Часовня Боимов

Часовня Боимов - памятник сакральной архитектуры в Львове на площади Кафедральной, 1.

Часовня построена в 1609 - 1615 годах (по другим данным в 1606 - 1615 годах) над фамильным гробивцем семьи львовских патрициев венгерского происхождения Боимов. Часовня построена на территории тогдашнего городского кладбища, вблизи Латинского собора. Усыпальница для семьи заказал и начал Георгий Боим, а завершал его сын Павел Боим. Всего в часовне похоронены 14 человек из династии Боимов.

Имена создателей часовни точно не известны. По обоснованной версии, ее строителем был архитектор из Вроцлава Андреас Бемер, который в те времена построил ратушу, украсил соседнюю часовню Кампиянив. Прототипом часовни Боимов, вероятно, является усыпальница Зигмунтовска (Сигизмундивська) в замке Вавель в Кракове.

Во второй половине XVIII-го века захоронения из часовни Боимов перенесены на львовские кладбища, а ключи от нее, согласно завещанию Георгия Боимов, передано в кафедры. В 1945 году советская власть закрыла часовню для посетителей. Однако 1969 года сакральное сооружение вошла как отдельный отдел в Львовской картинной галереи, ее снова открыт для посетителей. Отдел в составе галереи работает и доныне с 10:00 до 17:00 кроме понедельника.


1. Архитектурные особенности

Часовня Боимов. Общий вид с северного фасада. Вид с ратуши

Снаружи часовня своей архитектурно-объемной композицией напоминает Прикарпатья церкви XVII-го века. Квадратная в плане, здание увенчано восьмериком бане с восьмигранным световым фонарем. Верхний купол завершен крестом с фигурой Иисуса.

Архитектурный стиль часовни определяют как зрелый ренессанс с переходом к барокко. Также его характеризуют как характерный образец северного маньеризма в Украине. Архитектурный объем имеет характерную для эпохи Ренессанса центрическую композицию, разбивку наружных стен пилястрами ионического ордера, развитый венечный карниз.


2. Внешнее оформление

Стены часовни ориентированы строго по сторонам света. Южная закрыта жилым зданием, пристроен вплотную к часовне в XIX-м веке.

Восточная стена выходит на улицу Галицкую, расчлененная пятью пилястрами и украшена двумя фресковыми портретами - самого Георгия Боимов и его жены Ядвиги. Портреты созданы 1617 года, приписываемые Яну Дзиани (Jan Giani). Под портретом основателя часовни - надпись на латинском: "Георгий Боим. Львовский райца, основатель этой часовни. Года: 1617" . А под портретом его жены, надпись имеет следующее содержание: "Ядвига с Нижньовських Боим".

На северной стене, также разделенной пилястрами, размещены два фресковые изображения: Богоматери и Иисуса Христа. Выше, на одной из сторон восьмигранного барабана - один из красивейших львовских рельефов - "Георгий Победоносец". Вообще образ святого Юрия (патрона Георгия Боима) по крайней мере трижды встречается в декоративном оформлении часовни. Считается, что автором фресок и барельефа, а также скульптурных изображений над капителями пилястр, является Андреас Бемер.


2.1. Западная стена

Часовня Боимов. Фрагмент фасада. Композиция "Снятие с креста"

Насыщенным декоративными элементами являются главный, Запад часовни. Известно, что скульптурную декорацию западного фасада создан на втором этапе строительства часовни в 1611 - 1615 годах. Ее автором считают мастера по Вроцлав Гануша Шольца. В течение последних двух веков искусствоведы не раз жаловались на невысокий художественный уровень этой скульптурной декорации, хотя для туристов именно она является наиболее интересным и впечатляющим элементом во внешнем оформлении часовни. В отличие от восточного и северного фасадов, западный расчленен шестью колоннами по горизонтали и двумя карнизами по вертикали. Декоративные рельефы западного фасада расположены в трех ярусах.

