Шарль Лебрен

Шарль Лебрен ( фр. Charles Le Brun ; 24 февраля 1619 - 22 февраля 1690) - французский художник 17 века, известный организатор Академии художеств и ее первый директор. Делал религиозные композиции, выполнял декоративные произведения усадьбах аристократов и короля, писал портреты.


1. Жизнеописание

Скульптор Куазевокс, бюст Шарля Лебрена, Лувр.

Имел простое происхождение. Родился в Париже. Обнаружил художественные способности. Художественное образование и его навыки начал осваивать в мастерской художника Франсуа Перье. Был замечен вельможей Пьером Сегюр (будущим канцлером), который способствовал переходу молодого художника в ученики к Симона Вуэ.

На произведения Лебрена обратил внимание фактический правитель Франции - кардинал Ришелье. Среди патронов этого периода - художник Николя Пуссен, вместе с которым Лебрен находился в Италии в 1642 - 1646 гг

В Риме сложилась художественная манера Лебрена - холодновато величественная, декоративная, ориентированная на образцы Большой манеры римской школы. Рисовал Лебрен и портреты, но не любил как их, так и пейзажи, считал их лишь методами улучшения мастерства художника.

По возвращении в Париж, участвовал в декоративных работах в новом дворце министра финансов Николя Фуке вместе с архитектором Луи Лево, лучшим дворцово-парковым ансамблем суток. Стал одним из фигур коварной интриги кардинала Джулио Мазарини, что скрыто стравлював двух вельмож - Николя Фуке и Кольбера. В противостоянии с Кольбером и королем Фуке проиграл и закончил жизнь в заключении, находясь в тюрьме последние 15 лет жизни. Кольбер занял прежние должности Фуке, а артисты, работали на Фуке, силомиць переведены на работы в Версаль. Среди них - и Шарль Лебрен.

Переход на заказы короля способствовал значительному росту карьеры художника. Он получил дворянсто в 1662 г., титул первого королевского художника, пожизненную пенсию. Еще в 1660 Лебрен возобновил работу мануфактуры гобеленов, которая стала Королевской мануфактурой. В 1663 г. - Он ее первый директор. В 1666 г. Лебрен основал Французскую академию в Риме, которая играла значительную роль в художественной жизни Франции, через обучение в ней прошла значительное большинство будущих художников Франции, доля которых создала славу французской школы живописи 17-18 веков. Среди них -

Произведения Лебрена получили статус официального образца французского абсолютизма и значительно повлияли на вкусы и мировосприятие, вероятно, двух поколений официальных художников на рубеже 17-18 веков в разных странах Европы. Умер в Париже.


2. Печатный произведение

После смерти художника вышла из печати книга "О метода обучения изображение чувств" ( 1698 г.)

3. Избранные произведения

Поклонение пастухов (1689), Лувр
  • портрет скульптора Дюкенуа, 1635, Зальцбург
  • Гораций Коклес, защищающий Рим (1644)
  • Банкир Жабаш с семьей, (1647)
  • Раскаяние Марии Магдалины "(1656-1657)
  • Канцлер Франции Пьер Сегюр верхом и кортеж, Лувр
  • Христос в Гефсиманском саду, Эрмитаж, Санкт-Петербург
  • тондо Жертвоприношение Иевфай, Россия, Серпухов
  • Триумфальная въезд Александра Македонского в Вавилон,
  • Семья персидского царя Дария на коленях перед Александром Македонским, Музей истории Франции
  • портреты короля Франции Луи XIV, различные варианты
  • Поклонение пастухов (1689), Лувр
  • Картоны для гобеленов
  • ПРОКТО декора залов дворца Во-ле-Виконт
  • ПРОКТО декора залов дворца Версаль
  • декор Аполлона галереи во дворце Лувр
  • декор залов замка Сен-Жермен.
  • портрет скульптора Дюкенуа, 1635, Зальцбург

  • Семья персидского царя Дария на коленях перед Александром Македонским, Музей истории Франции

  • Канцлер Франции Пьер Сегюр верхом и кортеж, Лувр

  • портрет Монфлери


См.. также

Источники

  • Georg Kaspar Nagler: Neues allgemeines K?nstler-Lexicon, zweiter Band, Eintragung unter "Brun", S. 163 ff. Verlag von EAFleischmann, M?nchen 1835.
  • Bellier de La Chavignerie, Emile: Dictionnaire g?n?ral des artistes de l '?cole francaise depuis l' origine des arts du dessin jusqu '? nos jours, Eintragung unter "Lebrun", S. 994 linke Spalte unten ff. Verlegt bei Renouard, Paris 1882-1887; Reprint bei Garland Publishing Inc., New York, London 1979.
  • Giancarlo Sestieri: Battle Painters. Italian and Foreign Masters of the XVII and XVIII centuries, Rom 1999.
  • Michel Gareau, Charles LeBrun First Painter To King Louis XIV, Abrams NY, 1992
  • Morel d'Arleux, Louis-Marie-Joseph, Dissertation sur un trait? de Charles Le Brun concernant le rapport de la physionomie humaine avec celle des animaux (1827)
  • Pinault-Sorensen, Madeleine, De la Physionomie Humaine et Animale: Dessins de Charles Le Brun grav?s pour la Chalcographie du Mus?e Napol?on (Paris) | Mus?e Napoleon en 1806, Mus?e du Louvre, (2000) (ISBN 2-7118-4094-8)