Чань (Дзен) - школа китайского буддизма, вторая по популярности после школы Чистой Земли (Амидаизму). Название происходит от кит. транскрипции санскр. термина "dhiana" - медитативное созерцание. По легенде, школу Чань основал патриарх Дадим ( Бодхидхарма), который пришел с Запада, т.е. из Индии, и в 6 в. и поселился в монастыре Шаолинь-сы в провинции Хэнань. Дадим считается 28-м носителем учения буддизма, которое идет от самого Будды, и которое передавалось непосредственно, от сердца к сердцу, от учителя к ученику. Эта идея о непосредственной передаче учения и стала идейной основой школы Чань. Другой особенностью является учение о мгновенном, одномоментное пробуждения, дунь-у. Это учение было развито последнее, 6-м патриархом школы на ймья Хуейнен (638-713). Хуейнен основал так называемую "южную" ветвь Чань. В 8-10 вв. чаньська традиция разделилась на 5 ответвлений, из которых 2 сохранились и сегодня. Это - школы Линьцзи и Цаодун. Философской основой Чань тезис о тождестве Сансары и Нирваны. Последователи Ч. отказываются противопоставлять медитативные состояния сознания другим формам человеческой деятельности. Будда, или пробуждения - это истинная природа каждого существа. "Твоя повседневная обычное сознание и есть истина" - таков один из главных постулатов Ч.

4 выходных принципы Чань:

1. "Не создавать письменных поучений";

2. "Передавать традицию вне наставлений";

3. "Прямо указывать на человеческое сердце";

4. "Созерцать собственную природу и становиться Буддой".

В монастырях Ч. большое значение приобретает совместная совместная работа. В монастыре Шаолинь-сы сложилась известная школа боевых искусств. Строгая дисциплина и ежедневная медитация основой практики в чанських монастырях. Ч. значительной мере повлияла на литературу и искусство Китая. Также школа Ч. распространилась в Корее, Вьетнаме, а также в Японии, где нашла широкую известность под названием Дзен.


Источники

Малявин В.В. Чань. / / Буддизм от А до Я. - М.: "Республика", 1992. - С. 270 -271.

Абаев Н. В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневекового Китае. Новосибирск, 1989

Ермаков М. Е. Мир китайского буддизма. СПб, 1994

Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994

Философия китайского буддизма. СПб., 2001

Янгутов Л. Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма. Новосибирск, 1995

Янгутов Л. Е. Философия буддизма Хуаянь. М., 1981