Надо Знать

добавить знаний



Эйзенштейн Сергей Михайлович


Фото

План:


Введение

Сергей Михайлович Эйзенштейн (* 10 (22) января 1898, Рига - ? 11 февраля 1948, Москва) - советский режиссер, сценарист, теоретик кино и педагог.


1. Биография

Родился 10 (22) января 1898 года в семье инженера и архитектора, с 1917 года действительного статского советника Михаила Осиповича Эйзенштейна (1867-1921) и Юлии Ивановны Эйзенштейн (в девичестве Конецкий). Эйзенштейн получил хорошее воспитание, с детства изучал три иностранных языка. В 1912 году родители разводятся, и мальчик остается с отцом. Окончил Рижское реальное училище, учился в Петроградском институте гражданских инженеров. Весной 1918 года Эйзенштейн вступает добровольцем в Красной армии.

В 1920 году Эйзенштейна направляют в Академию Генерального штаба, где он учится на восточном отделении ( японский язык). Эйзенштейн поступает художником в Первый рабочий театр Пролеткульта. В 1921 - 1922 годах учился в Государственных высших режиссерских мастерских (ГВИРМ) под руководством Всеволода Мейерхольда. Был режиссером театра Пролеткульта ("Мексиканец", "слышишь, Москва", "Противогазы", "Мудрец"), преподавал различные дисциплины. Эйзенштейн тесно сотрудничает с группой Владимира Маяковского, в его журнале "ЛЕФ" в 1923 году публикует свой ​​творческий манифест "Монтаж аттракционов".

В 1924 году Эйзенштейн снимает полнометражный фильм "стачка" (Забастовка), который получает в 1925 году на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже серебряную медаль.

Комиссия Президиума ЦИК СССР поручает Эйзенштейну постановку эпопеи "1905 год" о события 1905-1907 годов. В связи со сжатыми сроками Эйзенштейн сокращает замысел до эпизода восстания моряков на броненосце "Князь Потемкин Таврический". Когда через два десятилетия Эйзенштейн снимал фильм в Одессе, он сконцентрировал на Потемкинской лестнице происходившее в разных частях города. Хотя картина не совсем конкретно видибражае действительные факты Эйзенштейн создал обобщенную картину тупого насилия и безнадежного человеческого отчаяния. Вот как пересказывал эту сцену писатель литературовед Виктор Шкловский (перевод с русского):

" Ребенок совсем маленький, лет восьми. Ее доля на лестнице такая: он с матерью вглядывалась в дальний броненосец, и вдруг пришли солдаты-каратели, побежали люди, люди начали прятаться за камнями уступов, бежать по ступенькам. "

Картину показали 24 декабря 1925 года в Большом театре на торжественном заседании в честь 20-летия революции 1905 года. В 1952 году в списке десяти лучших фильмов всех времен и народов, составленном 58 кинорежиссерами Европы и Америки по предложению Бельгийской синематеки "Броненосец" Потемкин "? занял первое место.

Детское фото Сергея Михайловича Эйзенштейна с родителями

В 1929 году Эйзенштейн отправляется в командировку за границу с целью изучения западного опыта. Эйзенштейн выступал по берлинском радио, читал лекции в Гамбурге, Берлине, Лондоне и Кембриджском университете, Антверпене, Амстердаме, сделал доклад "Интеллектуальное кино" в Брюссельском университете.

В 1930 году он заключает контракт с кинокомпанией Paramount Pictures на экранизацию романа Теодора Драйзера "Американская трагедия". Вместе с Айвором Монтегью и Григорием Александровым при содействии Драйзера начинает работу над сценарием. Через месяц Paramaunt отказывается от его сценария.

С помощью писателя Эптона Синклера Эйзенштейн приступает к съемкам фильма "Да здравствует Мексика!". Однако после того, как был снят 75 000 метров, Сталин прислал ему телеграмму с предложением вернуться в СССР.

После возвращения в 1932 году Эйзенштейн занялся научной и педагогической деятельностью, стал заведующим кафедрой режиссуры Государственного института кинематографии, в 1935 году получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Эйзенштейн пишет статьи, составляет проект программы по теории и практике режиссуры, на основе прочитанных лекций начинает собирать книгу "Режиссура".

