Надо Знать

добавить знаний



Чик Кориа


Чик Кориа

План:


Введение

Чик Кориа (Chick Corea; настоящее имя Армандо Энтони Кориа, Armando Anthony Corea * 12 июня 1941, Массачусетс, США) - джазовый пианист и композитор.

Кориа считается одним из пионеров направления фьюжн, кроме того влияние его творчества ощутимо в таких направлениях, как пост-боп, латинский джаз, фри джаз, авангард-джаз. Чик Кориа является виртуозом игры на клавишных инструментах со своеобразной манерой, он раскрыл новые возможности электроинструментов.


1. Жизненный и творческий путь

1.1. Ранние годы

Чик Кориа родился в Массачусетсе - городской агломерации в пригороде Бостона, имеет итальянское происхождение (по другим данным - сицилийское). Его отец Армандо - профессиональный джазовый трубач, который руководил группой "Original Dixieland Jazz Band" в 1930-х - 40-х годах, начал обучать сына игре на фортепиано с 5-ти лет. Значительная джазовая коллекция отца, его опыт а также окружение предопределило дальнейшее воспитание будущего джазмена. Юность Чика Кориа пришлась на период расцвета Бибопа, его кумирами стали такие мастера как Диззи Гиллеспи, Чарли Паркер, Бад Пауэлл, Horace Silver и Лестер Янг, которая прослеживается в позднейшей творчества Чика Кориа довольно отчетливо. В 8-летнем возрасте Чик Кориа учился играть на ударных инструментах, позднее позволило ему трактовать фортепиано как ударный инструмент.

Развитие Кориа был скорее самобытным чем определялся школой. Заслуживает внимания обучения под наблюдением концертного пианиста Сальваторе Сулла (Salvatore Sullo), который ознакомил его с классической музыкой и пробудил интерес к компоновке. В средней школе Чик начинает играть на халутрах. Выступал в трио, исполняли музыку Гораций Сильвера в местном джаз-клубе; в состав этого коллектива входили португальский трубач а также ударник Билл Фитч, который познакомил Чика с латинской музыкой.


1.2. Начало карьеры

Обложка альбома Now He Sings, Now He Sobs (1968)

Чик Кориа начал профессиональную карьеру в 1960-х годах, выступая вместе с трубачом Блю Митчеллом (Blue Mitchell) и латинскими музыкантами Herbie Mann, Willie Bobo и Mongo Santamaria. Один из ранних записей - запись с квинтетом Блю Митчелла The Thing To Do. Альбом включает его композицию "Chick's Tune" - модификацию композиции "You Stepped Out of a Dream", которая демонстрирует корявые мелодии и латинские ритмы, которые частично характеризуют стиль Чика Кориа.

Первый альбом в качестве лидера был Tones For Joan's Bones в 1966, за два года до известного Now He Sings, Now He Sobs, с Роем Гейнесом (Roy Haynes) на ударных и Мирославом Витоушем (Miroslav Vitou) на контрабасе.


1.3. Авангардный период

С 1968 по 1971 Чик Кориа сотрудничает с исполнителями-авангардистами, его стиль обогащается дисонантнимы гармониями. Его авангардную игру можно услышать на сольных записях этих лет, также в работах по Майлзом Дэвисом, джаз бандой Circle, и в альбоме "Song of the Wind" (лейбл CTI).

В сентябре 1968, Кориа изменил гербе Хэнкока в джаз-банде М.Девиса и появился в таких известных альбомах, как "Filles de Kilimanjaro", "In a Silent Way" и "Bitches Brew". Ритм-секция, в которой кроме Кориа входили Дэйв Голанд (Dave Holland) и Джек ДеЖонетт (Jack DeJohnette) играли в новаторском стиле, который сочетал элементы фри-джазовой импровизации и рок-музыки. В этом же коллективе Чик Кориа начал экспериментировать с электронным клавишными, главным образом электропианино Fender Rhodes.

В живых исполнениях он часто использовал колесо модуляции электропианино, воспроизводя обертоны, напоминающие творчество Штокхаузена. Примеры авангардных композиций в альбомах с Майлзом Дэвисом: "Black Beauty: Miles Davis at Fillmore West" и "Miles Davis at Fillmore: Live at the Fillmore East". Сотрудничество с Майлзом Дэвисом продолжалась до 1970 года.

Желая большей свободы творчества Чик Кориа основывает собственный проект под названием "Circle", активно в 1970-1971 годах. Кроме Чика до этой группы фри-джазового направления входил мультиинструменталист на язычковых инструментах Антонио Брэкстон (Anthony Braxton), басист Дэйв Голанд (Dave Holland) и барабанщик Барри Олтскул (Barry Altschul). Записи этой группы осуществляли лейблы Blue Note и ECM. Кроме атональной манере, Чик Кориа в сольной игре прибегал к игре непосредственно по струнам рояля. В 1971 - 1972 годах, недоволен абстрактностью авангардного стиля, желая завоевать широкую аудиторию, Кориа пересматривает свою манеру.


1.4. Джаз фьюжн

Чик Кориа в стилизованном одежде на обложке альбома " My Spanish Heart "(" Мое испанское сердце ", 1976).

В начале 1970-х годов творчество Чика Кориа претерпевает значительные стилистических изменений. В 1971 он основывает новую группу под названием Return to Forever. Эта группа характеризовалась звучанием джаз-фьюжн, что достигалась благодаря электроинструмента, а также включали влияния латиноамериканских жанров и рок-музыки. Первые записи группы привлекают ярким вокалом Флоры Пурим (Flora Purim), звучанием электропианино "Fender Rhodes" и флейты и саксофона Джо Фаррелла (Joe Farrell). На барабанах играл Airto Moreira. Композиции Кориа для этой группы отличаются бразильским колоритом.

В следующем году творчество группы развивается в направлении рок-музыки, подвергаясь воздействию группы ( The Mahavishnu Orchestra). В то же время Return to Forever отличался от оркестра Махавишну большим вниманием к аранжировок, а также электронных технологий. В частности, в 1974 Кориа приобщает синтезатор Муга. Состав группы постоянно меняется, в 1972 году группа оставляет Флора Пурим и до 1977 года группа выступала без вокалиста. Последние выступления группы датируются 1977 годом, после чего Чик Кориа занялся сольной карьерой.

Среди самых известных композиций Чик Кориа этого периода - Аудио "Spain" ("Испания") описание файла, появившаяся в 1972 году в альбоме " Light as a Feather ". Эта композиция сочетает латинском и современный джазовые силе. Позднее эта композиция была записана многими артистами (известный запись - Al Jarreau), а также и была использована самим Чиком Кориа в разных контекстах, включая аранжировками для фортепиано с оркестром в 1999 году.

Также в начале 1970-х Чик Кориа отличились сотрудничал в дуэте с вибрафонистом Гэри Бертоном (Gary Burton), с которым он записал несколько альбомов (лейбл ECM), известный - Crystal Silence, 1972.


1.5. Более поздние работы

Позднее творчество Чика Кориа связана с созданными им коллективами Elektric Band, The Akoustic Band, и Origin.

The Akoustic Band выпустила одноименный альбом в 1989, с басистом Джоном Патитуччи (John Patitucci) и барабанщиком Дейвом Фекла (Dave Weckl). Все три участника - блестящие виртуозы, некоторые слушатели даже находили их игру слишком безупречной и отдавали предпочтение более грубой но яркой манере Роя Гейнса. Записи 1989 года сделали поворот в творчестве Чика Кориа в направлении традиционного джаза, большинство последующих записей были преимущественно акустическими.

концерт в Доувили, Франция, 1992 г.

В 1992, Чик Кориа основал свой ​​собственный лейбл - Stretch Records.

В 2001 он собрал новое, уже третье трио в составе Авишай Коэн (Avishai Cohen) на басу и Джефф Баллард (Jeff Ballard) на ударных. Были выпущены альбом Past, Present & Futures. Примечательно, что 11-трековый альбом содержал лишь одну стандартную композицию ("Jitterbug Waltz" Ф.Воллера), остальные были оригинальными произведениями Чика Кориа, альбом показал Чика Кориа плдиним и полным энергии музыкантом. Это трио отличалось более органичным звуком по сравнению с Akoustic Band, но и более "интернационально" чем с Витоушем и Гейнс, так и Баллард и Коэн имели опыт работы с музыкой разных культур.

В 1998 Чик Кориа участвовал в записи альбоме Гэри Бертона Like Minds, в котором принимали участие также гитарист Пэт Бросим (Pat Metheny), басист Дэйв Холланд (Dave Holland) и барабанщик Рой Гейнес.

Последние годы Чик Кориа проявлял интерес к современной академической музыки. Он создал фортепианный концерт - транскрипцию своей известной пьесы "Spain" и исполнил его в 1999 с Лондонским филармоническим оркестром. В 2003 он создал свою первую композицию, которая не включала ни клавишного инструмента - Струнный квартет № 1, эта композиция была специально написана для Orion String Quartet и была выполнена на в 2004 году на фестивале Summerfest.

В то же время Чик Кориа продолжает работать над концептуальными альбомами в стиле фьюжн - это такие альбомы как To the Stars (2004) и Ultimate Adventure (2006) получившие награду Грэмми как лучший джазовый альбом.

В октябре 2006 года Чик Кориа вместе с Гэри Бертоном выступил в Киеве во Дворце культуры "Украина"


2. Характеристика творчества

"Ни один музыкант не использовал потенциала фьюжн так многогранно, с таким изяществом и вкусом, как это сделал Чик Кориа" - писал Лен Найонс, известный джазовый критик в своей книге "101 лучший джазовый альбом" ("The 101 Best Jazz Albums"). Влиятельный американский журнал "Downbeat" назвал Кориа "наиболее разноплановой и непредсказуемой фигурой в джазе". Среди музыкантов, повлиявших на творчество Чик Кориа, называют В.А.Моцарта, Л. ван Бетховена, Арт Татум, Телониуса Монка, Билла Эванса и Бада Пауэлла. Творчество Чик Кориа ставят рядом с Херби Хэнкок i Кейтом Джарретт, как влиятельных джазменов второй половины XX века.

Среди важнейших моментов карьеры Чик Кориа можно вспомнить его сотрудничество с Майлзом Дэвисом в создании альбома Bitches Brew в 1969 году, который считается первым сочетанием джаза и года, а также создание группы, которая станет "столпом" фьюжн - Return to Forever. Такие джазовые стандарты, как "Spain", "La Fiesta", "Now He Sings, Now He Sobs", "Armando's Rhumba" и "Matrix" - самый известный среди произведений Чик Кориа.

Знаковыми в музыкальном творчестве музыканта есть багатобарва лирика насыщена доминантовое аккордами, динамические хроматические фигурации и пассажи на уменьшенных гармониях, а также "пламенные" фразы в играемых им произведениях. Хорошо узнаваемые своим неповторимым электронным звуком его экспериментальные техники, в частности шарпання струн фортепиано, трактовка фортепиано как ударного инструмента.

Некоторые критики отмечают в творчестве Чика Кориа случайные провалы, во время которых появляются слабые, "показные" произведения. Его огромная дискография включает и достаточно осудительное рецензии. Около 40 процентов его альбомов получают оценки ниже 6 по 12-балльной системе в двух крупнейших джазовых журналах Америки, их количество может удивлять, учитывая значительное количество положительных рецензий последних лет. С другой стороны, в крупнейшем интернет-портале amazon.com такие низкие оценки получают только 5% его композиций, причем наихудшие оценки получают композиции, вообще считаются слабыми. Однако отдельные провалы не омрачают того значения, которое играет Чик Кориа в развитии тысяч пианистов и, вероятно, играть дальше.


3. Дискография

3.1. Соло и сотрудничества

  • Tones for Joan's Bones (1966)
  • Now He Sings, Now He Sobs (1968)
  • Is (1969)
  • Sundance (1969)
  • The Song of Singing (1970)
  • Circulus (1970)
  • Piano Improvisations Vol. 1 (1971)
  • Piano Improvisations Vol. 2 (1971)
  • The Leprechaun (1976)
  • My Spanish Heart (1976)
  • The Mad Hatter (1978)
  • An Evening with Chick Corea & Herbie Hancock (1978)
  • Secret Agent (1978)
  • Friends (1978)
  • Delphi I (1979)
  • CoreaHancock (1979)
  • Delphi 2 & 3 (1980)
  • Tap Step (1980)
  • Live in Montreaux (1980)
  • Three Quartets (1981)
  • Touchstone (1982)
  • Trio Music (1982)
  • Again & Again (1983)
  • On two pianos (1983, с Николасом Економоу)
  • The Meeting (1983, с Фридрихом Гульдан)
  • Children's Songs (1984)
  • Fantasy for Two Pianos with Friedrich Gulda (1984)
  • Voyage - with Steve Kujala (1985)
  • Septet (1985)
  • Trio Music Live in Europe (1987)
  • Play (1992, z Bobbym McFerrinem)
  • Expressions (1994)
  • Time Warp (1995)
  • The Mozart Sessions (1996, с Бобби Мак Феррини)
  • Remembering Bud Powell (1997)
  • Like Minds (1998, Гарри Бертон, Чик Кориа, Пэт Матен, Рой Гейнес, Дэйв Холланд)
  • Corea Concerto (1999)
  • Solo Piano - Originals (2000)
  • Solo Piano - Standards (2000)
  • New Trio: Past, Present & Futures (2001)
  • Rendezvous In New York (2003)
  • The Ultimate Adventure (2006)

3.2. Чик Кориа с Гэри Бертон

  • Crystal Silence (1972)
  • Duet (1979)
  • In Concert, Zrich (1980)
  • Lyric Suite for Sextet (1983)
  • Native Sense - The New Duets (1997)

3.3. Трио "Circle"

  • Circle Gathering (1970)
  • Circle Live in Germany (1970)
  • ARC (1970)
  • Circle - Paris Concert (1971)

3.4. Группа "Return to Forever"

  • Return to Forever (1972)
  • Light as a Feather (1972)
  • Hymn of the Seventh Galaxy (1973)
  • Where Have I Known You Before (1974)
  • No Mystery (1975)
  • Romantic Warrior (1976)
  • MusicMagic (1977)
  • RTF Live (1978)

3.5. Группа "Elektric Band"

  • Chick Corea Elektric Band (1986)
  • Light Years (1987)
  • Eye of the Beholder (1988)
  • Inside Out (1990)
  • Beneath the Mask (1991)
  • Elektric Band II: Paint the World (1993)
  • To the Stars (2004)

3.6. Проект Origin

  • Live at The Blue Note (1998)
  • A Week at The Blue Note (1998)
  • Change (1999)

3.7. Акустический группа Чика Кориа

  • Chick Corea Akoustic Band (1989)
  • Alive (1991)
  • Live from Blue Note Tokyo (2000)

4. Награды

На протяжении своей карьеры Кориа номинировался 45 раз на премию Грэмми, 14 раз он стал ее обладателем:

Год Награда Альбом / композиция
1976 Лучше джазовое инструментальное исполнение, группа No Mystery (с группой Return to Forever)
1977 Лучшее инструментальное аранжировки "Leprechaun's Dream", The Leprechaun
1977 Лучше джазовое инструментальное исполнение, группа The Leprechaun
1979 Лучше джазовое инструментальное исполнение, группа Friends
1980 Лучше джазовое инструментальное исполнение, группа Duet (with Gary Burton)
1982 Лучше джазовое инструментальное исполнение, группа In Concert, Zrich, October 28, 1979 (with Gary Burton)
1989 Лучшее инструментальное исполнение в стиле R & B "Light Years", GRP Super Live In Concert (with Elektric Band)
1990 Лучше джазовое инструментальное исполнение, группа Akoustic Band (with Akoustic Band)
2000 Лучше джазовое инструментальное соло "Rhumbata" Native Sense (with Gary Burton)
2001 Лучшее инструментальное исполнение Like Minds (with Gary Burton, Pat Metheny, Roy Haynes and Dave Holland)
2002 Best instrumental arrangement "Spain for Sextet & Orchestra", Corea.Concerto
2004 Лучше джазовое инструментальное соло "Matrix"
2007 Лучший джазовый альбом аранжировки "The Ultimate Adventure"

Альбом 1968 года Now He Sings, Now He Sobs включен в Зал славы Грэмми в 1999.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам