада и т.д. Разработал множество новых систем медитации, связанных с музыкой, движением, дыханием.

Беседы Ошо, записанные в период с 1969 по 1989 год, собраны и изданы последователями в виде нескольких сотен книг. Основатель системы ашарамив во многих странах. Во время пребывания в США основал город Раджнишпурам, которое по территории было подобно в три Нью-Йорки.


1. Биография

Ошо родился 11 декабря 1931 года в Кучваде (Центральная Индия). Детство провел в доме деда, который дал ребенку имя Раджа. Отец и мать взяли его к себе только после смерти бабушки и дедушки. Перед школой ему дали имя - Раджниш Чандра Мохан.

С раннего возраста он интересовался духовным развитием, изучал свое тело и его возможности, экспериментировал с различными способами медитации. Он не следовал никаким традициям и не искал учителей. Основой его духовного поиска был эксперимент. Он пристально всматривался в жизнь, особенно в его критических, экстремальных аспектах. Он не верил никаким теориям и правилам и всегда бунтарской выступал против предрассудков и пороков общества.

21 марта 1953 Ошо был 21 год. В этот день с ним произошло просветление. Это было подобно взрыву. "В ту ночь я умер и я возродился. Но человек, возродилась, не имеет ничего общего с тем, который умер. Это не непрерывная вещь. Человек, который умер, умерла тотально; ничего от него не осталось. Нет даже тени. Его умерло тотально, полностью. тот день 21 марта, лицо, жила много-много жизней, тысячелетия, просто умерла. Другая существо, совершенно новая, совсем не связана со старой, начала существовать. Я стал свободным от прошлого, я был вырван из истории, я потерял автобиографию ".

После этого внешняя жизнь Ошо не изменилась. Он продолжал обучение в колледже Джабалпурському на философском отделении.

В 1957 году он окончил Саугарський университет, получив диплом с отличием, золотую медаль и степень магистра философских наук. Два года спустя он стал преподавателем философии в Джабалпурському университете. Во время своей девятилетней карьеры Ошо путешествовал всей Индией, часто находясь в пути по пятнадцать дней в месяц. Страстный и искусный полемист, он постоянно бросал вызов ортодоксальным религиозным деятелям.

В 1966 году Ошо оставил университетскую кафедру и полностью посвятил себя распространению искусства медитации и своего видения нового человека - Зорбы-Будды, человека, которая синтезирует лучшие черты Востока и Запада, человека, способного радоваться полнокровному физической жизни и способного одновременно молчаливо сидеть в медитации, достигая вершин сознания.

В 1968 году Ошо поселился в Бомбее и вскоре к нему стали приезжать первые западные искатели духовных истин. Открыл новые техники медитации, предназначенные именно для современного человека. Их принято называть "динамическими медитациями", они основаны на использовании музыки и движения. Ошо свел вместе элементы йоги, суфизма и традиций Тибета, что позволило использовать принцип трансформации энергии за счет пробуждения активности и последующего спокойного наблюдения.

Впервые Багван показал свою динамическую медитацию в апреле 1970 года в медитативном лагере под Бомбее. Индийские журналисты были поражены, наблюдая участников, кричали, кричали и срывали с себя одежду, - вся сцена носила фатальный характер и была очень интенсивной. Но насколько была сильна напряжение в первой, интенсивной стадии, так же глубоко было расслабление во второй части, что приводит к полного покоя, не достижимого в обычной жизни.

Ошо объяснял:

"В течение десяти лет я непрерывно работал с методами Лао-Цзы, то есть я непрерывно изучал непосредственное расслабление. Это было очень просто для меня поэтому я решил, что это будет просто для любого. Затем, раз от раза, я стал понимать, что это невозможно. Я, конечно, говорил "расслабьтесь" тем, кого я обучал. Они понимали значение этого слова, но не могли расслабиться. Тогда я решил придумать новые методы медитации, которые сначала создают напряжение - еще большее напряжение. Они создают такое напряжение, что вы становитесь просто сумасшедшим. А потом я говорю "расслабьтесь".

В 1974 году Ошо переезжает в Пуну, где вместе со своими учениками - открывает ашрам в парке Корегаон. В течение последующих семи лет туда приезжают сотни тысяч искателей со всего мира, чтобы испытать новые медитации Ошо, послушать его беседы. В своих беседах Ошо рассматривает многие аспекты человеческого сознания, существующих религий и систем духовного развития: Будда и учителя буддистов, суфийские мастера, еврейские мистики, индийская классическая философия, христианство, йога, тантра, дзен.

Со своими учениками Ошо встречался ежедневно, за исключением периодов, когда он был нездоров.

1981 год. На протяжении многих лет Ошо страдал от диабета и астмы. Весной его состояние ухудшилось и он погрузился в период молчания. По рекомендациям врачей в июне этого года его отвезли на лечение в США. Американские ученики Ошо купили ранчо площадью в 64 тыс. акров в Центральном Орегоне и основали Раджнишпурам. В августе Ошо приехал туда. За четыре года, когда Ошо жил там, Раджнишпурам стал дерзким экспериментом по созданию транснациональной духовной коммуны. Каждое лето на устроен там фестиваль приезжало до пятнадцати тысяч человек из Европы, Азии, Южной Америки и Австралии. В результате коммуна стала процветающим городом с населением в пять тысяч человек.

1984 год. Так же внезапно, как он прекратил говорить, в октябре Ошо заговорил. С самого начала эксперимента с основания коммуны федеральная и местная власть пыталась уничтожить ее в любой способ. Впоследствии документы подтвердили, что в этих попытках участвовал Белый Дом.

В октябре 1985 года американское правительство обвинил Ошо в нарушении иммиграционного законодательства и без всякого предупреждения под стражу. В наручниках его продержали 12 дня в заключении, отказав в поручительстве. В тюрьме его физическое состояние ухудшается. Согласно последующим медицинским освидетельствованием, в Оклахоме он получил опасную для жизни дозу радиации, а также был отравлен талиумом. Когда в Портлендского тюрьмы, где находился Ошо, была обнаружена бомба, он был единственный, кого не эвакуировали. Заботясь жизни Ошо, его адвокаты согласились признать нарушение закона об иммиграции, и Ошо покинул Америку 14 ноября. Коммуна распалась. Правительство США не удовлетворился нарушением собственной конституции. Когда Ошо по приглашению своих учеников отправился в другие страны, США, используя свое влияние в мире, постарались повлиять на другие государства, чтобы работа Ошо удалось, куда бы он не прибыл. В результате этой политики 21 страна запретила въезд в своих границ Ошо и его спутникам.

В июле 1986 года Ошо вернулся в Бомбей и его ученики снова стали собираться вокруг него.

В январе 1987 года, поскольку число людей, приезжающих к нему, быстро росло он вернулся в Пуну, где в то время образовалась Международная коммуна Ошо. Снова начались ежедневные прекрасные беседы, медитации, праздника. [1]


2. Учение Ошо

Ошо призвал быть осознанными в раздумьях об истинной природе человека и методы обращения к ней. "Я пришел учить вас, я пришел разбудить вас". Ошо не писал книг, а излагал свои мысли во время бесед, говоря на темы предложенные участниками.

Ошо учил, что каждое человеческое существо является потенциальным Буддой, с возможностью просветления. Согласно ему, каждый может чувствовать безусловную любовь, и самостоятельно жить, а не просто реагировать на внешние раздражители, но Его человека мешает ей наслаждаться жизнью.

Высказывания Ошо менялись со временем, он активно шутил и использовал парадоксы, чтобы подчеркнуть важность мышления собственным умом, в противовес слепому следованию словам учителей и гуру. Неудивительно, что при такой - контекстной - подаче часть материала всякий раз оказывалась оформленной по-новому, а в некоторых беседах можно обнаружить значительное отличие от ранее сказанного - например, одному человеку Ошо мог сказать: "Мир статический", а другому - "Мир постоянно меняется! ". Таким образом он пытался привести человека в "точку равновесия", чтобы человек не смотрела однобоко, чтобы всегда находилась в поиске. Многих людей ставят в тупик противоречия в беседах Ошо. Вот что говорит он по этому поводу: "Мои друзья удивляются:" Вчера ты говорил одно, а сегодня - другое. Чего же нам слушаться? "Я могу понять их недоумение. Они ухватились только за слова. Разговоры не представляют для меня никакой ценности, только пустоты между произнесенными мной словами - вот что ценно. Вчера я открыл дверь в моей пустоты с помощью одних слов, сегодня я открываю их, прибегая к другим словам. Да пустота, которая проявляется между словами, - вот что для меня важно. Двери могут быть деревянными, золотыми, серебряными, может, их украсили узорами из листьев и цветов. Будут они простыми или орнаментированными - все это не имеет значение. Лишь открыты двери, то пустое пространство имеет значение. Для меня слова - лишь инструмент, помогающий открыть пустоту ".

Ошо о Радости

Пение, танец - это, несомненно, язык радости, но можно выучить язык, не узнав радости. Этим и занимается все человечество: люди учатся только жестам, пустым жестам.

"В чем причина твоей радости, Учитель?" Этот вопрос Ошо разъясняет так: "В радости нет причины, в радости не может быть причины. Если у радости есть причина, это вообще не радость; радость может быть только беспричинная, необусловленная. Есть причина в болезни, но в здоровье ?. Здоровье естественное. Спросите врача: "Почему я здоров?" - он не ответит. Он может ответить на вопрос: "Почему я болен?" - Потому что у болезни есть причина. Он может диагностировать эту причину, определить, почему вы больные, но никто не может найти причину, по которой человек здоров. Здоровье естественное, здоровье - это то, как должно быть. Болезнь - это то, как должно быть. Болезнь означает, что что-то не так. Когда все порядке, человек здоров. Когда все работает в порядке, человек здоров, тут нет никакой причины ".


3. Движение Ошо

Раджниш совсем неодобрительно относился к любым объединений, в том числе и религиозных, и неоднократно предостерегал своих последователей от создания организаций вроде "подражание", он рекомендовал, в случае своей смерти, немедленно отправиться на поиски "живого Мастера".

Однако это предписание не было выполнено, и после ухода Ошо "новая саньяси" организовала множество Ошо-центров во всем мире, самым известным из них является "медитативный курорт" в Пуне, Индия. В центрах проводятся групповые медитации - разработанные как Раджниша, так и его учениками.


Примечания

  1. http://landgreen.org.ua/ - landgreen.org.ua /