Во втором ярусе в картушах над скульптурными изображениями пророков расположены цитаты из Библии на латинском языке (на фасаде слева направо):

  • "Morte turpissima condemnemus / eum sapi I" ("осудят его на смерть позорную" (кн. Мудрости 2.20) - над святым Петром;
  • "Foderunt manus meos et pedes meos / DA Psal. XXI" ("пронзили руки мои и ноги мои" (Пс. 22 (21). 17);
  • "Corpus meum dedi percucientibus et genas vellentibus / Esai. L" ("Подставил я спину свою тем, кто бьет, а щеки свои щипачи" ( Исаия 50.6);
  • "Mittamus lignum in panem eius. Et eradamus eum de terra viventium / Ier: XI" ("срубите это дерево с плодом его от земли живых его истребим" ( Иеремии 11.19));
  • "Et post hebdomadas LXII occidetur Christus / DAN. IX" ("А 62-х седмин предан будет смерти мессия" ( Даниила 9.26);
  • "Et appenderunt mercedem meam XXX argenteos / Zach XI" ("И они плату мой отвесили - тридцать сребреников" ( Захарии 11.12) - над входом;
  • In Virga percutien [t] maxillam ivdicis / Mich. V. ("Тростью бьют по щеке судью" ( Михея 4.14)) - над входом;
  • "Et dicent non est Rex Noster / Ose X" ("и скажут: нет у нас царя" ( Осия 10.3) - над святым Павлом. [1]

Самым насыщенным рельефными изображениями является третий ярус. Он состоит из композиций на тему Страстей Христовых : "Бичевание", "Несение креста", "распятие", "Снятие с креста". Благодаря выразительности пластики эти композиции и композиции интерьера называют "Библией для бедных ", поскольку не нужно знать грамоты, чтобы понять суть.


2.2. Купол часовни

Часовня Боимов. Купол часовни. Образ Христа огорчений

Еще одной необычной особенностью внешнего вида часовни является фигура Христа на куполе. Это мало распространен в христианской иконографии образ Христа расстроены ( пол. Chrystus frasobliwy , англ. Pensive Christ ). Необычность этого варианта скульптуры в том, что в отличие от всех изображений сидящего Христа, здесь Христос опирается щекой на левую руку, а на большинстве известных изображений - на правую. Во Христом купол "опоясывающий" такая надпись латыни : "Взгляните и посмотрите, все, дорогою: есть ли болезнь, как моя болезнь? Плач Иеремии 1.12 ".


3. Интерьер часовни

Интерьер часовни композиционно и стилистически связан с ее внешним видом. Благодаря мастерству архитекторов, изнутри часовня выглядит значительно больше и выше, чем снаружи. Алтарная стена сливается с чашей купола часовни, создает атмосферу подъема.

Большинство скульптурных работ в интерьере часовни выполнил Иоганн Пфистер. Для отделки он использовал материалы с местностей, недалеко от Львова. Нижний ярус алтаря, как и фасад - из Полянского известняка (залежи возле села Поляна). Верхний ярус алтаря и подкупольные рельефы выполнены в технике стюко (с применением смеси извести, гипса и молотого алебастра или мрамора). Некоторые скульптурные композиции созданы с применением черного мрамора и белого или серого алебастра, который в то время был известен под названием "русинский мрамор".


3.1. Алтарь

Часовня Боимов. Алтарь. Композиция "Тайная вечеря"

Алтарные композиции - центр интерьера. Они размещены на восточной внутренней стене часовни, напротив входа. Плоскость алтарной стены разделена карнизами на три яруса, плотно заполненными скульптурными произведениями. Важнейшие композиции расположены в двух верхних ярусах.

Нижний ярус отделен карнизом, который опирается на фигуры четырех пророков. Две двери прикрывают алтарные ниши. На внешней стороне левой двери изображен Иисус Христос, на правой - Деву Марию. В отделке дверей использованы различные техники - преподавание ( интарсия), резьба по дереву, ковка и роспись.

Главная тема алтарных композиций - Страсти Христовы. Центральной композицией является "Моление о чаше". На небольшой площади авторам удалось разместить всех участников событий в Гефсиманском саду : Христа, общается с ангелом, спящих апостолов Петра, Иакова и Иоанна и стражников, которых ведет Иуда.

Слева от "Моление о чаше" - композиция "Тайная вечеря". В правом нижнем углу композиции, под лавой Иуды оскалился негодной улыбкой дьявол. Правую часть среднего яруса занимает композиция "Омовение ног".

Средний ярус алтаря отделен от верхнего карнизом. Он опирается на фигуры четырех евангелистов, которые заснули сидя. Верхний ярус алтарной стены состоит из несколько меньших по размерам композиций: "Поклонение агнцу" и над ней - "Страшный Суд". Дополнением к сюжету "Поклонение агнцу" есть четыре женских фигуры, олицетворяющие Справедливость ( лат. Justicia ), Любовь ( лат. Charitas ) Терпение ( лат. Paciencia ) И Веру ( лат. Fides ).


3.2. Эпитафии и портреты

На южной стене размещены еще два известных произведения И. Пфистера эпитафии боимся и зятю Г. Боима - И. Бреслер. Эпитафия Боимов выполнена из черного мрамора и белого и серого алебастра. Выразительной частью эпитафии является скульптурная группа "Пиета" (оплакивание). В центре группы Мария, которая держит на руках тело Христа, по сторонам - Георгий и Ядвига Боимы на коленях, в двух верхних ярусах - дети и внуки Боимов.

Над входной дверью часовни размещены два образцы изобразительного искусства XVII века. Это портреты Георгия Боимов и его сына Павла. Имя автора портретов точно не известно, хотя существует мнение, что им был Матеуш Доморадзки. Портрет Георгия Боимов - первый мещанский портрет, выполненный в Львове.


3.3. Купол часовни

Внутренняя чаша купола часовни Боимов с тремя рядами кессонов

Внутренняя чаша купола часовни является одним из важнейших элементов ансамбля, который довершает целостность комплекса. В нижней части купола - три ряда кессонов, по двенадцать в каждом ряду. В третьем, самом высоком ряду, в углублениях пять ангелов держат части фразы на латыни с Откровение (Откровение) Иоанна Богослова : "Sanctus sanctus sanctus Dominus Deus" ("Свят, свят, свят Господь Бог").

Размеры кессонов уменьшаются по мере приближения к верхушке купола. Такое их расположение, удачно выбранный голубой цвет фона, а также восьмигранный световой фонарь, создают впечатление значительно большей высоты часовни, чем она есть.

Над световым фонарем размещена верхняя часть купола, украшенная восемью барельефами ангелов. Они держат в руках пергаменты с цитатой из латинского литургии: "Gloria in excelsis Deo et pax hominibus bonae voluntatis" ("Слава в вышних Богу и мир людям доброй воли"). На самом верху купола - несколько стилизованное фресковое изображения Святой Троицы.

Освещение внутреннего пространства часовни обеспечивают также три круглых окна. Два из них - в верхней части северной стены и еще одно - в вехней части подкупольному восмерика на западном фасаде. Дополнительное освещение нижнего яруса обеспечивают четыре нижних окна главного фасада.


4. Легенды и интересные

  • Часовня Боимов также называли Огруйцовою - от польского слова "ogr?jec" (сад). Это связано с тем, что на куполе находится статуя, изображающая Христа в Гефсиманском саду. Тема эта широко представлена ​​в живописи, в ​​скульптуре она редкая, просто уникальная. [2]
  • Часовня Боимов славная интересной энергетикой: работница музея рассказывала, что как-то забыла в углу часовни корзину с яблоками; более чем через полтора года она неожиданно на него наткнулась и обнаружила, что яблоки за это время совершенно не потеряли своей сочности и аромата. [3]
  • В алтарной части часовни содержится "Тайная вечеря", интересная фигурой Иуды, который уже получил сребреники за измену Христа и потому из-под его кресла скалит зеленые зубы дьявол. Именно поэтому воспроизведение дьявола тогдашний архиепископ не хотел посвятить часовню. [4]