Надо Знать![]() | Черта оседлостиЧерта оседлости - территория компактного проживания евреев в Российской империи, определена царским правительством с целью предотвращения проникновения в великорусские губернии и защиты русского предпринимательства от еврейской конкуренции. Черта оседлости была одним из нарушений прав человека, в частности права на свободный выбор места жительства. Впервые черта оседлости была определена в соответствии с указом 1791 года. В нее вошли Екатеринославская, Киевская, Волынская, Подольская, Херсонская, Таврическая, Черниговская, Полтавская, Минск, Виленская, Бессарабская, Астраханская и Кавказская губернии, а также Курляндия. Поскольку три последних в 1829 и 1835 годах были исключены из числа регионов, где евреи могли бы селиться, то они сосредоточены преимущественно в западных губерниях и в Украина. По Николая I евреи были ограничены в праве проживания в городах. Им не разрешалось селиться в Киеве, Николаеве, Севастополе и в казацких и государственных селах Полтавщины. Во многих городах возникли специальные кварталы, в которых должны жить только евреи. Еврейское население в украинских губерниях черты оседлости во второй половине XIX века постоянно росло и в 1880 год составил более 1,5 миллионов человек, или более половины общего количества в черте оседлости всей России. В начале XX века черта оседлости оставалась, но многие евреи уже жили за ее пределами. Просуществовала до 1917 года. География черты оседлостиВ черту оседлости входили специально отведенные местечки в следующих губерниях:
Практика применения ограничений по черте оседлости в разное времяДаже временный выезд из черты оседлости для евреев был затруднен. Проживание евреев в соответствии с указом о черте оседлости разрешалось лишь в специально оговоренных местах и городках, но не в сельской местности. Результатом этих ограничений, а также ограничений в выборе профессии, явилась чрезвычайная скученность еврейских ремесленников и их семей в поселках в пределах полосы оседлости. Запрет не распространялся лишь на купцов первой гильдии (но только после 10-летнего пребывания в гильдии в пределах черты оседлости), лиц с высшим образованием, средний медицинский персонал; цеховых ремесленников (записанных в ремесленные цехи - архаичные сословные учреждения) отставных нижних чинов, которые пришли на службу по рекрутским набором. Необходимо заметить, что вступление в первой гильдии было возможным при выполнении двух условий: получения промышленного свидетельства определенного разряда (на начало XX века стоило 500 рублей в год) и получения гильдейского свидетельства (на начало XX века - 75 рублей в год) ни фактическое занятие любой промышленной или коммерческой деятельностью, ни согласие самого гильдии на вступление не были нужны. Таким образом, вступление к первой гильдии по сути представляло возможность снять с себя ограничения в проживании при условии уплаты около 6000 рублей и десятилетнего ожидания, что было неприемлемо дорого для большинства евреев. Другие способы вырваться из черты оседлости - получение образования и приписка к ремесленному цеху - были связаны со своими сложностями. В высших учебных заведениях с 1880-х годов действовала процентная норма - допустимый максимум студентов-евреев (3% в столицах, 5% в других городах, 10% в черте оседлости). Ремесленные цеха во всех городах черты оседлости, кроме Одессы, в 1880-х были распущены. В переносном смысле понятие "черта оседлости" стало синонимом политики государственного антисемитизма, особенно во второй половине XIX века. Антисемитизм это основывалось на религиозной нетерпимости и, в большинстве случаев, не распространялся на крестных евреев. Запрет на занятие сельским хозяйством, ограничения при приеме в гимназии и университеты, полуофициальное отношение к евреям как к ограниченным в правах гражданам - все это вело, с одной стороны, к росту миграции евреев в США, сельскохозяйственной колонизации ими Аргентины и Палестины, с другой - к радикализации людей, подпитывали революционные организации и партии. Многие деятели культуры критиковали политику запрета. В. Г. Короленко в повести "Братья Мендель" писал: "Полоса оседлости существовала, как данный факт, незыблемый и не такой что не поддается критике. Я не помню даже, чтобы само слово черта оседлости "когда-нибудь употреблялось в то время ". Драматург Давид Бенара (Маневич) в своей пьесе 1907 года "Пасынки жизни жестоко критиковал черту оседлости и назвал евреев "пасынками России". Фактически черта оседлости прекратила существование 19 августе 1915 года, когда управляющий Министерством внутренних дел позволил, по причине чрезвычайных обстоятельств военного времени, проживания евреев в городах вне черты оседлости, за исключением столиц и местностей, находящихся в ведении министров императорского двора и военного (т.е. , дворцовых пригородов Санкт-Петербурга и всей прифронтовой полосы). Отмена черты оседлости не представляла собой смягчение политики по отношению к евреям, наоборот, значительная часть полосы оседлости попала в прифронтовую зону, и правительство считало, что евреи, которые рассматриваются им как неблагонадежный элемент, представлять меньшую опасность в других местностях. Черта оседлости была отменена Временным правительством после Февральской революции, хотя фактически после начала Первой мировой войны около 500 000 евреев были насильно выселены из прифронтовых северных губерний и переселены в другие губернии России, главным образом Екатеринославскую, Херсонскую и Подольскую. Литература
код для вставки Данный текст может содержать ошибки. скачать |