Весной 1935 года Эйзенштейн начал работать над сценарием Александра Ржешевский "Бежин луг" о Павлика Морозова. Однако в 1937 году по идеологическим соображениям приказом по Главному управлению кинематографии работа была прекращена. В качестве репрессивных мер режиссер был отлучен от преподавательской деятельности (восстановлен после съемок фильма "Александр Невский")

В 1938 году Эйзенштейн написал сценарий историко-патриотического фильма "Александр Невский". За фильм Эйзенштейн получил орден Ленина, ученую степень доктора искусствоведения (без защиты диссертации) и Сталинскую премию.

С 1941 по 1946 год режиссер снимал фильм "Иван Грозный". Съемки начались в Москве, а затем, после эвакуации студии "Мосфильм" в 1942 году, были продолжены в Алма-Ате. Главную роль сыграл Николай Черкасов. Картина вышла на экраны в начале 1945 года. За первую серию он получил Сталинскую премию, вторая серия была запрещена и вышла лишь в 1958 году; съемки третьей прекращены. В годы войны принимал участие в Еврейского антифашистского комитета.

Профессор ВГИК, автор фундаментальных работ по теории кино.

Сергей Эйзенштейн умер от инфаркта в ночь с 10 на 11 февраля 1948 года, когда он работал над статьей "Цветовое кино". Предпоследний инфаркт случился с ним во время танца на вечере с киноактрисой Верой Марецкой.

Жена С. М. Эйзенштейна - журналистка Пера Моисеевна Фогельман (литературный псевдоним Пера Аташева, 1900-1965)


2. Фильмография

2.1. Режиссерские работы

  1. 1923 - Дневник Глумова / Дневник Глумова
  2. 1924 - Забастовка ("Чертово гнездо", "История забастовки") / стачка ("Чертова гнездо", "История стачки?)
  3. 1925 - Броненосец "Потемкин" ("1905 год") / Броненосец "Потемкин" ("1905 год")
  4. 1927 - Октябрь / Октябрь (название замысла: Десять дней, которые потрясли мир / Десять дней, Которые потрясли мир)
  5. 1929 - Старое и новое (?Генеральная линия") / Старое и новое (?Генеральная линия?)
  6. 1930 - Сентиментальный романс / Le Romance sentimentale
  7. 1931 - документальный фильм о Мексике "Землетрясение в Оахаке"
  8. 1931 - незаконченный фильм "Да здравствует Мексика!" / ?Qu? viva M?xico!
  9. 1935 - 1937 - Бежин луг (уничтожена картина, восстановлена ​​в качестве фотофильму Н. И. Клейман и С. И. Юткевичем)
  10. 1938 - Камасутра ХХ века
  11. 1944 - Иван Грозный (1-я серия) / Иван Грозный (1-ая серия)
  12. 1945 - Иван Грозный (2-я серия, рассказ вторая - "Боярская заговор") / Иван Грозный (2-ая серия, расказать второй - "Боярский заговор")
  13. 1946 - Иван Грозный (неполное 3-я серия) / Иван Грозный (незавершенная 3-ая серия)

2.2. Сценарные работы

  1. 1924 - Забастовка ("Чертово гнездо", "История забастовки") / стачка ("Чертова гнездо", "История стачки?)
  2. 1927 - Октябрь / Октябрь (название замысла: Десять дней, которые потрясли мир / Десять дней, Которые потрясли мир)
  3. 1929 - Старое и новое (?Генеральная линия") / Старое и новое (?Генеральная линия?)
  4. 1935 - 1937 - Бежин луг
  5. 1938 - Александр Невский
  6. 1944 - Иван Грозный (1-я серия) / Иван Грозный (1-ая серия)
  7. 1945 - Иван Грозный (2-я серия, рассказ вторая - "Боярская заговор") / Иван Грозный (2-ая серия, расказать второй - "Боярский заговор")
  8. 1946 - Иван Грозный (неполное 3-я серия) / Иван Грозный (незавершонная 3-ая серия)

3. Сочинения (на русском)

  • Эйзенштейн С. Монтаж аттракционов: К постановке "На всякого мудреца довольно простоты" А. Н. Островского в московском Пролеткульте / / Леф. 1923. № 3. С.70 - 75.
  • Эйзенштейн С. Два черепа Александра Македонского / / Новый зритель. 1926. № 35. С.10.
  • Эйзенштейн С., Пудовкин Вс., Александров Г. Будущее звукового фильма: Заявка / / Жизнь искусства. 1928. № 32. То же: Советский экран. 1928.
  • Эйзенштейн С. Нежданный Стык / / Жизнь искусства. 1926. № 34.
  • [Эйзенштейн С. М.] Иван Грозный [: Киносценарий]. М.: Госкиноиздат, 1944. - 192 с.
  • [Эйзенштейн С. М.] Как я стал режиссером. Рига: Госкиноиздат, 1946. - 340 с.: Фотоилл.
  • Эйзенштейн С. М. Избранные статьи. М.: Искусство, 1956. - 456 с.
  • Эйзенштейн С. М. Динамический квадрат: Предложения в пользу новых пропорций экрана, Выдвинутые в связи с вопросом о практической реализации "широкого" фильма / / Вопросы киноискусства. М.: АН СССР, 1960. Выпуск 4. - 424 с.
  • Эйзенштейн \ Eisenstein. Рисунки / Dessins / Drawings. М.: Искусство, 1961. - 226 с.
  • Эйзенштейн С. М. Избранные произведения. В 6-и томах. М.: Искусство, 1964-1971.
  • Эйзенштейн С. Немчинов пост [: воспоминания о Малевич] / Публ. И.Вакар / / Новые рубежи: Одинцово, Московской обл. 1988. 28 января. № № 12-13 (11051-11052)
  • Эйзенштейн С. Чет - Нечет / Публ. Н.Клеймана / / Восток - Запад. Исследования. Переводы. Публикации. М.: Наука, 1988. Вып.3. С.234-278.
  • То же в сб.: Большой и Загадочный И-цзин [: Антология]. Челябинск: Аркаим, 2004. С.401-412 (Серия "Антология тысячелетий") - ISBN 5-8029-0509-3
  • Эйзенштейн С., Александров Г. Базар похоти: Сценарий на 9 частей Тараса Немчинова [: трагикомедиях в прифронтовой доме терпимости в эпоху первой мировой войны, 1925] / / НЛО. 1993 № 4. C.5 - 19.
  • Эйзенштейн С. Монтаж: Монтаж аттракционов; За кадром; Четвёртое измерений в кино; Монтаж 1938; Вертикальный монтаж; вкладыш [: учебное издание] / Предисловие Р.Юренева. М.: ВГИК, 1998. - 193 с. - ISBN 5-87149-038-7
  • Эйзенштейн С. Мемуары / Составление, Предисловие, комментарии Н. И. Клеймана. М.: Труд; Музей кино, 1997. Том 1. Wie sag 'ich's meinem Kinde? - 432 с. ("Живая классика") - ISBN 5-88244-009-2
  • Эйзенштейн С. Мемуары. М.: Труд; Музей кино, 1997. Т.2: Автобиография; Обезьянья логика; Истинные пути изобретания; Профили. - 544 с. ("Живая классика") - ISBN 5-88244-010-6
  • Эйзенштейн С. Монтаж. М.: Эйзенштейн-центр; Музей кино, 2000. - 592 с. - ISBN 0235-8212
  • Эйзенштейн С. Метод. Том 1: Grundproblem. М.: Эйзенштейн-центр; Музей кино, 2002. - 495 с. - ISBN 0235-8212
  • Эйзенштейн С. Метод. Том 2: Тайны мастеров. М.: Эйзенштейн-центр; Музей кино, 2002. - 688 с. - ISBN 5-901631-02-1
  • Эйзенштейн С. Неравнодушная природа. Том 1: Чувство кино. М.: Эйзенштейн-центр, Музей кино, 2004. - 687 с - ISBN 5-901631-09-9
  • Эйзенштейн С. Неравнодушная природа. Том 2: О строении вещей / Сост. Н.Клеймана. М.: Эйзенштейн-центр; Музей кино, 2006. - 624 с - ISBN 5-901631-12-9
  • Эйзенштейн С. Психологические вопросы искусства [сб. статей] / Сост., ред., вступить. ст. Е.Басина. М.: Смысл, 2002. - 336 с - ISBN 5-89357-114-2

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам