Экстаз святой Терезы (боцетто)


Экстаз святой Терезы (боцетто) - эскиз будущей скульптурной группы, созданный в терракоте итальянским скульптром суток развитого барокко Лоренцо Бернини (1598-1680).


1. Провал в карьере 'ери Бернини

"Экстаз святой Терезы" в Санта Мария делла Витториа
Автопортрет Бернини. 1625 г., Оксфорд.

Бернини пользовался уважением папского двора, создал собственную мастерскую, изобиловала помощниками и исполнителями его замыслов и проектов, делала все технические расчеты и реализацию идей. Он быстро стал диктатором в искусстве Рима. В возрасте 22 года он создал бюст папы римского Павла V, было чрезвычайно ответственной задачей. Бюст понравилось. И карьера Лоренцо быстро пошла вверх. Место главного папского мастера Лоренцо Бернини удержал и при новом папе, которым стал Урбан VIII. Долгое потификат папы - ( 1623 - 1644) - предоставил возможность чрезвычайное полно раскрыть способности талантливого Бернини как в скульптуре, так и в архитектуре. Об этом хорошо известно из источников. Живопись из-за чрезвычайной загруженности Бернини оставил.

Но в его художественной карьере имел место и провал. Он наступил в годы понтификата папы римского Иннокентия Х (1644-1655). Папа не желал быть меценатом и патроном Бернини. Тот не является папским избранником, покинул папский дворец в Ватикане, но не перестал быть гениальным скульптором. Именно в эти годы от доделал надгробие умершего папы Урбана VIII, а заказу венецианского кардинала Федерико Корнаро - скульптурную группу "Экстаз святой Терезы".


2. Украшение часовни Корнаро

Скульптурная группа посвящена С. Терезе Авильский, черники с Испании 16 века, которую папский двор объявил святой. В одном из своих писем святая Тереза ​​рассказала о всей сон-видение: "К ней приблизился ангел в телесном образе" и пробил ее чрево золотой стрелой с огненным острием, отчего она почувствовала "сладкую муку". Лоренцо Бернини с помощниками мастерской перевел мистическое видение в мрамор.

Скульптурная группа выполнена из белого карарский мрамора. Ее установили в алтарную нишу на фоне позолоченных бронзовых лучей, которые символизировали Господа сияние. Скульптурная группа, посвященная С. Терезе Авильский, стала украшением римской церкви Санта Мария делла Витториа и одним из кардинадьних произведений Бернини.


3. Описание произведения

Небольшое боцетто (эскиз) в сборнике Эрмитажа отражает поиски первого варианта скульптурной композиции, где автор искал выгодное расположение ангела и святой Терезы, чтобы наиболее полно раскрыть сюжет. Тереза ​​лежит на облаке, ее левая рука бессильно упала. Ангел со сладкой улыбкой придерживает монашеское одеяние Весы и готов попасть огненной стрелой в ее чрево. Быстрое лепки скульптурного эскиза сосредоточено на главных персонажах. Но уже найдено их расположение и мистический ветер, неслыханно усиливал выразительность скульптур Лоренцо Бернини, ветер, и здесь раздувал нездешний одежда ангела. Количество облака в эскизе значительно меньше, чем в готовой скульптуре. Для усиления впечатления в готовом произведении скульптор подал и обнаженную ногу Весы. Терракотовый эскиз был поврежден и потерял головку ангела, ладони и долю крылья.


Источники

  • Rudolf Wittkower: Bernini. The Sculptor of Roman Baroque. London 1955.
  • Gianlorenzo Bernini: Zeichnungen. Insel, Leipzig 1982.
  • Alessandro Angellini: Giannlorenzo Bernini ei Chigi tra Roma e Siena. Siena 1998.
  • Charles Avery: Bernini. Hirmer, M?nchen 1998, ISBN 3-7774-7630-7.
  • Tod A. Marder: Bernini and the Art of Architecture. Abbeville Press, New York / London / Paris 1998, ISBN 0-7892-0115-1.
  • Sabine Burbaum: Die Rivalit?t zwischen Francesco Borromini und Gianlorenzo Bernini. Athena, Oberhausen 1999, ISBN 3-932740-35-1.
  • Philipp Zitzlsperger: Gianlorenzo Bernini. Die Papst-und Herrscherportr?ts. Zum Verh?ltnis von Bildnis und Macht. Hirmer, M?nchen 2002.
  • Carolin Behrmann: Die R?ckkehr des lebenden Toten. Berninis Grabmal f?r Urban VIII. Barberini. In: Horst Bredekamp und Volker Reinhardt (Hrsg.): Totenkult und Wille zur Macht. Die unruhigen Ruhest?tten der P?pste in St. Peter. Wissenschaftliche Buchgesellschaft, Darmstadt 2004, S. 179-196.
  • Sebastiano Roberto: Gianlorenzo Bernini e Clemente IX Rospigliosi. Arte e architettura a Roma e in Toscana nei seicento. Gangemi, Rom 2004.
  • Pablo Schneider, Philipp Zitzlsperger (Hrsg.): Bernini in Paris. Das Tagebuch des Paul Fr?art de Chantelou ?ber die Reise des Gianlorenzo Bernini nach Frankreich. Akademie Verlag, Berlin 2006.
  • "Эрмитаж за 200 лет", Л-М, "Сов.художник", 1966 (рус)



См.. также