Надо Знать

добавить знаний



Черниговский коллегиум



Черниговский коллегиум
Chernihiw Collegium dp1.jpg
Статус: Памятник архитектуры национального значения
Страна : Украина Украина
Местонахождение: Alex K Chernihiv prapor 1992.svg Чернигов
Архитектурный стиль: украинское барокко
Строитель: Лазарь Баранович, Иоанн Максимович, Иван Мазепа
Материал: кирпич
Основание: 1700
Состояние: в здании находится главный офис Национального архитектурно-исторического заповедника "Чернигов древний"

Черниговский коллегиум или Черниговская коллегия - один из старейших средних учебных заведений в Украина.

Коллегиум основан в 1700 году под названием Малороссийского коллегиума, на базе славяно-математической школы, переведенной из Новгород-Северского. Основателем коллегиума был церковный деятель, педагог и писатель Иоанн Максимович. В заведении учили латинского, греческой как, истории, географии, математики, философии.

Среди учеников были преимущественно дети казацкой старшины и зажиточных мещан Левобережья.

Основан по инициативе известных церковных и культурных деятелей второй половины XVII - начала XVIII в. Лазарь Баранович и Иоанна Максимовича при поддержке гетмана Ивана Мазепы, Черниговский коллегиум рядом с Киево-Могилянской академией и Харьковский коллегиум был одним из выдающихся центров просвещения и культуры XVIII в. в Украине.

Л. Баранович решил через упадок Киево-Могилянского коллегиума основал в Чернигове школу при архиерейском доме. Иоанн Максимович в 1700 г. реорганизовал школу Л. Барановича в коллегиум по образцу Киево-Могилянской академии. Коллегиум в Чернигове был основан И. Максимовичем при кафедральном Борисоглебском монастыре при непосредственной поддержке и финансировании И. С. Мазепы.

Коллегиум в этот период назывался в честь своего основателя "архиепископ Максимовичевським Черниговским":

" лат. Archiepiscopo Maximowitan? Czernihowiac " "

.

Процесс становления Черниговского коллегиума как учебного заведения растянулся на несколько лет, потому что в коллегиумах царила классная, а не предметная система преподавания предметов, когда один учитель учил всех дисциплин и вместе со своим классом постепенно переходил от низшего к высшему курсу. Так, начиная с 1700 по 1705 г. течение четырех лет в Черниговском коллегиуме был открыт 4 класса: три грамматические и класс поэтики. В 1705 г. три класса имели названия skola infima, skola crammatika и skola syntaxis.

Принципы организации, объем и содержание учебных программ в Черниговском коллегиуме подобными польских, западноевропейских коллегиумов (академий). Преподавание предметов велось латинском языке, изучаемая в низших 4-х грамматических классах. В Черниговском коллегиуме в двух низших грамматических классах - аналогии (фаре) и инфими - один учитель учил чтению, письму и началам латинской грамматики, так же как в двух высших грамматических классах - грамматики и синтаксимы - один учитель преподавал правила латинской грамматики, синтаксиса, тренировал учеников в переводах с польского и родного языка на латинский и наоборот. Латинский язык изучали с тем же учебником Эммануила Альвара "Institutiones linguae latinae", что и в Киевской академии, который был очень популярен в Европе.

Изучение латинского языка требовало определенной подготовки, поэтому к коллегиума принимали учеников, умели уже читать и писать на родном языке. Так, в указе черниговской консистории 1742 г. отмечалось, что священнослужители обязаны обучать своих детей дома "простого русского писания", указывалось, почему именно нужно учить детей и с какого возраста:

" "Вот семилетнего возраста по последней мере, трилетний срок детей Своих русской грамоте, как: букваря с Десятисловия, часослова, гуслей и скорописное все прилежно имели старатсльство и ко Учение в славено-греко-латинския коллегиума Черниговскаго школы высылалы". "
Иллюстрация с панегирика архимандриту Елецкого монастыря Т. Максимовичу от учащихся Черниговского коллегиума в 1730 г.

В грамматических классах изучали также славянскую (позже - русский) и польский языки. Преподавание польского языка в Черниговском коллегиуме, было обусловлено сложившейся традиции, когда Украина входила в Речи Посполитой. Об изучении и использовании польского языка в Черниговском коллегиуме свидетельствуют прежде образцы практических упражнений учащихся грамматических классов стихи и примеры в лекционных курсах преподавателей коллегиума, например в риторике "Ключ знания" 1708 г., стихи в панегирике, приподнятом архимандриту Елецкого монастыря Т. Максимовичу от учащихся Черниговского коллегиума в 1730 г. Польской языке были написаны также стихи на смерть черниговского архиепископа А. Дубневича, которые составил в 1750 г. студент коллегиума А. Павловский. Некоторые из преподавателей Черниговского коллегиума были выходцами из Западной Украины (часть ее находилась в то время под властью Польши), учились в Львовской академии : Софроний Зиминський - префект в 1737-1739 гг и Панфутий Захаржевский, учитель грамматики. В коллегиуме обучались студенты из Западной Украины. О значительное внимание, которое уделялось изучению польского языка, свидетельствовало то, что в 30-е гг XVIII в. учебное заведение назывался Черниговская славено-польско-латинский коллегия. В 1781 г., согласно указу консистории, приветствовать наследника престола, что прибыл в Чернигов, должны были ученики нескольких языках, которые изучались в коллегиуме, в том числе и польском.

Основное внимание в коллегиуме уделялось освоению латинского языка. Курсы поэтики, риторики и философии, которые были следующими после грамматических классов, преподавались на латинском языке.

К середине 30-х годов в Черниговском коллегиуме поэтика не была выделена в отдельный класс, а излагалась вместе с риторикой, логикой и диалектикой одним учителем, а именно префектом. В курсах поэтики и риторики изучали теоретические основы античной поэзии и красноречия, учились писать поэтические произведения на латинском и польском языках, составлять и произносить речи, панегирики, проповеди и т. п. Согласно академической традиции, существовавшей в Киево-Могилянской академии и в Черниговском коллегиуме, каждый преподаватель поэтики, риторики, философии должен был подготовить свой курс лекций, который он диктовал своим студентам. К сожалению, до нашего времени сохранилась незначительное количество рукописных учебников Черниговского коллегиума.

Первый учебник, который был создан в Черниговском коллегиуме, - это курс риторики "Clavis scientiarum" ("Ключ знание") 1708 г., автором которого считают первого префекта коллегиума Антония Стаховского. Риторику было написано под влиянием известной "Поэтики" Ф. Прокоповича, она мало чем отличалась по своему содержанию от риторики преподавателей Киево-Могилянской академии, состояла, собственно, из риторики и логики с диалектикой, которые читались в конце курса. В то же время риторика "Ключ знания" была написана в форме "военной инструкции" с использованием соответствующей терминологии. Разделы, на которые делился курс, носили название караулов. Полководец (наставник) учил студентов приемов риторической борьбы, для разъяснения которых приводилось 11 Пример латинском языке и 2 - на польском и т. д.

Уже в начале существования Черниговского коллегиума в нем, как и в Киево-Могилянской академии, складывались и ставились пьесы. Автором драматических произведений, как правило, был учитель курса поэтики, в данном случае префект А. Стаховский, что преподавал поэтику и риторику. " Студенты "Черниговского коллегиума часто выступали с пьесами как на общественные, так и религиозные праздники. На летних каникулах студенты старших курсов, объединившись в своеобразные театральные труппы, путешествовали по Украине, разыгрывая диалоги, сцены, пьесы в городах, селах , усадьбах, зарабатывая таким образом на жизнь, на продолжение учебы в коллегиуме. Как интересную иллюстрацию таких "епитиций" черниговских "спудеев" можно привести премеморию сотенной Салтиководивицькои канцелярии Нежинского полка префекту Черниговского коллегиума С. Новопольському 1748 г., в котором речь шла о группе студентов-"комедиантов" класса риторики коллегиума в составе 10 человек, которые наняли двух музыкантов в Полтаве и путешествовали по Украине, были даже в Сечи.

Курс черниговской риторики 1708 заканчивался преподаванием логики с диалектикой. Одной из главных целей этого заключительного раздела риторики было научить студентов логически мыслить, правильно строить доказательства, применять верную и убедительную аргументацию, уметь дискутировать. "Ключ знания" содержал также особый раздел - "Конклюзии", который не был завершен. Не свидетельствует о том, что, вероятно, в Черниговском коллегиуме в конце курса риторики, который был до введения в 1749 г. философии, так сказать, последнее, выпускным, проводились диспуты, которые обычно в Киево-Могилянской академии устраивались конце философского и богословского курсов вместо экзаменов.

В 1776 году Черниговский коллегиум реорганизован в духовную семинарию, существовавшую до 1917 года.

В 1716 г. преподаватели Черниговского коллегиума перевели историю Рима Тита Ливия. Это был первый перевод произведений знаменитого историка на славянский язык. Перевод, четыре объемные тома, хранился в Московской патриаршей библиотеке. Интересно, что в одном из томов находилась записка, сделанная рукой Григория Сковороды :

" "Рге году месяца май является в день купил Сковорода, дал восем алтiн" "

1717 г. бывший учитель Черниговского коллегиума архимандрит Троицко-Ильинского монастыря Герман Кононович впервые в Чернигове осуществил издание Нового Завета, где сделал попытку объяснить, прокомментировать не совсем понятны для читателя разделы Нового Завета.

