Эта статья использует сокращение, которые могут сбивать с толку и быть неоднозначными. Пожалуйста, по возможности улучшите статью. (Апрель 2008)
Ambox outdated content.svg
Данные из этой статьи, возможно, устарели. Пожалуйста, помогите улучшить эту статью путем обновления информации. Возможно существует дополнительная информация на ее странице обсуждения.

Школьное (школьное дело) в Украине - формирование и организация системы начального и среднего образования в Украине, с целью воспитания молодого поколения.


1. Начала

Еще перед принятием христианства Владимиром Великим проникало на Русь болгарское (церковно-славянское) письмо ( кириллица). Это промостило путь для принятия и болгарской литургии и церковной литературы за Владимира, хотя христианство принял он от греков. Предполагается, что изначально подготовка священников происходила при епископских кафедрах по византийскому образцу. Князья получали домашнее образование. С начальной летописи известно, что Владимир Великий принудительно забирал детей знати на "книжное обучение" и Ярослав Мудрый в 1037 определил священникам при церквях плату за обучение людей грамоты. На княжеских дворах ценилось знание языков. Среди церковных книжников распространено было знание греческого языка. На дворе галицко-волынских обладателей первой половины 14 в. вошла в употребление латина, что свидетельствует о влиянии западного образования.


2. Середина 14-18 вв.

Княжеские времена не оставили после себя внятной системы школьного, что затрудняло сохранение образования в Украине после упадка Киевской государства. Недостаток собственной школьной системы, особенно - высшей, украинской наверстывали, выезжая в латинских университетов в Кракове, Праге и Западной Европе. Украинские школы стояли на низком уровне, но были достаточно распространены. Школы были обычно при церквях, где учили дьяки. Наука начиналась от 7 лет жизни. Представление о том, из чего учили, дает букварь И. Федоровича 1574, заключенный по греческим и болгарскими образцами.

Развитие прот. (Поль.-нем.-латинской) образования в Украине и Беларуси в 16 и нач. 17 в. (Кальвинськи школы в Пановцы на Подолье, социниянськи в Киселин под Владимиром, Хмельнике, Гоще, Берестечко) и в частности иезуитских польско-латинских школ (коллегии в Ярославе 1575, академия в Замостье 1595 и др.. - Вместе 23 в Украине) побудил православных повысить уровень своих церковно-славянских школ. По прот. и палач. образцами кн. К. Острожский создал православные школы в Турове (1572), Владимире (1577) и лучшую в Остроге (ок. 1580, см.. Острожская школа). Кроме того, подобные школы возникли в Смотриче (1579) и Холме (1582). Кроме церковно-славянского языка, введено в них латинский, греческий и польский языки.

Новым фактором в развитии украинского образования стали братские школы (первая во Львове 1586), сначала под сильным греческим влиянием. Способ обучения, взаимоотношения между родителями и школой регулировались школьными "уставами", "порядками" или "артикулами прав" (львовский 1586, луцкий 1624). Братства стали пионерами издание школьных грамматик (ц.-слав. В Вильне 1586, в Евьи 1619 - укр. Авторов; в Кремянце 1638; греч.-ц.-слав. Во Львове 1691). Грамматика 1619 ( М. Смотрицкого) дает во вступлении некоторые информации о методах обучения в братской школе. От кон. 16 в. начали и в эти школы вводить латинский и польский языки счет греч., обучение которой вполне упадок к середине. 17 в.

Основана в Киеве 1615 братская школа превратилась 1632 на Киево-Могилянской коллегии, давая нач. укр. высоким школам. П. Могила ввел в коллегии латинский и польский языки. Киев. Коллегия имела свой филиал в Виннице.

Укр. язык в школах не преподавали. Некоторые начала для ее введения сделал П. Могила, приказывая учителям в школах, чтобы давали ученикам изучать наизусть его укр. катехизис (1645). Но не было укр. грамматик и букварей; единственная грамматика И. Ужевича (1645) осталась в рукописях во Франции, а в Украине и Беларуси не была известна.

Со стороны униатов были также попытки подъема О. духовенства (постановление Собора в Кобрине 1629 о создании духовной семинарии с обучением латинском и ц.-слав. Или русской языках).

Одновременно пришло к оживлению О. на вост. Закарпатье под властью прот. Семигороду (привилегия кн. Г. Бетлена 1627 для мукачевского еп. И. Григоровича на школы и гимназии везде, где есть церковь и на обучение ц.-слав., Греч., Латинского, еврейского и др.. Языков).

К сер. 17 в. ниже О. (приходская) стала общ. в Украине. Как подтвердил Павел Алеппский 1654 среди украинских в государстве Б. Хмельницкого "все или почти все умеют читать и знают порядок молитв и песнопений, даже большинство их жен и дочерей".

Разделение Украины в Андрусове 1667 привел к упадку правос. братских школ на Правобережье, а союз с Москвой привела отток богословов с Левобережья на Московию. Упадок на некоторое время Киев. коллегия. До склона 18 в. не появлялись печатью никакие новые грамматики.

Важнейшей школой для правос. под Речью Посполитой стала монастырская школа в Гоще над Горынью (существовавшая там от 1638). Кроме этого, украинская оттуда (особенно свящ.) Посылали сыновей и в Киев. коллегии. От нач. господства гетмана И. Мазепы (1687) коллегия переживала возрождение. 1701 с распространением программы получила она титул академии. После Мазепы (1709) академия снова упадок, но поднялась по киев. митр. Р. Заборовского (1731-47). От сер. 18 в. начались попытки частичной секуляризации программы в академии (введение обучения зап. языков, геодезии и строительства фортификаций), но создание чисто светского университета в Москве 1755 устранило академию на второй план. 1784 в ц.-слав. языка в академии введено моск. произношение. В конце 1817 академию закрыт, а в 1819 на ее базе создан Киевскую Духовную Академию.

С др.. школ на Гетманщине важны были: школа в Чернигове (от 1689, от 1700 коллегия, от 1776 духовная семинария, см.. Черниговская Коллегия), а также Переяславский Колегиюм (от 1738, с 1776 духовная семинария). Гетманщина имела густую сеть приходских школ, где учили местн. или "странствующие" дьяки. Налога на школу собирали сами ученики. 1740 - 47 pp. было 966 школ на 1 099 поселений, охваченных статистикой, то есть 1 школа на 1,2 тыс. населения. Собственные школы имела Сечь одну для будущих дьяков, певчих и диаконов, вторую для сирот (где учений и рыцарского ремесла). Эта последняя сохранила укр. дух до разрушения Сечи 1775.

В 18 в. начала расти культ. роля Слободской Украины во главе с Харьковом. 1727 открыто там коллегию (см. Харьковская Коллегия), которая стала модерную от падшей Киев. академии и двух коллегий на Гетманщине. Преобладала рус. и иностранные языки, толеровано в ней и украинский язык в лит. упражнениях.

На Правобережье после упадка православной церкви на рубеже 17 и 18 вв. укр. О. стала задачей униятских Церкви, особенно Ордена, которые имели свои коллегии во Владимире, Умани, Любар, Шаргороде, Бучаче, Гоще и школы для сыновей обнищавшей шляхты. В школах учений поцарапать. ц.-слав., польский языки и латыни. 1781 поль. Комиссия Нац. Образования передала Ордена некоторые поезуитськи школы (после запрета чина Иезуитов 1773), м. др.. коллегию в Остроге. 1788 Василиане начали частично заводить обучения на народномовний основе в приходских школах. Однако 1789 Комиссия приказала польщиты все укр. церк. школы. Роль Иезуитов в полонизации принял чин пияр, которые имели школы во Львове, Золочеве, Междуречье и др.. г.

На Закарпатье (после победы униятства) распространились зап. влияния в школе. В 1684 г. Иезуиты создали семинарию в Трнаве на зап. Словакии, где готовящихся и униятских свящ. для Закарпатья. Мукачевский еп. И. де-Камелис (1689-1706) модернизировал закарп. церк. шкильництво. Его преемник М. Ольшавський (1743-67) основал богословскую школу в Мукачево (1744), а еп. А. Бачинский (1772-1809) перенес ее в Ужгород (вместе с центром епархии) и переименовал в семинарию. Энергичные меры ряда еп. поставили О. на Закарпатье первое место в Украине (300 школ в 1793), что способствовало выездам ученым на др.. украинской территории.


3. Кон. 18 - нач. 20 вв

3.1. Украинские земли под Россией

После захвата Россией Правобережья (1793-95) там оставлено поль. школы до 1831, а также Кременецкий лицей, основанный 1819, подчиненные Виленской школьной округе. Остальные укр. земель имела рус. шкильництво в рамках Киев. и Харьковской школьных округ. После поль. восстания 1830-31 pp. рус. школьное распространено и на Правобережье и подчиняющееся его, вместо Виленской, Киев. округе, создана новая - Одесскую округа (1832).

1804 создана система 4-летних гимназий в губернию городах под опекой университетов. Возникшее 1805 первый на подрастет. Украина университет в Харькове (см. Харьковский Университет) стал опекуном этих гимназий на вост. Украина (до 1831 опекуном правобережных гимназий был поль. Виленский Университет). Кроме этого, в губ. и эт. г. создан 2-летние эт. училища под наблюдением дир. гимназий, а в м-ках и с. - Однолетние "церковноприходские" школы под наблюдением дир. эт. училищ.

После ликвидации Кремьянецького лицея 1831 на его базе создан 1834 второй на подрастет. Украина Киев. Университет. 1835 университеты лишены акад. свобод и подчинены мин-ву образования. Высшими школами были также лицеи, особенно Ниженський Безбородькивський лицей (1825, 1875 - превращен в Историко-филологический институт князя Безбородко), и Ришельевский лицей в Одессе (1817, 1865 преобразован в Новороссийский университет, затем Одесский университет).

Кроме гимназий (обучение в которых продлен 1817 до 7 pp.), Сэр. школами были кадетские корпуса (в Киеве и Полтаве), институты благородных девиц в Киеве (1837), Харькове, Одессе и др.. м и закрытые воспитательно-учебные пансионы. Низшим типом сэр. школ были 5-летние прогимназии (см. Средняя школа).

Иногда помещики создавали в 1820 - сороковой pp. для своих крепостных школы по образцу Дж. Ланкастера. Всего на подрастет. Украине было 1856 едва 1320 различных школ, которые охватывали только 0,53% населения.

После смерти Николая I (1855) возникло движение воскресных школ с обучением по-укр. и (из-за отсутствия укр. учебников) по-русск. Эти школы были предназначены преимущественно для взрослых 1859 - 60 их было 68. Учебники для них составляли Т. Шевченко, П. Кулиш и др.. Рос. правительство закрыло эти школы 1862, а их деятелей репрессировал. 1863 г. министр А. Валуев запретил издавать учебники и другие книги на украинском языке

Новая система начального школьного была установлена ​​1864: 1 - и 2-классные школы, подчиненные мин-ву А., "школы грамоты" под юрисдикцией Святейшего Синода, 3-летние приходские школы (некоторые изменения введены 1874). Одновременно созданы 1864 на Левобережье и Вост. Украина земства получили право создавать земские школы. Количество этих школ (от 3-летних до 7-летних и до учительских семинарий) росла с бл. 1600 в 1877 до 4700 в 1909 - 10 pp. От 1870 деятели земств пытались завести в этих школах украинский язык, но безуспешно. Правительство не доверял земским школам и скорее поддерживал примитивные приходские школы.

Рос. правительство, не доверяя правобережной шляхты, преимущественно польской, запрещал земства на Правобережье до 1911. Это углубило нац.-культ. отсталость Правобережья.

1912 кв. школы преобразованы в высшие начальные школы и 4-летние, преимущественно коедукацийни. Появились они и в небольших городах и в селах. Но вплоть до революции 1917 только 60% детей ходило в школы, на Правобережье, по вышеуказанным причинам, еще меньше, напр., В "Киев. Губ. Ок. 40%. В исследовали почти полная грамотность укр. Населения в 1654 (см. выше) была возведена на подрастет. Украины до 26% 1897 (ниже сэр. грамотности в империи).

В 1890-х pp. земства начали создавать также детские сады и ясли (см. Дошкольное воспитание). Нач. пед. образовании на подрастет. Украина дала Временная Пед. Школа в Киеве 1862. 1869 появилась в Киеве первая учительская семинария. 1917 было таких семинарий 33. 1874 основан в Глухове учительский институт, а в 1917 их было 8 (на несколько более высоком уровне, чем семинарии).

Сэр. школы после реформы 1864 и в последующие pp. делились на классические гимназии (8-летние), реальные училища (6 - или 7-летние), кадетские, духовные училища и семинарии (высшая степень), различные жен. сэр. школы. Выше сэр. школой была Коллегия Павла Галагана, основанная 1871 в Киеве.

От 1870-х pp. земства начали творить проф. школы (мист. им. Н. Гоголя в Миргороде, ткацкая в Дегтярь). Нач. 1917 были в Украине 93 профессиональные сэр. школы.

1895 появилась первая укр. студенческая организация (в Киев. Университете). 1913 таких оргций было уже 22, преимущественно тайных (см. Студенчество). Под влиянием революции 1905 и тех организаций некоторые проф. начали преподавать украинский язык, но быстро это запрещено. Женщинам свободно было поступать в университеты только в рев. pp. 1905 - 06. Зато существовали различные высшие жен. курсы (в Киеве от 1878). Развивалась выше техн. О. 1871 появился Харьковский Ветер. Институт (на базе ветер. Школы, основанной 1851), 1884 - Технологический институт в Харькове, 1898 - политехнический. Институт в Киеве, 1889 - Высшая Горная Школа в Екатеринославе (от 1912 - Горный Институт) и т.д.. Вместе 1915 было 19 высших профессиональных школ.

От кон. 19 в. берет начало внешкольное О., в частности с 1891 начало действовать "Общество грамотности" в Харькове (см. Общества грамотности). От 1864 г. были разрешены новые воскресные школы под контролем правительства. От 1870-х pp. опеку над ними взяли земства, а впоследствии также духовенство. Нар. чтения, заиницийовани в Полтаве 1861 (по-рос.), были запрещены, но в 1870-х pp. восстановлены. 1898 группа украинских в Петербурге создала Благотворительное Общество выдачи общеполезных и дешевых книг, которое на подобие гал. "Просвещения" начало издавать укр. самоосв. книжечки. Революция 1905 позволила подражать гал. образцы более откровенно: 1905 в Екатеринославе создано первое общество "Просвита", впоследствии и в др.. г.

На Кубани существовали отдельные рус. школы для казаков и "иногородних" (для казаков бесплатные).


3.2. Галичина

Присоединения Галичины к Австрии 1772 временно приостановило полонизации О. и подняло уровень укр. школ. 1774 создан в Вене семинарию для униатов (теперь называемых гр.-кат.) Австрии при церкви св. Варвары (Барбареум), существовавшей до 1784. 1777 введен в Галичине, как во всей империи, 3 типа гос. школ: 6класни нормальные школы (во Львове и Черновцах), 4-классные главные школы (в сер. г. и монастырях) и тривияльни (низкие, народные). В первых типах введено нем. язык обучения, в последнем - поль. или "русскую" (на практике - ц.слов.). Надзор над школами осуществляла краевая комиссия.

1781 император Иосиф II завел обязательное общ. обучения везде, где было более 90 - 100 детей в школьном возрасте. Надзор над школами поручено помещик (так в Галичине преимущественно полякам), реже Ведомству Гос. Сокровища. Нем. язык принято и к тривияльних школ в г. Организовано пять 5-классных гимназий с латинским языком обучения, и от 1784 потребовали их окончания от кандидатов на свящ. 1783 создано во Львове гр.-кат. семинарию, 1784 - Львовский Университет с латинским языком преподавания. 1787 создан при нем временно "Studium Ruthenum" для кандидатов на свящ., не знали латыни (закрыто 1809). 1788 львовское Ставропигийское Братство было превращено в Ставропигийский Институт во Львове, который выдавал школьные учебники и удерживал одну школу с бурсой. После смерти Иосифа II под давлением поляков обучения русского языка 1792 ограничено двумя час. недельно и устранен гр.-кат. свящ. от обучения религии. 1805 Львовский Университет. Здеградовано в лицей. 1812 отменено обязательное общ. обучения. Под давлением поль. клира исчезли укр. тривияльни школы.

Новое возрождение началось 1817, когда вновь открыт университет во Львове, на этот раз с ним. языке. Кружок церк. деятелей в Перемышле (еп. М. Левицкий, еп. И. Снигурский, о. И. Могильницкий) основал 1817 "Заведение Пивчесько-Учительськое". Под воздействием мер этого кружка 1818 правительство разрешило школьное обучение по-русски и отдал надзор за укр. школами гр.кат. духовенству (на практике только на приходском уровне). Перемышльский кружок начал издавать слов.-русские школьные учебники.

1818 гимназии стали 6-классными. 1843 2 132 школы в укр. Галичине 921 было укр. (Приходских), 190 поль., 81 нем., А 938 смешанных. Но только 50 тривияльних и одна главная ( василианские в Лавру) наблюдавшихся гр.-кат. клира. Уровень укр. приходских школ был Значительно ниже, чем тривияльних.

Революция 1848 принесла создания осв. организации "Галицко-Русская Матиця" во Львове, 1849 - введен в Львовском Университете кафедру русской словесности, которую возглавил Я. Головацкий. Г. Шашкевич, ставший в 1848 руководителем департамента нар. школ и гимназий Галичины в Венской мин-ве А., сделал много для вид. укр. учебников и развития укр. наук. терминологии. 1855 император Франц Иосиф I передал надзор над школами консистории. Это повышало влияние на укр. школы гр.-кат. консистории во Львове. Но 1856 отменено принудительное обучение украинского языка в сер. школах. 1867 Вена передал власть в Галичине полякам. Того же года создан Краевой школьный совет во Львове в составе 4 поляков и 1 украинский и заменен украинский язык в-сер. школах и Львовском Университете на поль. Укр. язык разрешено как преподавания только в низших классах Академической Гимназии во Львове. Кроме краевой, существовали также эт. общ. школьные советы. Принято везде 6-летнее обязательное обучение. 1868 встала важная самоосв. общество "Просвита". 1876 ​​древнерусский лагерь основал в противовес "убрал" москвофильской Общество им. М. Качковского. 1869 принято обязательное знание обеих местн. языков - поль. и укр. - Для проф. Львовского Университета, но университет остался языково поль.

Начальные школы имели максимум 7 класс, при чем последние 3 класса составляли т. н. Выделите школы. На укр. с. преобладали 1 - или 2-классные школы. Было только несколько укр. 4-классных школ и 2 частные укр. Выделите школы для девушек. 1913 71% начальных школ Вост. Галичины были укр. Однако распространение школ не было достаточно, 30% населения в возрасте свыше 9 pp. было неграмотное.

Украинский удалось завоевать только 6 гос. (8-летних, классических) гимназий (2 во Львове, по 1 в Перемышле, Коломыи, Тернополе, Станиславе) и параллельные укр. классы в поль. гимназиях в Бережанах и Стрые. Тогда как поляки имели 1 гимназию на 60 400 человек, украинские - 1 на 546 000. В укр. Галиции было 7 мужских и 3 жен. учительские семинарии, все двуязычные (поль.-укр.). Не было гос. укр. проф. школ, только 1 частная сэр. торг. школа "Просвещения" во Львове и 1 частная ниже хоз.-садоводческая школа в Миловани Товмацкого эт. (От 1911).

1881 встал Русское Общество Пед., Которое выдавало двотижневик "Учитель" (1889-1914), а в 1910 возник Краевой Школьный Союз во главе с М. Грушевским и И. Кивелюком. Эти организации творили укр. частные школы .. Накануне первой мировой войны было 16 частных начальных школ и 13 сер.

1892 о. 'К. Силецкий создал первую укр. "Приютах" под опекой Сестер Служебниц. 1900 встал общество Русская (потом Укр.) Приютах. Некоторые захоронки творили также Василиянкы (см. Дошкольное воспитание),

Ученики и студенты (т. н. Академики) творили в последней четверти 19 в. различные организации (Студенчество). Учителя начальных школ были организованы во взаимной Помощи Укр. Учительства (от 1905), сэр. и высших школ - в Учительской Общине (от 1908). Они выдавали пед. журналы, последняя также школьные учебники. По инициативе учителей (О. Тисовского и др.). Создано 1911 - 12 воспитательную организацию для молодежи "Пласт".

Недовольные полонизацией Львовского Университета, в котором на 80 проф. было только 8 украинских (а позиция украинской во Львовской политехнике, основанной 1872, в Школе, затем Академии, Ветер. Наук во Львове, основанной 1881, и в сельскохозяйственной академии в Дублянах была еще слабее), украинские боролись за отдельный университет. Дошло до беспорядков во Львове (1901-1907), протестных переездов украинских студентов Венского, Пражского и других университетов (т. н. Сецессия). 1912 австрийская власть согласилась создать украинский университет 1916, но этому помешала война.

По русской оккупации Галичины 1914-15 укр. школы закрыты.


3.3. Буковина

Перед присоединением к Австрии (1774) А. была очень ограничена (только в монастырях для низшего духовенства). 1777 принято здесь такую ​​же систему школ, как в Галичине. Нормальная Школа существовала в Черновцах. 1851 начато преподавание украинского языка в Черновицкой нем. гимназии. 1869 создан осв. общество "Русская Беседа" с. задачами, подобными гал. "Просвещения". 1875 предстал нем. Черновицкий университет с 3 укр. кафедрами (языка, литературы и теологии). 1887 встал общество "Русская (впоследствии Укр.) Школа", которое выдавало школьные учебники. 1896 было 165 укр. гос. школ (в том ч. 34 смешанные рус.-нем. и рус.-рум.). Развитие укр. начальных школ в г. замедлялся преимуществом евреев, которые поддерживали нем. школы. От 1896 начали твориться укр. или рус.-нем. гос. гимназии (в Черновцах, Кицмань, Вижнице). Возникла также частная укр. реальная гимназия в Вашковцах. 1907 общество "Родная Школа" открыло частную укр. жен. учительскую семинарию в Черновцах, а в 1910 там же основан укр. отдел по гос. учительской семинарии.

Общ. ситуация укр. школ на Буковине была лучше, чем в Галичине. Надзор за ними был в укр. руках. 1910 - 11 были 224 укр. школы (в том ч. 8 смешанных) рядом с 177 рум., 82 нем., 12 поль. и 8 венг.; обучали в них 800 учителей. С конца 1870-х pp. существовали укр. ученические и студенческие организации ("Союз", 1875).


3.4. Закарпатье

Из-за нехватки поддержки правительства украинские школы после еп. А. Бачинского начали падать. Усилия для подъема народного образования проявлял мукачевский еп. В. Попович (1837-64). От 1840-х pp. на лоб культурно-педагогических деятелей Закарпатья выдвинулись А. Духнович, автор первого букваря народным языком (1847), и А. Добрянский, создатель образовательного Общества, св. Василия Великого 1866 (700 чл. На 1870), которое пыталось выдавать школьные учебники.

Преобразование Австрии на Австро-Венгрию укрепило 1868 мадяризацийний натиск. В государственных школах принято венгерский язык обучения, украинского (или русско-слав.) Оставлен как предмет. Русскими остались только приходские начальные школы. Если в 1881 были 353 государственных русские школы и 265 венгерских, то в 1906 году - уже только 23 русские, остальные венгерские или смешанные. Закон министра образования А. Аппоньи 1907 ликвидировал вообще обучения русского языка в гимназиях и учительских и духовных семинариях. Всего венгерский политика перечеркнула образовательные достижения Закарпатье от 17 в. и довела до того, что 60% населения стало неграмотным.


4. 1917-20

Занятие Волыни, Подляшье и Полесья немцами и австрийцами во время первой мировой войны позволило на организацию там укр. школ (вместе 250). На Холмщине австр. оккупационные органы не позволяли творить укр. школы.

После революции в феврале 1917 организация укр. школ перешла в руки Ген. Секретариата А. Центр. Совета (секретарь И. Стешенко). Удержан давние 3 школьных округа под названием комиссариатов. Создано Общество Школьной О. для изготовления укр. учебников. Начал выходить в Киеве журнал "Свободная укр. Школа" (1917 - 19), впоследствии "Народная Образование". В августе 1917 состоялся I съезд укр. учителей в Киеве. Создан Укр. Пед. Академию в Киеве. После провозглашения УНР в ноябре 1917 укр. сэр. школьное развивалось уже стремительно везде на территории укр. государства.

Специальная комиссия мин-ва А. УНР от кон. 1917 проектировала 12-летнюю "единой трудовой школе". Гетманское мин-во О. (М. Василенко) вместо развивало укр. школьное согласно принятым в Европе образцам. Летом 1918 создано более 50 укр. сэр. школ (некоторые преобразованы из до рус.). В Полтаве создан Ист.-Филол. Фак., В Киеве Гос. Драматическую Школу и Укр. Гос. Академию Искусств (декабрь 1919), Организована система О. для взрослых под руководством С. Русовой. Осенью 1918 открыто укр. университеты в Киеве (рядом рус. Унту им. св. Владимира) и в Каменце-Подольском в дополнение к 3 существующих университетов, пока только частично украинизированных. Кроме этого, появился новый университет в Екатеринославе.

На Кубани удалось 1917 ввести укр. обучение только в низших начальных школах. 1919 создан 2 украинских гимназии и украинизировано 2 учительские семинарии. Большинство школ осталась рус.

В Галичине за ЗУНР школьное принадлежало к компетенции Гос. Секретариата А. (гос. секретарь А. Барвинский) и эт. школьных советов. Часть поль. школ в г. украинизированы. Частные укр. школы национализированы. Действовало 30 сер. школ (20 гимназий, 3 реальные школы, 7 учительских семинарий).


5. Укр. земли под Польшей

1919-39. До оккупации Галичины Польшей 1919 была развитая сеть укр. школ (ок. 2 500 начальных школ и ок. 500 на пивн.зах. землях, захваченных тогда же поляками). Было также в Западной Украине ок. 35 укр. сэр. школ. Сначала поляки удерживали в Галичине систему австр. школ, но с 1921 сравняли ее с поль. От 1932 обязательное обучение продлен до 7 pp. Укр. земли имели ниже загальнополь. процент начальных школ высшего уровня (7-классных): 13,5% в Галичине, 8,5% в Сев.-зап. землях против 16% в целом Польши. Преобладали низкие, 4-классные школы.

1924 поль. мин. А. С. Грабский инициировал закон о утраквизм (двойственность) - перевод укр. школ на укр.-поль. - И о референдуме родителей относительно выбора между поль. или украинском языке ("lex Grabski"). В исследовали количество укр. школ в Галиции упала с 2 426 в 1921-22 до 352 в 1937-39. В "двуязычных" школах Галичины преобладала польский язык и польские учителя. На Полесье все 22 укр. начальные школы закрыты, не введено двуязычных школ и даже устранены украинский язык как предмет. Запрещено обучать украинскому языку на Холмщине и Подляшье. Даже правос. религии можно было учить только по-поль. На Волыни количество школ с украинским языком упала с 443 в 1922 - 23 до 8 в 1937 - 38, вместо увеличено число утраквистичних школ. Всего в кон. 1930-х pp. только 7% украинских ходило к чисто укр. школ. Укр. учителей массово высылаемый на поль. земли или увольняемых. Сэр. укр. школам накинених некоторые предметы польском языке. Большинство украинских средних школ была частная. Государственными были только украинские гимназии, унаследованные после Австрии (но и из них закрыто тернопольскую). Была только 1 государственный украинский проф. школа (полеводческой лицей в Чернелицы).

Борьбу за укр. школу вело украинских Педагогическое Общество, 1926 переименован в общество "Родная Школа". Польские власти не позволила распространить его деятельность вне Галичину. Оно финансировало школы, бурсы и издавало журнал "Родная школа" (от 1932). Благодаря его усилиям увеличилось количество и качество украинских частных школ. Некоторые частные средние школы проводили укр. кат. рел. институты. Во Львове при Малой Семинарии 1930 открыто матуральные курсы для учащихся с закрытых польской властью высших класс гимназиях (Тернополь, Рогатин, Дрогобыч), что 1931 развились в полную гимназию классического типа. С 1920-х pp. "Родная Школа" и Ревизионный Союз Кооператив пытались творить проф. школы и курсы (они составляли только 7% проф. школ в Галиции). Широко развита была укр. дошкольное А. 1934 Василиянкы создали семинарию для дошкольных опекунш во Львове.

1919 организован во Львове Украинский университетские курсы, но 1920 поляки их запретили, тогда их продолжающееся тайно (Львовский (тайный) Укр. Университет, 1921-25). Подобно действовала 1922-25 Львовская (тайная) Укр. Высокая политехнический. Школа. Хотя поль. правительство обязалось перед зап. союзниками создать укр. университет в 1924, никогда этого не выполнил. Единственной легальной укр. высокой школой, была гр.-Кат. Богословская Академия во Львове, основана 1928. К 1925 украинских бойкотировали поль. высшие школы, но ликвидация укр. тайных высоких школ и трудность нострификации иностранных дипломов заставила их прекратить бойкот. Однако прием украинских к польским высоких школ было ограничено.

В внешкольной О. дальше перед вела в Галичине "Просвита" (1935 - 3 075 читален). На Станиславивщини действовало греко-католическое образовательное общество "Скала". Зато Общество им. Качковского упадок.

На Волыни и Полесье поляки делегализувалы "Просвещение" в 1928-32 гг На Холмщине и Подляшье действовало образовательное общество "Родной Дом", но в 1930 г. был ликвидирован поляками.


6. Закарпатье 1919-39

После включения Закарпатья в Чехословакию 1919 условия развития укр. школ были лучше на вост., на т. н. Подкарпатской Руси, чем на зап. (Пряшивщина), включенной в Словакии. Количество начальных русских (рус.) школ выросла на Подкарпатской Руси с 34 1916 до 492 1938 (включительно с 23 горожанска школа, есть ниже сэр. Школами, существовавшие в венг. Образцу). Укр. школы преобладали (492 на общ. ч. 861), подобное было с учительской семинарии (4 5 1938) и проф. школами (138 на 179 1938); менее полезна была пропорция детских садов (132 на 252) и гимназий (5 на 11). Среди последних были на Подкарпатской Руси 3 чес., 2 еврейские и 1 венгерский. В Ужгороде существовала также гр.-кат. духовная семинария.

На Пряшивщини только 57% укр. детей ходило в русских школ. В Пряшеве были гр.-кат. семинария и 1 русская учительская семинария и 1 частная гимназия.

В вопросе выбора языка обучения (мисц., с примесью ц.-слав., Укр. Лет. Или рус.) Существовал здесь полный хаос; хватало и манипуляций т. н. школьным плебисцитом 1936, когда родители имели выбирать мини "русскою" и "Малороссийские-укр." языках. Наконец и здесь победила укр. течение.

Учителя были объединены в Союзе Укр. Учителей (с 1929), Учительской Общине Подкарпатской Руси (с 1929), которая выдавала "Учительский голос" и "Нашу школу", и в русофильской учительской товарищества. Внешкольном А. возглавляла "Просвита" (от 1920) и москвофильской Общество им. А. Духновича (от 1923), а помощью школам занимались Пед. Общество Пидкарп. Руси (основано 1923) и москвофильская "Школьная Помощь".

Когда осенью 1938 Пидкарп. Русь (Карп. Украина) создала собственное правительство, школьный реферат в Ужгороде преобразовано в мин-во школ во главе с А. Штефаном (перенесено впоследствии в Хуст вместе с правительством).


7. Буковина и Бессарабия 1919-40 гг

Заняв Буковину 1918, румыны ввели 1919 "осадное положение" и начали румынизацию укр. школ, закончив ее 1927. Только после сноса "осадного" 1928 правительство разрешило 1929 вести частичное обучение по-укр. в рум. школах на Буковине, но 1934 и это отменено. Бессарабия в 1920 - 27 пользовалась административной автономией, благодаря чему там еще учились на украинском языке в ок. 120 школах.

8. Западная Украина 1939-45 гг

В 1939 - 41 сов. система А. была временно распространена на Галичину, Сев.-зап. укр. земли, сев. Буковину и Бессарабию.

В Ген. Губернаторстве 1939-45 г. на присоединенных укр. землях к Ген. Губернаторства (1939-41 г.) появились укр. школы. 1941 было их 911; школами занимался Укр. Центр. Комитет в Кракове. После присоединения Вост. Галичины к Ген. Губернаторства 1942-43 гг были там 4 173 укр. начальные школы, более когда-нибудь раньше на соприкасающихся укр. землях. 1942 г. действовало 12 гимназий, а в 1943-44 гг - 9 учительских семинарий. Хорошо развиты были профессиональные школы (330 против менее 20 при Польше). Из высших школ действовали различные Гос. Профессиональные Курсы во Львове с ним. языком обучения и преимущественно укр. студентами.

На землях Райхскомисариату Украине немцы не позволили на укр. школьное выше 4 класса. Действовали только некоторые проф. школы.

На Закарпатье под властью венгров (1939-44 гг) количество русских (рус.) гимназий упала с 7 (1939 г.) до 3 и горожанских школ с 30 до 10. На Буковине, в Бессарабии и в Транснистрии рум. оккупационная власть (1941-44 гг) снесла вообще укр. шкильництво.


9. Образование в СССР

9.1. Межвоенная сутки

Одним из первых актов сов. власти по школ был запрет обучение религии (1919). Большевики приняли подобную идею "единой трудовой школы" осенью 1918, которую годом ранее выдвигала Центр. Совет. В УССР народный комиссар А. - Г. Гринько со своим помощником Я. Ряппо ввел 1920 др.. вариант такой системы, чем принятый в сов. России. Он отличался крайне техницистичним направлением, почти без гуманистической и классической программы. Университеты были заменены институт народного образования (ИНО). Целью этой системы было ускоренном превращении УССР из аграрной в пром. страну, а также опека над почти 1 млн. беспризорных детей. Позитивное было само существование О., независимой от Москвы, вможливлювало языковую украинизацию школ (офиц. принятую политику ЦК КП (б) У 1923).

Во времена нар. комиссара О. - М. Скрипника (1927-33), гл. промотора "украинизации", процент учащихся в укр. школах УССР вырос с 78 до 88,5. Создан также более 300 укр. школ для укр. меньшинства в др.. республиках СССР. Украинизация школ была меньше в г. (43,8% против 81,9% по с. 1925-26 гг), медленнее также в проф. школах (51,9%, тогда же) и высших школах (48,9%), чем в низших. Существовали также школы с преподавания языков нац. меньшинств.

Хотя 7-классная школа (т. н. Неполная сер.) Для всех была целью, практически 1925 введено только 4-классную обязательную школу для всех. Но и так почти 1/3 детей не кончала 4 класс в 1920-х pp. От 1930 принято обязательное 7-классное обучение в г.

Проф. школы с 1921 подлежали Укрголовпрофосови при Нар. Комиссариате О. В большинстве этих школ (79% на 1928) надо было платить за обучение, но дети бедных рабочих и крестьян были освобождены от оплаты. Обучение квалифицированных рабочих приведена в фабрично-заводские семилетки (ФЗС), сильно обрусевших (только в 17,6% занятие велось исключительно на украинском языке). Выше техн. школами были техникумы, но в 1928 техн. О. в СССР была унифицирована, и техникумы в УССР здеградовано до сер. уровня по образцу РСФСР. В проф. школах украинского были представлены недостаточно (в 1929-30 гг - 53,1%, тогда как в СССР 80% населения было укр.). Только в 36,5% техникумов в 1929-30 гг преподавались все предметы на украинском языке. Для проф. школ эта пропорция была лучше (59,1%).

Главной задачей ИНО было приготовления учителей для старших класс семилетки; существовали они в Харькове, Киеве, Одессе, Днепропетровском, Каменец-Подольском (на базе прежних университетов), а также в Николаеве, Херсоне, Нежине, Полтаве, Чернигове, Житомире и Луганском. Нач. 1930-х pp. они были разделены по мелкими специальностям, и их количество возросло до 42. Только 56% студентов были украинские. От 1921 до 1940 для подготовит к высоким школ существовали 2-летние раб. фак. 1929 57% их студентов принадлежало ком. партии и комсомола. На рабфаках язык преподавания была преимущественно (60,4% в 1929-30 гг) укр.

Мания экспериментаторства с частыми изменениями затрудняла учебный процесс. Укрголовпрофос назначал ректоров высших школ, а ЦК КП (б) У - полет. комиссаров. Но когда 90% ректоров стало чл. партии (в 1926-27 гг), должность комиссара стала лишней.

Сначала общество "Просвита" как внешкольное осв. учреждение развивала далее деятельность по большевиков (рост отделов с 852 в 1918 до 4 322 на 1921), но в нач. 1922 ее ликвидировано или преобразовано ее отделы на сов. культ, учреждения (сельбуды, избы-читальни и т.п.). 1921 создан надзвич. комиссии ликвидации неграмотности (Ликбез) и обучение грамоте до 50 pp. совершено обязательным. 1926 было 36,4% неграмотных, 1939 - уже только 11,8%.

1930 много проф. школ подчинено разным комиссариатам в Москве. 1936 высшие школы подчинены Комитету высшей О. в Москве (посредством подобного комитета в Киеве). Таким образом нарком А. УССР знал с того времени только ниже и сердце. школе, дошкольного и некоторыми техникумами. 1933 со смертью Скрипника была приостановлена ​​политика "украинизации". Процент укр. студентов упал с 62,8 1930 до 54,2 на 1938. Количество учеников во всех укр. школах уменьшилось в 1932 - 33 через искусственный голод. В 1934 - 35 прекращено изучение в сер. школах ист. Украина и привлечено положительную оценку древней политики царизма. Тайным указом ЦК КП (б) В 1938 предписано принудительное обучение рус. языка в школах всех ступеней.

С 1933 начато ликвидации различий системы школ в УССР от остальных СССР. Положительным было восстановление унтив 1933. 1936 принято общесоюзную систему: начальная 4-летняя школа, неполная сэр. (Семилетняя школа) и полная сэр. (Десятилетняя школа). Начальная школа была обязательна на с., неполная сэр. - В г. ИНО преобразовано 1932-33 pp. на 4-летние пед. институты. 1940 введен "школы трудовых резервов" с принудительным набором учащихся по селективной системой и принудительным трудоустройством. В кон. 1930-х pp. введено войск. обучение в школах.


9.2. 1939-45 гг

Во время войны с Германией советы создали укр. школы для эвакуированных украинских в России (71 в 1942-43 гг), Казахстане (64) и др.. ап. республиках. Также действовали 32 эвакуированы высшие школы УССР. В 1943-44 гг создано вечерние школы раб. молодежи (в м.) и школы соль. молодежи (по с. для наверстывания военных опозданий в О.).

9.3. От 1945 до 1970 г.

Трудности послевоенного периода характеризует рост вечерних школ: с 876 1950-51 гг до 2070 на 1964 - 65 в г. (в с. Их количество в то время уменьшалась). Действовали также вечерние школы для взрослых, вечерние и заочные проф. школы.

Количество высших школ уменьшилось в исследовали комасации из 173 школ 1940-41 гг 140 на 1958-59 гг (при одновременном росте ч. студентов). Создан новый Ужгородский Гос. Университет (1945). Только 55,7% студентов в 1958 - 59 изучали нормально (остальные - заочно и на вечерних курсах). Этот процент упал до 38,7 в 1965-66 гг в исследовали реформ Хрущева, но впоследствии начало становиться лучше.

Продолжалось русификации школ: процент рус. школ выросло с 14 в 1938-39 гг ок. 25 на 1955-56. Из школ нац. меньшинств остались только молд., венг. и поль. (Вместе 319 в 1950-51 гг.) 1946 почти все вузы (кроме пед., Мед. И мист.) Подчинено непосредственно мин-ву высшей О. в Москве. Только 1955 восстановлено мин-во высшего О. в Киеве, но с ограниченными компетенциями.

Проведено перевишкил учителей в Западной Украине, 2/3 которых признано несоответствующими сов. требованиям. Между 1945 и 1951 погибель ок. 36 400 учителей из Вост. Украина. После изменений населения процент укр. школ в Западной Украине стал самым высоким в УССР (в Галичине, на Волыни и Буковине 93,3% в 1946 - 47 против 86% в 1940-41). Создано 22 новые высшие школы в зап. Украина, сначала украинизированные, но от 1949-52 гг преимущественно обрусевшие. Во время короткой ?оттепели? 1950-х pp. секретарь ЦК КПУ Л. Мельников был отстранен за слишком явное русификации А. в Западной Украине.

Важным этапом в развитии О. в Украине стал закон Верховной Рады СССР 1959 г. "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии нар. Образования", на основании которого интенсивно усиленно русификацию укр. школ. В духе этого закона зреформовано семилетки и десятилетки на 8 - (обязательные) и 11-летние "общ.-осв. Политехнический. Школы с производственной подготовим". После окончания сэр. О. надо было отработать не менее 2 pp. перед вступлением в высшей школы (за исключением 20% способных учеников). Как и др.. реформы Хрущева, также эту частично отменено 1964-67. Однако оставлено обязанность 8-летней общ. О., возвращено, вместо 11-летнего, 10-летнее обучение, оставлено безвозмездность сэр. и высшего А. и необязательность обучения украинского языка и литературы в рус. школах УССР. В атмосфере нового наступления на украинский язык процент укр. школ упал с 85,5% в 1955-56 до 81,1% в 1967-68 гг

1956 введено школы-интернаты с оплатой за обучение, а с 1960 - "школы продленного дня" (пивинтернаты) от 1 до 8 класс общ.-осв. школы. Эти школы не слишком распространены, потому требуют больше.

В 1967-68 гг еще половина учащихся техникумов и проф. школ училась заочно и на вечерних курсах. Больше учился в пром. и стро. профессиях (45,3%). Сравнению с зап. странами низкий процент изучал торговлю, финансы, администрацию и право (13,3 на 1967-68 гг.)

1964 создан Донецкий университет. С 1958 наук. степени утверждает Всесоюзная Аттестационная Комиссия в Москве. Тогда как уровень обучения специалистов точных а естественных наук высокий, то в гуманистических и обществоведческих отраслях он низкий. От 1967 г. установлены льготы в приеме в высшие школы кол. военным и работникам безопасности. Выпускники высших проф. школ имеют обязанность работать 3 pp. на определенных местах, часто вне Украины. В кон. 1960-х pp. УССР имела на 1/4 меньше студентов на 10 000 населения, чем Россия. В 1968-69 гг только 21,8% студентов жили в общежитиях, большинство получает стипендии. 1974 выдано тайную инструкцию не принимать в университеты Зап. Украина более 25% местной молодежи. Начиная с 1960-х pp., Заметна нац. активность студентов (демонстрации, аресты, отстранения от университетов). С 1965 г. выпускники проф. высших школ имеют право на постоянную должность.


9.4. 1970-1985 pp.

С кон. 1960-х pp. усиленно централизацию школ в УССР. 1969 восстановлено Мин-во О. СССР, является союзно-респ. Мин-во О. СССР осуществляет руководство общ. сэр. О., дошкольным воспитанием и развитием пед. наук. Задачей центр. мин-ва является определение основных направлений развития О., разработка типовых учебных планов и программ, создания и выдачи унифицированных школьных учебников и методически учебных пособий разного типа.

Гл. направлениями в работе школ за эти ГОДЫ становятся: трудовое, военно-патриотическое и интернационалистской воспитания, осуществления общ. сэр. О. Последнее вызвано потребностью повышения О. рабочих кадров (90% специальностей черной металлургии, 80% машино. Требуют подготовит в объеме средней школы).

Особое значение придается трудовой подгот в сельских школах, которые составляют 80% всех школ. Уровень обучения в соль. школах значительно ниже городских, обусловлено плохой материальной базой школ, перегрузкой учителей внешкольной работой, удаленностью от культ. центров. Соль. школы ориентированы преимущественно на работу в колхозном производстве.

В новых программах особо отмечается задачи полет. воспитания молодежи. В школьную систему 1972 введено обязательное начальное войск. Подготовьте во всех сер. школах. Практически ученики (ребята) участвуют в вийськ.-техн., Физкульт. Подгот.

В связи с тем, что р. и проф. О. в СССР обнаружила серьезные недостатки, как и тому, что ослабело кол. влечение к О. и обучения вообще, сов. органы стали нач. 1980-х pp. круг новой школьной реформы. 1984 ЦК КПСС опубликовал постановление "Основные направления реформы загальноосв. И проф. Школы", которые стали основой позднего респ. законодательства о шкильництво. В основном сохранено прежнюю систему школ, но в программе заложенными еще больший нажим на трудовое обучение и овладение учащимися конкретных знаний техн., Экон. и общественных наук. Отмечается практическое включение выпускников сэр. и проф. школ в общественную жизнь и процесс продукции. С этой целью хоз. учреждения и предприятия должны тесно сотрудничать со школами, принимая над ними шефство. Так же усиливается роля родительских комитетов в помощи школам и в воспитании. Очевидно, что одним из гл. направлений остается ком. идеологическое воспитание и дальше русификации нерос. школ.

Под лозунгом улучшения преподавания рус. языка принят ряд постановлений, фактически сводят родной язык к второстепенной. В "Основах законодательства Советского Союза и союзных республик о нар. Образование" 1973 г. утверждается, что изучение языка нац. республик в русскоязычных школах зависит от желания родителей.

Приказами мин-ва А. УССР введена программа усовершенствования рус. языка во всех школах; в детских садах нац. республик с 1979 введено обязательное обучение рус. языке, начиная с 5 pp. жизни, как также предъявлено требование культивировать рус. язык в семьях. Введено специальные программы, составленные для начальных школ с углубленным курсом рус. языка, введено часа для факультативных занятий за счет сокращения др.. предметов, усиленно внеклассные занятия по рус. языка. Рекомендуется ввести преподавание специальных и загальноосв. дисциплин рус. языке, начиная с 2-3 курсов во всех высших школах союзных респ.; введено обязательное изучение рус. языка на первых 2 курсах всеми студентами (за счет др.. дисциплин). Эти меры отодвинули на задний план украинский язык уже в низшем и сердце. школе.

В 1977-78 гг в 4-10 классах дневных заг.осв. школ УССР было 45 700 учителей рус. языка и литературы, а только 43 500 учителей укр., молд., венг. и поль. языков и литератур.

Одним из ярких показателей русификации О. имеются данные о ч. школ в областных городах с укр. и рус. языками преподавания и смешанных (рус.-укр.) на сер. 1987, опубликованы Комиссией для связи Союза Письм. Украина с учебными заведениями СССР:

Города Укр. школ Рос. школ Смешанных
Винница 10 21 -
Луганск - 60 1
Днепропетровск 9 125 6
Донецк - 146 -
Житомир 14 16 1
Запорожье 1 95 5
Ивано-Франковск 18 6 2
Кировоград 4 17 11
Львов 66 26 11
Николаев - 51 5
Одесса 3 90 7
Полтава 19 16 -
Ровно 15 9 -
Симферополь - 33 -
Суммы 3 20 -
Тернополь 20 3 -
Ужгород 12 5 2
Херсон 5 49 1
Харьков 2 156 С
Хмельницкий 9 17 2
Черкассы 5 19 7
Черновцы 15 23 -
Чернигов - (2?) 24 6
Киев 34 152 88

Как учесть, что смешанные школы практически рус. или завтра таковыми станут, то в гл. г. СССР являются только 16% укр. школ, остальные 84% - рус. Но и эти проценты не отражают действительного, значительно худшего состояния, потому укр. школы обычно численно малы и хуже рус. оснащены, к тому же многие предметы и в них, за неимением укр. учебников, излагаются рус. языке.


9.5. Дошкольное воспитание

Создана в 1969 г. новая "Программа воспитания в детском саду" регляментуе всю работу дошкольного воспитания: в ней представлены режим дня, определенное обязательное обучение, игры, устийнена программа всех видов воспитания. Особенно значительное место отводится идеологическом ком. воспитанию.

Сетка дошкольных учреждений в Украине увеличилась и на сцену. 1973-74 гг составляла 5 800 единиц, в которых воспитывается 260 тыс. детей. Более 70% колхозов также имеют действующие детские сады. Ясли и детские сады частично бесплатные (платится 1/3 средств). С 1976 пед. училища, которые готовят воспитателей для дошкольных учреждений, работающих по новым программам, позволяющих персоналу воспитательную работу с детьми разного возраста, начиная от младенца. Несмотря на увеличение помещений, только 37% детей посещали детские учреждения (1976).

Переполнение дошкольных учреждений сверх норм, несоответствие помещений, плохое обслуживание приводят к постоянным заболеваний детей. Работники дошкольных учреждений составляют самую низкую категорию пед. работников с наименьшей зарплатой, что негативно влияет на качество работы.

Сэр. школы. В 1970-х pp. заг.осв. школа перешла на новые программы, с некоторым изменением системы обучения. Обучение в начальной школе сократилось до 3-х pp., В связи с чем выявилась потребность в переквалификации учителей. Нагрузка учащихся младших класс составляет 24 часов. в неделю, при 32 учебных неделях в год.

Несмотря на большое количество постановлений об улучшении обучения и воспитания, уровень остается еще низким, особенно в соль. школах, объясняется плохим оборудованием школ и нехваткой учителей.

1972 создано Симферопольское Университет, а в 1985 Запорожский.


10. Национальная школа

Основная статья Образование в Украине
По украинскую школу

Проблема национальной модели школы в Украине, как и во всей Европе, приобретает особую актуальность и четко очерченной мотивации еще с XVII века, когда и отдельные государства, и целые империи становятся на путь суверенного национально-государственного развития, когда создаются три первые национально-демократические республики : Англия, Нидерланды и Украина. [1]


См.. также

Литература

  • Энциклопедия украиноведения. В 10-х томах. / Главный редактор Владимир Кубийович. - Париж; Нью-Йорк: Молодая жизнь, 1954-1989 .
  • Лавровский Н. О древнерусских училищах. X.
  • Барсов И. Народные школы в Юго-Западном крае. к. 1864
  • Драгоманов М. Народные школы на Украине, "Громада". Женева 1877
  • Харлампович К. западнорусские православные школы XVI и начала XVII в. Казань 1898
  • Павенцький А. Начало и развитие школ на Руси. Л. 1900
  • Карбулицький И. Развей р. школ на Буковине. Вашковцы 1907
  • Баран С. С поля статистики гал. сэр. школ. Л. 1910
  • Проект единой школы на Украине, часть 1. Каменец-Подольский 1919
  • Пастернак С. Из истории осв. движения на Украине во времена революции 1917 - 1919. К. 1920
  • Astermann M. Erziehungs-und Bildungswesen in der Ukrainischen Sozialistischen R?terepublik. Берлин 1922
  • Беленький Я. Укр. частные школы в Галичине. Л. 1922
  • Гринько Г. Очерки советской просветительской политики. X. 1923
  • Wanczura A. Szkolnictwo w ​​Starej Rusi. Л. 1923
  • Левицкий В. История воспитания и обучения. Л. 1925
  • Омельченко М. школе на Кубани. Прага 1927
  • Авдиенко М. Нар. образование на Украине. X. 1927
  • Ряппо Я. Нар. образование на Украине за десять лет революции. X. 1927
  • Ясинчук Л. 50 лет "Родной Школы". Л. 1931
  • Симович В. Укр. школьное на Буковине. Труда Укр. Пед. Общества в Праге, И. Прага 1932
  • Skolstvi na Podkarpatske Rusi v přitomnosti. Прага 1933
  • Слепой И. Исторический обзор воспитания в целом и в частности на Украине, 1 - 2. Л. 1935
  • Сирополко С. История образования на Украине. Л. 1937 Сирополко С. История образования на Украине. - Киев: Наук, мысль, 2001. - 912 с. Djvu файл с текстовым слоем и навигацией.
  • Крылов И. Система образования в Украине (1917 - 1930). Мюнхен 1956
  • Филиппов А. Развитие советской школы в СССР в период первой послевоенной пятилетки. К. 1957
  • Грищенко М. Развитие народного образования на Украине за годы советской власти. К. 1957
  • Черкашин Л. Общ. обучение в Укр. ССР, 1917 - 1957. К. 1958
  • Гутянский С. Осуществление ленинских принципов народного образования на Украине. К. 1961
  • Марченко История украинской культуры с древнейших времен до середины XVII в. К. 1961
  • Ясницкий Г. Развитие народного образования в Украине (1921 - 1932). К. 1965
  • Нар. образование и пед. мысль в Укр. ССР, 1917 - 1966. К. 1967
  • Kolasky J. Education in Soviet Ukraine: A Study in Discrimination and Russiflcation. Торонто 1968 (рус. издание 1970)
  • Пелена А. Загальноосв. школа Украине в кон. XIX - нач. XX ст. К. 1971
  • Игнат А. Загальноосв. школа на Закарпатье в XIX - нач. XX ст. Ужгород 1971
  • Вабишин С. Школа и образование древней Руси. К. 1973
  • Никитина Л. (ред.) Нар. образование, наука и культура в Укр. ССР. Статистический сб. К. 1973
  • Iwanicki М. Oświata и szkolnictwo ukraińskie w Polsce w latach 1918 - 1939. Седльце 1975
  • Развитие народного образования в Укр. ССР в 1974 - 76 pp. K. 1977
  • Sirka A. The Nationality Question in Austrian Education
  • The Case of Ukrainians in Galicia, 1867 - 1917. Франкфурт 1980.