Шайтан

Шайтанрус. явно от тур. Şeytan, которое, в свою очередь, происходит из арабской; также аш-шайтан) - в мусульманской мифологии одно из имен дьявола (черта) и самая низкая из категорий джиннов; также название злых духов в тюрков Поволжья.


1. Этимология и значение слова "шайтан"

Этимологически слово "шайтан" близко к библейского сатана.

Следует четко различать значение слова "шайтан":

  1. заменитель слова "Иблис" (дьявол).
  2. название низкой категории джиннов в исламе.
  3. злой дух (часто божество) у некоторых народов Поволжья.

2. Шайтан-Иблис

В первом значении слово "Шайтан" полностью соответствует значению распространенного в арабов (и в Коране) слова Иблис, однако у тюрков это название коранического дьявола является популярной. В этом смысле часто принято написание слова с большой буквы - Шайтан.

Смотрите Иблис

3. Шайтаны - злые джинны и злые духи

В значении категории коранических джиннов - сверхъестественных безтилесих, созданных из дыма и огня, существ, служащих Иблис и часто злые к человеку, то среди других ( Ифритом, сиьлаты, шишки и Куртуби) шайтаны являются самыми низкими в иерархии джиннов и найлихишимы к людям.

Согласно представлениям мусульман каждого человека при жизни сопровождают ангел и шайтан, побуждающие согласно добрых или злых поступков. Шайтаны могут возникать перед человеком в человеческом облике, иногда даже имеют имена.

Это шайтаны мешают человеку сосредоточиться на молитве, заставляют забыть о Бога, учат магии и колдовству. Тот, кто держится Шайтанов, обречен прозябать в аду.

Отогнать от себя шайтана можно было словесной формуле:

аьузу би-Ллах мин аш-шайтан ар-раджим
Я обращаюсь к Аллаху за помощью от шайтана, забрасывают камнями.

и последующим чтением аятов с Корана.

Коранические шайтаны вошли в арабский фольклор и народные верования, став чем на подобии злых духов. Так, во времена суеверного Средневековья среди народов Востока было распространено поверье, что поэты и прорицатели, создавая соответственно стихи и предсказания, произносят слова, которые внушают им шайтаны.


4. Шайтан у народов Поволжья

С распространением ислама на тюркские народы образ Шайтанов коранических не мог не наложиться на более ранние народные верования и мифологию.

Следовательно, у тюрков Поволжья шайтаны трансформировались в мифических персонажей, героев сказок и верований. В частности, в татар Поволжья шайтан - злой черт, в чувашей Шуйттан - злое божество, даже в нетюркомовних удмуртов в качестве плохого антагониста хорошем божеству Инмар иногда выступает не традиционный Керемет, а заимствован у тюрков-соседей Шайтан.


5. Источники и литература

  • Мифологический словарь, М.: "Советская Энциклопедия", 1991, с. 618 (статья "Шайтан")
  • Пиотровский М.Б. Коранические сказания, М.: "Наука", ГРВЛ, 1991
  • Татарские народные сказки, Казань, 1986
  • Удмуртские народные сказки, Ижевск, 1976