Таким образом, уже в первый период своего существования Черниговский коллегиум благодаря усилиям его основателя И. Максимовича, первого префекта А. Стаховского, других преподавателей превратился в значительный центр просвещения в Левобережной Украине, который был единственным в регионе к созданию Харьковского коллегиума.

Collegium-dytynets-Chernihiv-2.jpg Collegium-dytynets-Chernihiv-1.jpg Kollegium cupola.jpg Tschernihiw Kollegium 1.jpg

Именно в это время в Черниговском коллегиуме значительного развития достигло искусство стихосложения, драматургия, переводческая деятельность, происходили диспуты, в которых находили отзывы выдающиеся события общественно-политической жизни того времени.

До нашего времени сохранилось еще несколько рукописных учебников преподавателей Черниговского коллегиума. Они находились в библиотеке Софийского собора в Киеве и вошли в каталог профессора М. И. Петрова. Сейчас они хранятся в Национальной научной библиотеке им.В. И. Вернадского НАН Украины. "Сад царицы красноречия", 1717 г., "Воспитатель ораторского искусства", 1718 г., риторика префекта И. Дубинского (1724-1725 гг), риторика "Дом Тулианового красноречия", 1726-1727 гг, "Тулий на полях ораторских ", 1738 Риторики были написаны на латыни.

Судя по высокопарных, метафорических названий курсов, авторы продолжали барочные традиции писателей черниговского литературно-художественного центра, таких как Л. Баранович, И. Величковский, Л. Крщонович, И. Максимович, А. Стаховский. широко использовали условно-аллегорические образы, античную мифологию, разнообразную орнаментику. Особенно характерной в этом отношении была поэтика преподавателя Черниговского коллегиума Иосифа Липьяцького, написана под значительным влиянием эстетики барокко. Курс прочитан в 1735-1736 гг Сейчас он хранится в Львовской библиотеке им.В. Стефаника НАН Украины.

Несмотря на то, что лекционные курсы черниговских преподавателей продолжали писаться на латинском языке и базировались на античной теории стихосложения и ораторского искусства, все больше внимания в них уделялось отечественной литературе. Начиная с 30-40-х гг XVIII в. в прикладных разделах появляются образцы украинском и русском языках. Если в риторике префекта Черниговского коллегиума Фаддея Кокойловича, которая была прочитана в начале 20-х гг XVIII в., Образцы русском языке еще не встречаются, то в рукописной риторике 1748 г. префекта С. Ново-польского примеры русском языке занимали уже примерно половину курса.

Герб Ивана Мазепы в Черниговском коллегиуме

В Черниговском коллегиуме преподавания русского языка, русской поэзии и риторикирозпочалося во второй половине XVIII в. по тем же печатными учебниками, что и в других учебных заведениях М. Смотрицкого, А. Байбакова, М. Ломоносова. Латинский язык, поэзию и риторику изучали по учебникам М. М. Бантыша-Каменского, Ф. Прокоповича, И. Бургия.

Следующим курсом, который читался в Черниговском коллегиуме после риторики, был курс философии, внедрении в 1749 г. Философия вместе со следующим за ним курсом богословия составляла высший степень наук "superiora", что выкладывался на то время в Киево-Могилянской академии и Харьковском коллегиуме. Философия изучалась два года. Ввести полный "курс наук" в Черниговском коллегиуме пытался еще в конце 30-х гг XVIII в. черниговский епископ Н. Сребницкий. Но из-за нехватки помещений он не смог этого сделать. В 1749 г. по инициативе черниговского епископа А. Дубневича был открыт класс философии, который размещался в монастырской трапезной, что было очень неудобно, потому занятия проходили в перерывах между церковными службами и трапезами монахов (сейчас это помещение известное как коллегиум).

Итак Черниговская коллегия - одна из старейших средних школ в Украина, основанная 1700 года по образцу Киевской коллегии черниговским архиепископом Иоанном Максимовичем; впоследствии развилась благодаря щедрой помощи гетмана Ивана Мазепы. Черниговская коллегия создана на базе славяно-латинской школы, переведенной в Чернигов с Нежине. Обучение длилось 6 лет. Черниговская коллегия была общеобразовательная школа (не имела богословского и филологического классов), среди учеников были преимущественно сыновья священников (1743 - 44 из 253 учащихся - 78) и казаков. В 1776 году Черниговскую коллегию преобразован в духовную семинарию, которая просуществовала до 1917 года.


См.. также

Список каменных храмов в стиле казацкого барокко


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам